Московский городской суд в составе судьи Михалевой Т.Д., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-1498/2022 по административному иску Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве к Межрегиональной общественной организации "Творческий союз цирковых деятелей России" о ликвидации,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональная общественная организация "Творческий союз цирковых деятелей России", дата образования 29.08.2000, зарегистрирована в качестве юридического лица. Сведения об указанной организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1027739660244.
Запись в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве (далее - Главное управление) внесена за учетным номером 7712019293.
Адресом (местом нахождения) Межрегиональной общественной организации "Творческий союз цирковых деятелей России" согласно материалам регистрационного (учетного) дела и Единому государственному реестру юридических лиц является: 115230, Москва, ул. Ефремова, дом 12, строение 2, квартал 473.
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве обратилось в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что организацией при осуществлении деятельности допущены грубые нарушения законодательства Российской Федерации и положений Устава, в связи с чем, в соответствии с распоряжением Главного управления от 08.12.2021 N10111 в период с 27.12.2021 по 31.01.2022 проведена внеплановая документарная проверка за период ее деятельности с 01.01.2018 по 30.11.2021, по результатам которой составлен Акт проверки от 31 января 2022 года.
В ходе проверки контролирующим органом в деятельности Организации были выявлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации.
В нарушение положений пункта 1.8 Устава, статьей 14.47 Федерального закона от 19.05.1995 N82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон N 82 - ФЗ) Организацией в проверяемом периоде неоднократно нарушалась территориальная сфера деятельности, предусмотренная Уставом Организации и законодательством Российской Федерации: в структуре Организации присутствуют региональные отделения в субъектах РФ, осуществление деятельности в которых не предусмотрено Уставом Организации (Бурятское отделение, Ярославское, Челябинское (Уральское), Якутское, а также за пределами Российской Федерации - Луганское ("Южное") отделение; в нарушение положений 47 Федерального закона N 82- ФЗ Организация имеет в своей структуре "Южное" региональное отделение, осуществляющее деятельность за пределами РФ (в городе Луганск), что не соответствует территориальной сфере межрегиональной общественной организации; также Организация в проверяемом периоде принимала участие в проведении мероприятии в субъектах РФ и за рубежом, деятельность которая не предусмотрена Уставом Организации (Челябинская область, Луганск, Донецк).
В проверяемый период Организацией допущены существенные нарушения прав членов Организации, выразившиеся в несоблюдении принципа равенства членов общественного объединения, в воспрепятствовании участию в принятии корпоративных решений, неознакомлении с документацией (статья 65.2 ГК РФ, подпункты 3.8, 3.10 Устава Организации).
Решения высшего органа управления Организации - Конференции, в том числе по вопросам исключительной компетенции, принимались с нарушением требований пунктов 3.14, 4.1.1, 4.1.2 Устава Организации, прав и заинтересованных членов Организации, а именно, что Отчетно-выборная Конференция от 29.11.2021 г. была проведена с нарушением положений Устава Организации, регулирующих определение правомочности (кворума) заседания высшего органа управления порядка представительства на Отчетно-выборной Конференции 29.11.2021 противоречит положениям Устава Организации. В соответствии с пунктом 3.1 Устава Организации члены имеют равные права и несут равные обязанности. Согласно пункту 4.1.4 Устава Организации Конференция правомочна, если на ней присутствуют более половины членов. При учете общего количества членов для определения кворума при проведении Отчетно-выборной Конференции допущены нарушения положений раздела III Устава Организации. Согласно протоколу Правления N6 от 13.09.2021 г. и обращений граждан, в том числе члена Организации фио следует, что 473 члена Организации не допущены к участию в Отчетно-выборной Конференции от 29.11.2021, что является нарушением пункта 3.10 Устава Организации, пункта 1 ст. 65.2, пункта 4 ст. 65.2 ГК РФ. Таким образом, по мнению административного истца, административным ответчиком допущены грубые нарушения прав членов Организации, носящие неустранимый характер, из чего следует, что решение Отчетно-выборной Конференции Организации от 29.11.2021 является нелегитимной.
Также в проверяемый период решения постоянно действующего коллегиального органа Организации - Правления по вопросам, относящимся к его компетенции, принимались нелегитимным составом, носят противоречивый характер и оформлены с нарушением требований действующего законодательства. В нарушение статей 181.2 и 181.5 ГК РФ из содержания протоколов (выписок из них) невозможно установить сведения о времени и месте проведения собрания, лицах, принявшие участие в собрании, результатах голосования по каждому вопросу повестки дня, лицах, проводивших подсчет голосов, а также не установлено общее число лиц, входящих в состав Правления Организации.
В нарушение требований статьи 52 ГК РФ, статьи 20 Федерального закона N 82 - ФЗ, пунктов 4.2.5, 4.3.2 Устава, в 2019 и 2020 годах не соблюдена периодичность проведения заседаний Правления, а также не проведены проверки финансово-хозяйственной деятельности Ревизионной комиссии (Ревизором).
