Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей фио, фио, при секретаре Е.А.Данилове, с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административного истца Т.В.Царенко на решение Измайловского районного суда адрес от 10 сентября 2022 года, которым отказано Т.В. Царенко в удовлетворении требований к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес о признании незаконным бездействие избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес, выразившееся в невнесении данных об административном истце в избирательный бюллетень на выборах депутатов Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 2, обязании внести данные в избирательные бюллетени на выборах депутатов Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 2,
УСТАНОВИЛА:
Т.В.Царенко обратилась в суд с административным исковым заявлением к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес о признании незаконным бездействие избирательной комиссии, выразившееся в невнесении данных об административном истце в избирательный бюллетень на выборах депутатов Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 2 и обязании избирательной комиссии внести данные об административном истце в избирательные бюллетени на выборах депутатов Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 2 (далее- Избирательная комиссия), обратить решение суда к немедленному исполнению.
В обоснование требований указала, что решением Избирательной комиссией от 12.07.2022 г. зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа по многомандатному избирательному округу N2.
Избирательной комиссией изготовлены бюллетени для голосования без сведений о ней. Избирательной комиссии известен ее статус, однако не предпринято мер для включения сведений в бюллетени, что нарушает ее право быть избранной в органы местного самоуправления.
Решением Измайловского районного суда адрес от 10 сентября 2022 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Т.В.Царенко ставится вопрос об отмене решения суда, принятии новое решения об удовлетворении его требований.
В заседании судебной коллегии Т.В.Царенко и ее представитель по устной доверенности фио доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес по доверенности фио просил оставить решение без изменений, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы административного дела, выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора фио, полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает, что предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, решением Совета депутатов муниципального адрес от 16 июня 2022 года N 84/1 на 11 сентября 2022 г. назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального адрес.
Решением Московской городской избирательной комиссии N 3/5-22 от 28 августа 2003 года полномочия избирательной комиссии внутригородского муниципального образования возложены на Территориальную избирательную комиссию адрес.
Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от 12 июля 2022 года N 5/1 Т.В. Царенко зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 2.
Решением Измайловского районного суда адрес от 01 августа 2022 года по делу N 2а-487/2022 отменено решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от 12 июля 2022 года N 5/1 "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 2 Царенко Татьяны Владимировны".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 10 августа 2022 года и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 29 августа 2022 года решение Измайловского районного суда адрес от 01 августа 2022 года оставлено без изменений.
09 сентября 2022 года кассационным определением судебной коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации судебные акты отменены, принято новое решение, которым административное исковое заявление фио к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес о признании незаконным и об отмене решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от 12 июля 2022 года N 5/1 "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 2 Царенко Т.В." оставлено без удовлетворения.
Также судом установлено, что 18 августа 2022 года Избирательной комиссией принято решение N 17/1 "О тексте и числе избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Совета депутатов муниципального адрес".
05 сентября 2022 года бюллетени изготовлены и переданы в участковые избирательные комиссии.
Голосование на выборах депутатов Совета депутатов муниципального адрес является многодневным и началось в 08 ч. 00 мин. 9 сентября 2022 года.
Голосование происходит путем дистанционного электронного голосования, так и голосования в помещениях для голосования с использованием бумажных бюллетеней, что предусмотрено ст. 68 и ст. 68.1 Избирательного кодекса адрес.
Судом принято во внимание, что Федеральным законом N67-ФЗ предусмотрен порядок внесения изменений в бюллетень в случае восстановления регистрации кандидата до дня голосования, в то же время отсутствует специальная норма, регламентирующая порядок внесения изменений в бюллетень в случае восстановления регистрации кандидата в период голосования. Суд пришел к выводу о невозможности внесения изменений в бюллетени, в том числе и при голосовании с помощью дистанционного электронного голосования, поскольку могут быть нарушены права других кандидатов, а также избирателей.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Так, правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N67-ФЗ).
Порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти адрес и выборов в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в адрес, а также иные вопросы проведения выборов в адрес, отнесенные федеральным законодательством к ведению адрес, урегулированы Законом адрес от 6 июля 2005 года N38 "Избирательный кодекс адрес" (далее - Избирательный кодекс адрес).
Согласно Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выборы в Российской Федерации организуют и проводят избирательные комиссии, деятельность которых осуществляется открыто и гласно (части 5 и 7 статьи 3).
Свободные выборы предполагают достоверные сведения о каждом кандидате.
