Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
в составе председательствующего судьи Ставича В.В.
судей Гордеевой О.В, Михайловой Р.Б, при секретаре Бабашкиной З.А.
с участием прокурора Хомяченко Е.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лобанова.., Володина.., Королева... к Чикунову.., Шлепиной.., Дмитриевой.., Бодрикову.., Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального адрес о защите избирательных прав (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N2а-596/2022)
по апелляционной жалобе административных истцов на решение Перовского районного суда г. Москвы от 7 сентября 2022 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б, объяснения представителя административных истцов по доверенностям фио, возражения представителей административных ответчиков Чикунова В.М. по доверенности Бушуева В.А, Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального адрес по доверенности фио, заключение прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением Совета депутатов муниципального адрес в городе Москве от 16 июня 2022 года N 01-07/22 на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального адрес.
Решением Московской городской избирательной комиссии от 24 июня 2022 года N11/1 "О проведении голосования на выборах в течение нескольких дней подряд" установлено проведение голосования на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в городе Москве в единый день голосования 11 сентября 2022 года в течение нескольких дней подряд - 9, 10, 11 сентября 2022 года.
Полномочия избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального адрес (далее - Избирательная комиссия) решением Московской городской избирательной комиссии возложены на территориальную избирательную комиссию адрес.
Решениями Избирательной комиссии от 20, 28 и 29 июля 2022 года административные истцы фио, Володин О.Н, Королев А.М. и административные ответчики фио, фио, Дмитриева М.Ю, Бодриков И.В. зарегистрированы кандидатами в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N3.
фио, Володин О.Н, Королев А.М. обратились в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав, в котором просили об отмене регистрации Чикунова В.М, Шлепиной Э.И, Дмитриевой М.Ю, Бодрикова И.В. кандидатами в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N3, указывая на проведение административными ответчиками предвыборной агитации с нарушением законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
Решением Перовского районного суда г. Москвы от 7 сентября 2022 года в удовлетворении административных исковых требований фио, фио, фио отказано.
В апелляционной жалобе административные истцы просят об отмене данного судебного акта как незаконного, утверждая о нарушении судом норм материального и процессуального права, неверной оценке доказательств.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административного ответчика Чикунова В.М. представлены возражения.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административных истцов по доверенностям фио, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителей административных ответчиков Чикунова В.М. по доверенности Бушуева В.А. и Избирательной комиссии по доверенности фио, полагавших решение суда законным и обоснованным, заключение прокурора об отклонении апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
Разрешая спор, суд пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении требований, обоснованно исходил из того, что в настоящем случае оснований для отмены регистрации кандидатов не имеется.
Такие суждения суда первой инстанции судебной коллегией признаются правильными; они соответствуют нормам материального и процессуального права, регулирующего рассматриваемые правоотношения, и фактическим обстоятельствам дела.
Так, при рассмотрении административного дела установлено, что административными ответчиками за счет средств избирательных фондов с уведомлением об этом Избирательной комиссии выпущены совместные агитационные печатные материалы - листовка (лифлет) под названием "ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД. ВЫРАЩИВАЕМ ЗЕЛЕНЬ ДОМА" (тираж 200 экз.) (л.д. 88-89), а также листовка (лифлет) под названием "команда проекта адрес - НОВОГИРЕЕВО", тираж 2500 экз. (л.д. л.д. 56-57).
В листовках использованы фотография с рассадой, графические изображения (рисунки - условно "гончар", "старик и бабушка", "баскетболисты", "воздушный змей", "семья с шариками"), а также воспроизводятся материалы статей газеты "АиФ. На даче".
Установлено, что 18 июля 2022 года административными ответчиками (заказчики) и фио (исполнитель) был заключен ряд договоров информационно-консультационных услуг, по условиям которых исполнитель по поручению заказчиков обязался оказывать им услуги по информационному сопровождению и разработке дизайн макетов агитационных и иных печатных материалов, а заказчики обязались принять и оплатить услуги исполнителя; исполнитель принял на себя обязательство самостоятельно осуществить выплаты авторских вознаграждений обладателям авторских и смежных прав, или организациям, управляющим имущественными правами авторов на коллективной основе, в случае использования в оригинал-макетах результатов интеллектуальной деятельности.
Исполнитель самостоятельно заключил 18 июля 2022 года соглашение о лицензировании материалов, по условиям которого ему предоставлено право пользоваться ресурсами, в частности, с вышеозначенными рисованными изображениями, в том числе в ограниченном печатном тираже (в пределах количества выпущенных листовок), а также оплатил расширенную лицензию. Также исполнитель 19 июля 2022 года самостоятельно оплатил использование спорной фотографии, а 20 июля 2022 года заключил с адрес и факты" лицензионный договор о предоставлении ему права на использование материалов из газеты АиФ. На даче N 23-24 от 2019г. "Зимняя посадка", "Вырастим витамины" и "Шоу Фонариков" на территории всех стран мира на срок действия договора (в переделах которого выпущены спорные АПМ); к указанным договорам представлены платежные документы, выписки по счетам, которые сомнений в их достоверности не вызывают; нарушений условий лицензионных соглашений исполнителем не установлено.