В нарушение требований абзаца 4 части 1 статьи 29 Федерального закона N 82 - ФЗ административным ответчиком не представлены отчеты о деятельности, персональном составе органов общественной организации, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества за 2018-2020 годы.
В нарушении требований статьи 29 Федерального закона N82-ФЗ и Порядка размещения в сети интернет отчетов о деятельности некоммерческой организации, утвержденного приказом Минюста России от 07.10.2010 N252, Организация не опубликовала в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в СМИ сведения о деятельности Организации за проверяемый период.
В нарушение Договора безвозмездного пользования нежилым зданием Организация без согласия собственника - города Москвы, предоставила нежилые помещения в аренду и получила неосновательное обогащение в размере 9 681 655, 33 рублей. По мнению административного истца, одним из источников дохода административного ответчика является сдача в аренду нежилых помещений, находящихся на праве безвозмездного пользования, что противоречит Уставу Организации.
Также административный истец указал, что административный ответчик вел учетная политику с нарушением положений 170 НК РФ.
В нарушении требований части 2 статьи 20 Федерального закона N82-ФЗ Организация использует на своих официальных бланках сопроводительных писем, оттисках печати эмблему, описание которой в учредительных документах Организации не содержится.
На основании вышеизложенного административный истец просит ликвидировать Межрегиональную общественную организацию "Творческий союз цирковых деятелей России" на основании абзаца 3 части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и пункта 3 части 3 статьи 61 ГК РФ.
В судебном заседании представители административного истца заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представители административного ответчика требование не признали, полагая, что выявленные нарушения не являются грубыми, неоднократными, частично устранены, такая мера ответственности, как ликвидация общественного объединения, несоразмерна допущенным нарушениям. До настоящего времени никаких претензий, за исключением предупреждения об изменении сведений об адресе Организации не поступало, со стороны контролирующего органа в адрес Организации не поступало, а указанное нарушение было устранено в течение 3 дней. В настоящее время деятельность организации продолжается, предпринимаются все возможные усилия для устранения допущенных нарушений, указанных в Акте проверки. Просили обратить внимание суда на то, что Творческий союз цирковых деятелей России существует уже более 20 лет, в его состав входят заслуженные цирковые деятели, которым при нуждаемости оказывается посильная материальная помощь. В настоящее время сложились конфликтные отношения с некоторыми членами организации, которые явились инициаторами обращения с жалобами в компетентные органы, однако, данные обстоятельства не должны повлиять на прекращение деятельности организации в виде ее ликвидации, поскольку существует иной правовой способ защиты. Поддержали в полном объеме письменные возражения.
Представители заинтересованных лиц фио, фио, фио, фио, фио, Прокуратуры г. Москвы поддержали позицию административного истца в полном объеме.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о ликвидации общественного объединения, иной некоммерческой организации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением. Частью 2 указанной нормы предусмотрено, что административное исковое заявление подается в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 настоящего Кодекса.
Пунктом 5 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что Московский городской суд как суд города федерального значения рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела о ликвидации межрегиональных и региональных общественных объединений.
Право каждого на объединение, свобода деятельности общественных объединений гарантируются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями международных договоров Российской Федерации, включая Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами. Данные права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом (часть 4 статьи 15, часть 1 статьи 30, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15)
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, урегулированы Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Общественная организация - одна из организационно-правовых форм общественного объединения (статьи 7 Федерального закона N 82-ФЗ). Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено данным федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом (статья 8 Федерального закона N 82-ФЗ).
В соответствии с частью первой статьи 29 этого закона общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ, ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона.
В свою очередь абзацем 3 части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Часть вторая статьи 38 Закона об общественных объединениях возлагает на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, обязанность осуществлять контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, за исключением случая, указанного в части 5 названной статьи; запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.
Статья 42 Закона об общественных объединениях закрепляет, что в случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации общественных объединений (далее - федеральный орган государственной регистрации), вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения.
В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, данный федеральный орган вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев. Решение о приостановлении деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд (части первая - третья).
Исходя из подпункта 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, федеральным органом государственной регистрации является Министерство юстиции Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 77 пункта 6 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 3 марта 2014 года N 25, Главное управление обращается в суд с заявлениями о ликвидации общественных объединений и их структурных подразделений и иных некоммерческих организаций.
Таким образом, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве правомочно на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 26 постановления от 27 декабря 2016 г. N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" (далее - постановление Пленума от 27 декабря 2016 г. N 64), поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом.
В качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию.
Грубым также является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства.
К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.
В частности, грубым нарушением является несоответствие заявленной территориальной сфере деятельности объединения граждан; использование объединением граждан в своем наименовании наименований органов государственной власти, местного самоуправления; оказание объединением граждан услуг без получения соответствующей лицензии (статья 14 Закона об общественных объединениях, часть 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьи 9 и 19 Закона о свободе совести).
Согласно пункту 27 этого же постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства.
Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов.