При подготовке и проведении выборов на избирательных комиссиях в числе иных полномочий лежит обязанность информировать избирателей о кандидатах (часть 6 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
Предоставляемая избирательными комиссиями информация о кандидате имеет публичный интерес, в связи с чем она должна быть полной и соответствовать действительности.
Порядок изготовления, форма и текст бюллетеня, число бюллетеней предусмотрены ст. 63 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также ст. 66 Избирательного кодекса адрес.
В соответствии с п. 5 ст. 63 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", при проведении голосования за кандидатов фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке, при этом бюллетень содержит следующие сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов:
а) фамилия, имя, отчество. Если фамилии, имена и отчества двух и более кандидатов совпадают полностью, сведения о кандидатах размещаются в бюллетене в соответствии с датами рождения кандидатов (первыми указываются сведения о старшем кандидате). Если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество в период избирательной кампании либо в течение года до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, в бюллетене также указываются его прежние фамилия, или имя, или отчество;
б) год рождения;
в) наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата;
г) основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий);
д) если кандидат является депутатом, но работает на непостоянной основе, - сведения об этом одновременно с указанием наименования представительного органа;
е) если кандидат выдвинут избирательным объединением, - слово "выдвинут" с указанием наименования соответствующей политической партии, иного общественного объединения в соответствии с пунктом 10 статьи 35 настоящего Федерального закона;
ж) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, - слово "самовыдвижение".
Избирательные бюллетени изготавливаются не позднее чем за 15 дней до дня голосования в полиграфических организациях, технически оснащенных для изготовления избирательной документации (часть 12 статьи 66 Избирательного кодекса Москвы).
Изложенное позволяет прийти к выводу, что вопрос о внесении изменений в бюллетень регламентирован во времени, что обусловлено необходимостью подготовки к изготовлению избирательной документации.
Положениями п. 18 ст. 63 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что в случае принятия в соответствии с законом менее чем за десять дней до дня голосования решений о регистрации кандидатов, списков кандидатов, о передаче при проведении повторного голосования места следующему зарегистрированному кандидату взамен выбывшего после изготовления бюллетеней комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, вправе принять решение о внесении в изготовленные бюллетени данных об указанном зарегистрированном кандидате, списке кандидатов от руки или с использованием технических средств.
Из вышеприведенного следует, что в случае восстановления регистрации кандидата изменение в изготовленный бюллетень могут вносится до дня голосования.
Нормами Федерального закона N67-ФЗ, а также Избирательным кодексом адрес не предусмотрено положений о внесении сведений в избирательный бюллетень в период проведения голосования. Также не предусмотрен порядок внесения новой строки с новым кандидатом в бюллетень в день голосования.
В случае добавления новой строки в изготовленный бюллетень, макет которого представлен в материалы дела, невозможно технически внести все сведения, предусмотренные пунктом 5 статьи 63 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", как и соблюсти иные требования статьи 63 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В пункте 4.3 Порядка дистанционного электронного голосования на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в адрес, назначенных на 11 сентября 2022 года, утвержденным решением Московской городской избирательной комиссии от 28 июля 2022 года N 17/8, указано, что после начала дистанционного электронного голосования изменения в электронный бюллетень не вносятся.
Нарушение порядка размещения сведений в бюллетене, предусмотренного статьей 63 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", может повлечь нарушение прав иных кандидатов по избирательному округу, а также нарушение волеизъявления граждан проголосовавших по утвержденной на настоящий момент форме бюллетеня и нарушение баланса общественных и частных интересов в период проведения
Вопреки доводам апелляционной жалобы избирательная комиссия внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес не допустила незаконного бездействия, поскольку рассматривала техническую и юридическую возможность исполнения вышеуказанного судебного акта, однако изменения в бюллетени не могли быть внесены.
Представителем Избирательной комиссии представлен ответ от 10.09.2022 г. N286, в котором Т.В.Царенко сообщено, что разрешение вопрос о признании избирательного бюллетеня недействительным осуществляется избирательной комиссией при проведении подсчета голосов избирателей.
Таким образом, обращение Т.В.Царенко рассмотрено, ответ предоставлен административному истцу, что указывает на отсутствие бездействия Избирательной комиссии. В силу указанного доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции верно установилюридические значимые обстоятельства. Выводы суда об отсутствии бездействия Избирательной комиссии мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано отсутствие бездействия.
При таком положении оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Измайловского районного суда адрес от 10 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.