Порядок организации и проведения выборов в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве регулируются нормами Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ), а также Законом города Москвы N 38 от 06 июля 2005 года "Избирательный кодекс города Москвы" (далее - Избирательный кодекс г.Москвы).
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ предвыборная агитация представляет собой деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании и имеющую цель побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
В силу пункта 4 статьи 48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ граждане вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию. Кандидат самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводит ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, пунктом 5 части 7 статьи 87 Избирательного кодекса г. Москвы регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному кругу, в случае несоблюдения кандидатом установленных ограничений о запрете агитации, нарушающей законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
Как разъяснено в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", отношения в сфере интеллектуальной собственности (охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации) регулируются частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. Несоблюдение требований, установленных частью четвертой этого Кодекса (в частности, использование результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации без согласия автора или иного правообладателя, а в случае, когда допускается их использование без согласия автора или иного правообладателя - несоблюдение условий такого использования), должно квалифицироваться судами как нарушение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности при применении пункта 1.1 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Графические изображения, фотографии, газетные материалы в силу статей 1225, 1259 ГК РФ являются объектами авторских прав; права автора неотчуждаемы; исключительное право на результат интеллектуальной деятельности может быть передано другому лицу по договору, по иным основаниям, установленным законом (статья 1228 ГК РФ). Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение (статья 1270 ГК РФ). Другие лица не могут использовать соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя (статья 1229 ГК РФ). Согласно статье 1286 ГК РФ предоставление прав использования объекта авторского права допускается по лицензионному договору.
Кроме того, согласно статье 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (часть 5). Указанный срок, как следует из части 7 той же статьи, является пресекательным и не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска. Согласно части 4 статьи 93 КАС РФ правило о сдаче в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока на административный иск об отмене регистрации кандидата не распространяется.
В силу пункта 5 статьи 78 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, части 4 статьи 241 КАС РФ решение об удовлетворении административного искового заявления об отмене регистрации кандидата, принимается судом первой инстанции не позднее чем за пять дней до дня голосования (в случае проведения голосования в течение нескольких дней подряд - не позднее чем за пять дней до первого дня голосования).
Применительно к изложенному, учитывая представленные договоры и платежные документы, оснований не доверять которым не имеется, а также то, что административное исковое заявление, направленное почтой 31 августа 2022 года, поступило в суд 5 сентября 2022 года, принимая во внимание установленную дату единого дня голосования (11 сентября 2022 года) и решение о его проведении в течение нескольких дней подряд (9, 10, 11 сентября 2022 года), судебная коллегия находит, что суд верно оценил все доводы административного иска как не свидетельствующие о нарушении административными ответчиками в процессе предвыборной агитации законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для отмены регистрации кандидатов в настоящем случае не имеется.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, закон, подлежащий применению к рассматриваемым правоотношениям, верно распределил бремя доказывания между сторонами, надлежащим образом оценил собранные по делу доказательства; выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы о наличии по данному делу оснований к отмене регистрации кандидатов основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения, направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.
Несогласие административных истцов с выводами суда, иная (неверная) оценка фактических обстоятельств дела и собственное (ошибочное) толкование законодательства о выборах, сроках отмены регистрации кандидатов судом, не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Аргументы апелляционной жалобы о нарушений исполнителем условий лицензионных соглашений, договоров с правообладателями, отсутствии надлежащих оплат по ним, превышение тиражности, являются домыслами и объективными данными не подтверждены. По убеждению судебной коллегии, правовые основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по административному делу доказательств об обстоятельствах использования в агитационных печатных материалах административных ответчиков объектов авторских прав отсутствуют.
Истечение предусмотренного пунктом 5 статьи 78 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, частью 4 статьи 241 КАС РФ срока исключает принятие в судебном порядке решения об отмене регистрации кандидатов.
Частью 6 статьи 305 КАС РФ установлено, что регистрация кандидата может быть отменена судом апелляционной инстанции не позднее чем за два дня до первого дня голосования.
Также материалами дела подтверждается, что с административным исковым заявлением об отмене регистрации заявители обратились за пределами установленного срока, что также верно учтено судом при разрешении настоящего спора.
Наличие в законе подобных ограничений в отношении сроков и порядка подачи документов по делам о защите избирательных прав обусловлено временными рамками кампаний по выборам и направлено на обеспечение стабильности избирательного процесса и равных возможностей для всех кандидатов и избирательных объединений.
Вопреки доводам заявителей апелляционной жалобы, нарушений принципов состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при рассмотрении настоящего дела не допущено; у судебной коллегии, в том числе принимающей во внимание сокращенные сроки рассмотрения требований о защите избирательных прав в период выборов, нет оснований полагать, что административным истцам не были гарантированы равные процессуальные возможности на представление доказательств и участие в их исследовании, подготовку к разбирательству.
В силу части 6 статьи 305 КАС РФ регистрация кандидата может быть отменена судом апелляционной инстанции не позднее чем за два дня до первого дня голосования.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ безусловных оснований для отмены решения суда по материалам административного дела также не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Перовского районного суда г. Москвы от 7 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.