Под систематическим осуществлением деятельности, противоречащей уставным целям объединения граждан, в силу пункта 27 указанного выше постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации понимается повторяющееся более двух раз действие, совершенное вопреки указанным в уставе целям и выявленное в результате осуществления контрольно-надзорных полномочий.
Данные нарушения могут быть учтены судом за период не более трех лет, предшествующих обращению уполномоченного органа с административным исковым заявлением (часть 2 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьи 196, 200 ГК РФ).
Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в п. 30 Постановления от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", исходя из правовых оснований для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом указанных обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска.
При рассмотрении дела судом установлено, что на основании подпункта 2 пункта 4.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), статей 10, 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ " О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) в соответствии с распоряжением Главного управления от 08.12.2021N10111 в период с 27.12.2021 по 31.01.2022 проведена внеплановая документарная проверка Межрегиональной общественной организации "Творческий союз цирковых деятелей России" за период ее деятельности с 01.12.2018 по 30.11.2021.
Как указывается в административном исковом заявлении, в ходе проверки в деятельности Организации выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации, которые и явились основанием для обращения с указанным иском о ликвидации.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 82-ФЗ
в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
Согласно статье 47 Федерального закона N 82-ФЗ общественное объединение, образованное в Российской Федерации, признается международным, если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность
хотя бы одно его структурное подразделение - организация, отделение или филиал и представительство.
В соответствии со статьями 20 и 28 Федерального закона
N82-ФЗ общественные объединения обязаны закреплять сведения
о своей территориальной сфере деятельности в наименовании и уставе.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона
N 82-ФЗ межрегиональным общественным объединением является объединение, которое осуществляет свою деятельность на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
В соответствии с положениями статьи 20 Федерального закона N 82-ФЗ межрегиональные общественные объединения осуществляют свою деятельность только в тех субъектах, где имеет свои структурные подразделения.
В случае открытия структурных подразделений в иностранных государствах общественное объединение обязано во исполнение требований статей 20 и 28 Федерального закона N82-ФЗ привести в соответствие свое наименование и положения устава в части закрепления территориальной сферы деятельности.
Таким образом, устав межрегиональной общественной организации должен содержать сведения о территории, в пределах которой межрегиональное общественное объединение осуществляет свою деятельность через свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства, путем перечисления указанных структурных подразделений и субъектов Российской Федерации, в которых они расположены.
Согласно пункту 1.8 Устава (в действующей редакции 2019 года) Организация осуществляет свою деятельность в следующих регионах (городах): г. Москва, г. Казань, Республика Осетия-Алания (г. Владикавказ), г. Санкт-Петербург.
Так, по мнению административного истца, организация неоднократно допускала нарушение территориальной сферы деятельности, осуществляя свою деятельность за пределами территории, где находятся ее структурные подразделения; в структуре Организации установлено наличие региональных отделений в субъектах Российской Федерации, осуществление деятельности в которых не предусмотрено Уставом Организации (Бурятское отделение, Ярославское, Челябинское (Уральское), Якутское, а также за пределами Российской Федерации - Луганское ("южное") отделение); организация в проверяемом периоде принимала участие в проведении и организации мероприятий в субъектах Российской Федерации и за рубежом, деятельность в которых не предусмотрена Уставом Организации (Челябинская область, Луганск, Донецк).
Кроме того, Организацией было принято участие в работе форума "Цирк будущего", проходившего в г. Челябинск (лист приложения 151-154); Организацией в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещена информация о проведении выступлений в г. Луганск (лист приложения - 156-157); На сайте Организации имеется публикация "Заслуженные звания!" от 29.12.2018, согласно которой звание "Заслуженный артист Республики Бурятия" присвоено артисту Бурятского цирка, председателю Бурятского регионального отделения Творческого союза цирковых деятелей России (лист приложения - 295).
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно пунктам 4.1.1, 4.1.2 Устава Организации высшим руководящим органом является Конференция, проводимая только в форме совместного присутствия участников Конференции - членов Организации и делегатов от региональных отделений Организации.
В соответствии с пунктом 3.14 Устава Организации члены только региональных отделений вправе делегировать свои полномочия делегатам, которые избираются на Общем собрании регионального отделения.
Таким образом, участие в Конференции имеют право принимать члены организации и делегаты от региональных отделений.
Порядок создания региональных отделений Организации предусмотрен п. 6.2 разделом VI Устава Организации о Структуре Союза и состоит из следующих этапов: члены Организации подают заявление в Правление Организации о намерении создать региональное отделение, в последующем на заседании Правления Организации принимается решение о создании данного регионального отделения, в последующем данные о территориальной сфере вносятся в Устав Организации.
Как установлено судом, решение о создании Бурятского регионального отделение принималось на заседании Правления 08.06.2018 г. (протокол N2) (л.д. 94-95 т.1). В последующем члены Организации своим решением создали Региональное отделение в Республике Бурятия, что подтверждается Протоколом общего собрания Регионального отделения ТСЦДР в Республике Бурятия N1 от 13.06.2018. Решение о создании регионального отделения в Ярославской области было принято на заседании Правления 26.10.2021. (протокол N8) (л.д. 115-116 т.1). Решение об обращении членов о создании Ярославского регионального отделения было принято 05.04. 2021, что подтверждается протоколом Собрания членов МОО "ТСЦДР". Решение о создании регионального отделения в Челябинской области было принято на заседании Правления Союза 26.10.2021 (протокол N8) (л.д. 115-116 т.1). Члены были прияты на заседании Правления 29.09.2020. (Протокол N1) (л.д. 102-103 Т.3). Решение об обращении в Правление о создании Челябинского регионального отделения было принято 20.10.2021, что подтверждается Протоколом.
Как пояснили в судебном заседании представители административного ответчика, и указанные обстоятельства объективными доказательствами по делу не опровергнуты, Луганское (Южное) региональное отделение фактически создавалось в Ростовской области, членами которого были граждане России, проживающие в Ростовской области, Республики Крым и Волгоградской области. Название Луганского отделения было указано временно по наименованию Цирка в г. Луганске. Решение о создании Ростовского (Луганского (Южного) регионального отделения было принято на заседании Правления 26.10.2021. (Протокол N8) (л.д. 115-116 т.1), а артисты Луганского цирка были приняты в члены Союза на Правлении Союза 29.09.2020 г. (Протокол N1) (л.д. 102-103 т. 3). Решение о создании Южного отделения МОО "ТСЦДР" было принято в октябре 2021 года. На Очередной отчетно-выборной Конференции от 29 ноября 2021 года обсуждался вопрос о внесении изменений в Устав, в том числе, о территории деятельности Организации (л.д. 140, 144 и 146 т. 2). Но в связи с признанием административным истцом Конференции от 29.11.2021 нелегитимной, Устав Организации в новой редакции не был зарегистрирован.
Утверждение административного истца о том, что участие отдельных представителей в мероприятиях в других субъектах Российской Федерации нарушают территориальную сферу деятельности Организации, также является необоснованными, направлены на неверное толкование норм материального права и Устава общества.
В соответствии с п. 2.1 Устава целью деятельности Союза являются: содействие созданию условий для всестороннего развития творческой инициативы в области циркового искусства; содействие развитию и популяризации циркового дела в России и за ее пределами.
Таким образом, действующее законодательство, как и Устав Организации позволяет принимать членам Организации в социально-значимых, общественных, просветительских и иных культурных мероприятиях в области циркового искусства, проводимых на территории Российской Федерации и за ее пределами.
На основании того, что отчетно-выборная Конференция от 29.11.2021 была признана административным истцом нелегитимной, 23.05.2022 проведена отчетно-выборная Конференция, на которой учитывались делегаты только тех территорий, которые указаны в уставе Союза, а именно г. Москва, г. Владикавказ (Северная Осетия - Алания), г. Казань (Республика Татарстан) и г. Санкт-Петербург, что подтверждает устранимость нарушений, допущенных при проведении отчетно-выборной Конференции от 29.11.2021
Как указывается в исковом заявлении, в проверяемый период Организацией допущены нарушения прав ее членов, выразившиеся в несоблюдении принципа равенства членов общественного объединения, в воспрепятствовании участию в принятии корпоративных решений, не ознакомлении с документацией.
В частности при учете общего количества членов для определения кворума при проведении Отчетно-выборной Конференции (Протокол N 1
от 29.11.2021) допущены нарушения положений раздела III Устава Организации (Членство в Организации. Права и обязанности членов Организации). Так, из обращений граждан, следует, что 473 члена Организации не допущены к участию в Отчетно-выборной Конференции 29.11.2021. Согласно представленному на проверку протоколу Правления N 6 от 13.09.2021 члены Организации, имеющие задолженность по взносам 4 и более лет на конференцию не допускаются. Правлением в нарушение действующего законодательства принято решение не допускать 473 члена Организации к участию в голосовании (лист приложения 122).
Частью 3 статьи 123.6 Гражданского кодекса Российской Федерации членство в общественной организации неотчуждаемо.
В соответствии с пунктом 3.10 Устава Организации члены имеют равные права и несут равные обязанности.
Пунктом 3.9 Устава Организации предусмотрено, что Правление ведет учет членов. Основанием для внесения в список и исключения из списка членов Организации является соответствующие решения Правления, а также заявления членов Организации.
Дав оценку вменяемому административному ответчику нарушению в части несоблюдении принципа равенства членов общественного объединения в части недопущении 473 членов Организации на Конференцию, проводимую 29.11.2021 г, суд приходит к выводу, что указанные обстоятельства объективными доказательствами по делу не подтверждены. Более того, административным ответчиком предоставлен список из 77 членов из числа названных 473 (л.д. 160-167 т.3), которые были допущены к участию на Конференцию, проводимой 29.11.2021, что также подтверждается бюллетенями, которые подписывали указанные члены при голосовании по вопросам повестки дня Конференции от 29.11.2021.
Помимо этого, суд считает, данное нарушение не является неустранимым, поскольку, как пояснили представители административного истца, при подготовке к Очередной Конференции 23 мая 2022 года, все члены, в том числе, из указанного списка 473, были уведомлены и приглашены к участию на Конференцию, кроме тех, кто написали заявление о выходе из Союза, что не опровергнуто административным истцом.
Доводы административного истца в части нарушения прав членов Организации по не ознакомлению с документацией Организации (статья 65.2 ГК РФ, подпункты 3.8, 3.10 Устава Организации) является необоснованным, так как не подтверждены доказательствами. Вместе с тем, на заседании Правления от 26.10.2021 (Протокол N8) (л.д. 115, 117 т.1) обсуждался вопрос о предоставлении документации фио, на котором она присутствовала, ей был дан ответ, что она может с ними ознакомится.
Доводы административного истца о том, что нарушения, допущенные при проведении Конференции 29.11.2021 года, являются неустранимыми, не обоснованы. С учетом указанных ГУ Минюста России по Москве нарушений при проведении проверки, административный ответчик 23 мая 2022 года провел Очередную отчетно-выборную Конференцию, тем самым устранил все имеющиеся замечания административного истца.
Кроме того, суд считает необходимым обратить внимание, что согласно статьи 46 Конституции Российской Федерации закреплено право гражданина обжаловать в суд решения общественных объединений.
Согласно статье 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионные органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом (статья 6).
Общественные объединения и граждане, чьи права, предоставленные данным федеральным законом и другими законами об отдельных видах общественных объединений, оказались нарушенными, могут обратиться с исковым заявлением в судебные органы и с заявлением или жалобой в административные органы о привлечении виновных к ответственности (статья 39).
Вместе с тем, судом установлено, что отсутствуют судебные споры между Организацией и ее членами. Представленные копии исковых заявлений заинтересованных лиц фио, фио не содержат отметки о направлении этих заявлений в суд, отсутствуют доказательства принятия этих заявлений к производству суда, как не представлено судебных решений по этим заявлениям.
Кроме того, Управлением указывается, что в проверяемом периоде решения высшего органа управления Организации - Конференции, в том числе по вопросам исключительной компетенции, принимались с нарушением требований пунктов 3.14, 4.1.1, 4.1.2 Устава Организации, прав и законных интересов членов Организации.
При учете общего количества членов для определения кворума
при проведении Отчетно-выборной Конференции (Протокол N 1
от 29.11.2021 лист приложения - 141) допущены нарушения положений раздела III Устава Союза (Членство в Союзе. Права и обязанности членов Союза).
Так, установлено, что Отчетно-выборная Конференция
от 29.11.2021 проведена с нарушением положений Устава Организации, регулирующих определение правомочности (кворума) заседания высшего органа управления, а также решение Правления от 26.10.2021 в части установления порядка представительства на Отчетно-выборной Конференции 29.11.2021 противоречит положениям Устава Организации.
Решением Правления от 26.10.2021 (лист приложения 303) установлен неправомочный порядок представительства, реализованный в соответствии с Протоколом N1 от 29.11.2021 на Отчетно-выборной Конференции: делегаты избираются членами, входящими в региональные отделения, а также членами, не входящими в региональные отделения. Указанный порядок представительства нарушает пункты 3.14, 4.1.1, 4.1.2 Устава Организации, согласно которым делегаты на Конференцию избираются исключительно региональными отделениями на заседаниях Общих собраний региональных отделений.
Кроме того, реестр членов Союза, в ходе проведения проверки представлен не был.
Таким образом, Организацией допущены грубые нарушения прав членов Организации, носящие неустранимый характер, из чего следует, что решение Отчетно-выборной Конференции Организации от 29.11.2021 является нелегитимным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
В соответствии с пунктами 4.1.1 и 4.1.2 Устава Организации высшим руководящим органом является Конференция, состоящая из членов Организации и из делегатов от региональных отделений Организации.
В соответствии с пунктом 3.10 Устава Организации члены имеют равные права и несут равные обязанности. Согласно пункту 4.1.4 Устава Организации Конференция правомочна, если на ней присутствует более половины членов.
Вместе с тем, суд считает необходимым учесть, что решение Отчетно-выборной Конференции Организации от 29.11.2021 признано нелегитимным, на что также ссылается административный истец, и указанные выше нарушения не носят неустранимый характер, и частично были исправлены административным истцом в рамках проведения Конференции в 2022 году, легитимность которой на момент рассмотрения данного дела не оспорена.
Также в административном исковом заявлении указывается, что в проверяемом периоде решения постоянно действующего коллегиального органа - Правления по вопросам, относящимся к его компетенции, принимались нелегитимным составом, носят противоречивый характер и оформлены с нарушением требований действующего законодательства.
В представленных на проверку организацией протоколах заседаний Правления за проверяемый период в нарушение статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации не указаны сведения о времени и месте проведения собрания; лицах, принявших участие в собрании; результатах голосования по каждому вопросу повестки дня; а также о лицах, проводивших подсчет голосов.
Также, исходя из содержания представленных на проверку протоколов, следует, что персональный состав Правления Союза неоднократно менялся, при этом высшим органом управления Союза - Конференцией, к исключительной компетенции которого отнесен вопрос избрания Правления в соответствии с пунктом 4.1.1. Устава Организации, указанный вопрос не рассматривался.
В соответствии с пунктом 4.2.1. Устава Союза постоянно действующим руководящим органом является Правление.
Согласно пункту 4.2.3. Устава Союза Правление в количестве 11 человек избирается Конференцией сроком на 5 лет.
Пунктом 4.2.5. Устава Союза предусмотрено, что заседания правления проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
Указывая на нарушение формы составления протоколов, административный истец ссылается на положения части 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой в протоколе должны быть указаны: 1) дата и время проведения заседания, место проведения заседания и (или) способ дистанционного участия членов гражданского-правового сообщества в заседании, а в случаях заочного голосования - дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании членов гражданско-правового сообщества, и способ отправки этих документов; 2) сведения о лицах, принявших участие в заседании, и (или) о лицах, направивших документы, содержащие сведения
о голосовании; 3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня; 4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, если подсчет голосов был поручен определенным лицам; 5) сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол; 6) сведения о ходе проведения заседания или о ходе голосования, если участник гражданско-правового сообщества требует их внести в протокол; 7) сведения о лицах, подписавших протокол.
Вместе с тем, суд не может признать грубым, нарушение формы составления протоколов, которое не влечет признание их недействительными, и считает, что в данном случае, присутствует формальный подход к оценке достаточности оснований для ликвидации организации, поскольку содержание достоверности протокола, дата проведения заседания может быть подтверждено другими доказательствами, в частности извещениями, переписками и т. п.
Таким образом, доводы административного истца в части того, что решения Правления оформлялись с нарушением законодательства Российской Федерации, а именно статей 181.2, 181.5 ГК РФ, не являются грубыми и неустранимыми.
Как следует из материалов дела 15 марта 2018 года на Отчетно-выборной Конференции Организации был избран следующий состав Правления в количестве 11 человек: фио, фио - фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, Ситов Л.С, фио 20 апреля 2019 года заявление о выходе из состава Правления написала фио, также в январе 2020 года вышел из состава Правления фио Соответственно, количественный состав Правления уменьшился до 9 человек. В соответствии с п. 4.2.5 Устава Организации заседания Правления проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Заседания считаются правомочными при участии в них более половины от общего числа членов Правления.
Несмотря на то, что на заседании Правления Организации присутствовали лица, не входящие в состав, участие которых оформляется как присутствующие либо приглашенные лица, а именно фио, фио, фио, фио, фио, кворум из состава членов Правления избранных на Конференции 15 марта 2018 года, при принятии решений Правления Союза имелся.
Таким образом, утверждения административного истца о том, что решения Правления Союза нелегитимны и незаконны, являются несостоятельными и не находят своего подтверждая соответствующими доказательствами.
Суд соглашается с позицией административного истца о том, что проведение заседания Правления Организации в отсутствие лиц, входящих в его состав, содержит в себе признаки нарушения равенства прав участников гражданско-правового образования при проведении заседания органа управления, что в свою очередь влечет признание судом такого решения недействительным в соответствии с положениями статьи 181.4 ГК РФ.
Вместе с тем, суд считает необходимым обратить внимание на то, что никто из членов организации не воспользовался своим правом оспаривания решений Правления в установленном законом порядке.
В нарушение требований статьи 52 ГК РФ, статьи 20 Федерального закона N 82-ФЗ, пунктов 4.2.5, 4.3.2 Устава, в 2020 году Организацией не соблюдена периодичность проведения заседаний Правления, в соответствии с пунктом 4.2.1. Устава Союза постоянно действующим руководящим органом является Правление.
Исходя из представленных протоколов, периодичность заседаний Правления нарушена в 2019 и 2020 годах.
Суд не может согласиться с указанной позицией административного истца и отнесения указанных нарушений к грубым.
Так, в 2019 году Правление собиралось 4 раза: 25.03.2019, 14.05.2019 г, 17.09.2019, 24.12.2019. Протоколы от 14.05.2019 и 17.09.2019 были предоставлены в ГУ Минюста России по г. Москве в рамках проведения проверки (л.д. 100, 206 т.1). В 2020 году проводилось 3 заседания Правления: 30.06.2020, 29.09.2020, 26.11.2020.
Как пояснил представитель административного ответчика, протоколы от 24.12.2019 и 25.03.2019 на бумажных носителях были утрачены, однако фактическую работу заседания Правления и принятых решений 24 декабря 2019 и 25 марта 2019 можно подтвердить из рабочего чата, позволяющим пользователям отправлять текстовые и голосовые сообщения, совершать голосовые и видеозвонки, обмениваться изображениями, документами, и другим контентом.
Кроме того, суд признает обоснованными пояснения представителя административного ответчика о том, что административным истцом не учтены фактические обстоятельства дела, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации и введением в связи с этим в 2020 году Указом Президента Российской Федерации ограничений и запретов. Указанные обстоятельства, по мнению суда, объективно препятствовали, в том числе, проведению заседаний коллегиальных органов управления некоммерческих организаций. Как пояснили представители организации, в связи с тем, что некоторым членам Правления было более 65 лет, они могли быть подвержены риску для жизни и здоровья, соответственно было принято решение отложить проведение заседаний Правления до снятия ограничительных мер, и поскольку режим ограничений постепенно начали снимать в Москве в июне 2020 года, в этой связи первое заседание Правления в 2020 году состоялось 30 июня 2020 года. Учитывая эпидемиологическую ситуацию в стране, суд приходит к выводу, что нарушение периодичности проведения заседаний Правления в 2019 и в 2020 годах нельзя отнести к грубым.
Как указывает административный истец в исковом заявлении, организацией требования пункта 4.6.2 Устава по вопросам проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности не соблюдены, на проверку не представлены акты ревизии финансово-хозяйственной деятельности Организации.
Нарушения, связанные с непроведением проверок финансовой-хозяйственной деятельностью Ревизионной комиссией Организации, административный ответчик не отрицает, объясняет тем, что Ревизионная комиссия Организации в определенный промежуток времени уклонялась от исполнения своих обязанностей, в результате чего, решением Правления Организации был заключен договор на проведение независимого аудита.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
Таким образом, финансовая деятельность Организации была проверена независимой аудиторской компанией, что подтверждается актом аудиторской проверки (л.д. 88 т.1).
Суд, оценивая данные обстоятельства, приходит к выводу, что данное нарушение действительно имело место быть, однако, не может признать его грубым, неоднократным и неустранимым, а также учитывает, что административный ответчик предпринял все возможные действия для устранения данного нарушения, однако по объективным обстоятельствам, которые препятствовали их устранению, не смог обеспечить работу Ревизионной комиссии и привлек независимую аудиторскую организацию для проверки своей финансовой деятельности. Доказательств о недостоверности или искажении результатов аудиторской проверки не представлено.
Также административным истцом указывается, что в нарушение требований абзаца 4 части 1 статьи 29 Федерального закона N 82-ФЗ общественной организацией не представлены отчеты о деятельности, персональном составе органов общественной организации, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества за 2018-2020 годы.
Содержание представленных отчетов по формам ОН0001, ОН0002 не соответствуют сведениям, представленным в ходе проведения проверки.
Так, вместо указанных сведений в 2020 и 2021 годах Организацией представлены отчеты по формам ОН0001 и ОН0002, представление которых не предусмотрено для некоммерческих организаций, зарегистрированных в форме общественного объединения.
Довод административного ответчика в отношении отсутствия обязанности предоставлении отчетности на основании п. 3.1 ст. 32 Федерального закона N7-ФЗ, а именно в случаях, когда некоммерческие организации, имевшие поступления имущества и денежных средств в течение года свыше трех миллионов рублей, не обязаны представлять в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом, является необоснованным, в связи с тем, что согласно абз. 4 части 1 статьи 29 Федерального закона N82-ФЗ такая обязанность предусмотрена.
Однако, по мнению суда, указанные нарушения не являются неустранимыми и грубыми. Административный истец до вынесения решения суда указанные нарушения устранил, что подтверждается предоставленными доказательствами (л.д. 149-198 т. 3).
Административный истец, указывает, что административным ответчиком были заключены следующие договоры, предметом которого по утверждению административного истца, является аренда помещений в здании, полученного административным ответчиком по Договору безвозмездного пользования нежилого здания от 29.01.2008 г. N1-5/08: Договор с ООО "Лидер класс" (л.д. 224т.4), предметом которого является оказание услуг по проведению мероприятий; Договор с ООО "Альфа" по предоставлению в аренду рабочего места; Договор на оказание услуг, заключенный между Союзом и ООО Торговый дом "Иммид" о предоставлении в аренду помещения для проведения деловых и праздничных мероприятий. Вместе с тем, в предоставленном административным истцом договоре (л.д. 204 т.4) предмет договора определен как "услуги по организации и проведению деловых и праздничных мероприятий по адресу: г. Москва, ул. Ефремова, дом 12, стр. 2.", что также не являются нарушением Договора о предоставлении нежилого здания, устава Союза и действующего законодательства.
Как пояснил в судебном заседании представитель административного ответчика Договор на оказание услуг, заключенный между Союзом и ОАО "МТС", о возможности размещения оборудования базовой станции сотовой связи антенно-федеральных устройств, не предполагает сдачу в аренду самих помещений по адресу г. Москва, ул. Ефремова, дом 12, строение 2, поскольку устройства были установлены на крыше здания, которая не является собственностью г. Москвы, а принадлежит собственнику второй половины здания, что не опровергнуто в ходе рассмотрения дела. Договор, заключенный между Союзом и Столичным филиалом ПАО "Мегафон" по предоставлению услуг обеспечения эксплуатации оборудования, что также не предполагает сдачу в аренду помещений по адресу: г. Москва, ул. Ефремова, дом 12, стр.2; Договор на оказание услуг, заключенный между Союзом и ООО "Форум" по предоставлению услуг обеспечения эксплуатации оборудования.
Кроме того, в предоставленном административным истцом Акте N65 от 17.12.2018 (л.д. 219 т.4) (л.д. 184 т.3) указан предмет договора "оказание услуг по проведению мероприятий", что также не являются нарушением Договора о предоставлении нежилого здания, Устава Организации и действующего законодательства.
Суд считает необходимым обратить внимание на то, что отсутствие нарушений, связанных с нецелевым использованием нежилого здания по адресу: г. Москва, ул. Ефремова, дом 12, стр. 2, подтверждается Актом осмотра Росимущества нежилого помещения (здания), принадлежащего на праве собственности городу Москве N 9019147/3/22 от 09.03.2022 г. (л.д. 221 т.1), которым установлено, что нарушений условий Договора от 29.01.2008 г. N1-5/08 не имеется, и здание используется по назначению. Также нарушения по использованию нежилого здания по адресу: г. Москва, ул. Ефремова, дом 12, стр. 2 не были обнаружены в хоте проверки Хамовнической межрайонной прокуратурой г. Москвы, что подтверждается Актом проверки от 18 марта 2022 года (л.д. 117 т.4).
Предоставленная административным истцом на последнем судебном заседании информация от Департамента городского имущества города Москвы, преимущественно содержит претензии, направленные в адрес МОО "ТСЦДР" о необходимости устранения выявленных нарушений по использованию нежилых помещений, за 2015-2016 гг, что не являлось предметом проверки органа государственного контроля, а претензия от 11.03.2019 г. NДГИ-И-16153/19 касается размещения медицинского консультативно-оздоровительного центра, который размещен в другой части здания, и не относится к помещениям, переданным административному ответчику по Договору безвозмездного пользования нежилого здания, что не опровергнуто в ходе рассмотрения дела. Кроме того, Департаментом городского имущества города Москвы требований о расторжении указанного договора в связи с нецелевым использованием помещений не направлялось.
Нарушение при ведении учетной политики Организации с нарушением положений статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку в учетной политике не описан порядок ведения раздельного учета целевых поступлений, полученных из средств федерального бюджета и поступлений от иных видов деятельности, по мнению суда, не может быть отнесено к грубым нарушениям, более того, эти нарушения не являются неустранимыми.
Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации оснований ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно, неоднократное нарушение требований закона, даже при условии их доказанности, само по себе не является безусловным основанием для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан. Указанные меры реагирования должны быть соразмерны допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям.
С учетом изложенного в каждом конкретном случае суд оценивает существенность допущенных объединением граждан нарушений и их последствий, а также возможность их устранения без ликвидации либо запрета деятельности объединения.
Федеральный закон "Об общественных объединениях" предусматривает право органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществлять контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, вынести руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения нарушений, которые должны составлять не менее одного месяца (часть 2 статьи 38).
Как уже было указано выше, в результате установленных Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по городу Москве в ходе проверки нарушений, никаких предписаний в адрес Межрегиональной общественной организации "Творческий союз цирковых деятелей России" не направлялось, не выносилось предписание о приостановлении деятельности организации для устранения допущенных нарушений, а было принято кардинальное решение - обращение в суд с требованием о ликвидации указанной организации, что, по мнению суда, является несоразмерным последствиям допущенных нарушений.
Судом также установлено, что административный ответчик продолжает вести уставную деятельность, что подтверждается вступлением новых членов в организацию, проведением очередной Отчетно-выборной конференции, а также проведение мероприятий в области циркового искусства.
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения факты неоднократного совершения административным ответчиком вменяемых ему нарушений, а именно административным истцом в адрес административного ответчика ранее не направлялись предупреждения (представления) об устранении указанных в административных исковых требованиях, нарушений, а также принимая во внимание, что допущенные организацией нарушения носят устранимый характер, а также учитывая, что ликвидация юридического лица возможно лишь как крайняя мера, когда исчерпаны иные методы разрешения, и когда невозможность продолжения своей деятельности является следствием ненадлежащего осуществления управления всеми участниками, на что неоднократно указывал Конституционный суд Российской Федерации в своих постановлениях, суд приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для ликвидации Межрегиональной общественной организации "Творческий союз цирковых деятелей России".
Принимая такое решение, суд также считает необходимым учесть, что во вменяемых Межрегиональной общественной организации "Творческий союз цирковых деятелей России" нарушениях отсутствуют действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию. Вышеупомянутые нарушения не создают реальную угрозу или не повлекли причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства.
При таких обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 175, 176, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве о ликвидации Межрегиональной общественной организации "Творческий союз цирковых деятелей России" отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда Т.Д. Михалева
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 16 сентября 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.