Судья Московского городского суда Лашков А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО "Жилфондсервис" по доверенности Д.М. на решение судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 11 февраля 2022 года, которым постановлено:
Постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка "Лосиный остров" А.В. N* от 14 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ООО "Жилфондсервис" - оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Жилфондсервис" по доверенности Д.М. - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка "Лосиный остров" А.В. N* от 14 сентября 2021 года ООО "Жилфондсервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300.000 (триста тысяч) рублей.
Решением судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 11 февраля 2022 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи, защитником ООО "Жилфондсервис" по доверенности Д.М. подана жалоба в Московский городской суд, в которой ставит вопрос об их отмене.
В судебное заседание явился защитник ООО "Жилфондсервис" по доверенности Д.М, который жалобу и доводы, изложенные в ней, поддержал в полном объеме.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 8.39 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Из материалов дела следует и установлено административным органом, что * года в * часов * минут на основании приказа заместителя директора по охране ФГБУ национального парка "*" N* от * года, государственными инспекторами в области охраны окружающей среды национального парка "Лосиный остров" проведен осмотр (обследование) территории национального парка "Лосиный остров" и его охранной зоны, в ходе которого было установлено, что на территории охранной зоны национального парка "Лосиный остров", в пяти метрах от границ Национального парка "Лосиный остров" по адресному ориентиру: * (географические координаты *), рядом с мусорной контейнерной площадкой проводятся работы по распиловке и дроблению древесины. Дробление осуществлялось при помощи трактора с государственным регистрационным знаком 4722ХО50, принадлежащего ООО "Жилфондсервис".
В ходе производства по делу было установлено, что вышеуказанные работы проводятся ООО "Жилфондсервис", в нарушение обязательных требований природоохранного законодательства РФ, установленных п.4 ст.15 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" N 33-ФЗ от 14 марта 1995 года, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды - Минприроды России.
Национальный парк "Лосиный остров" образован Постановлением Совета Министров РСФСР от 24.08.1983 N 401 "О создании государственного природного национального парка "Лосиный остров".
Границы национального парка определены в соответствии с Государственным актом на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, расположенным в Восточном и Северо-Восточном АО города Москвы, от 28.12.1994 N М-03-001551.
Приказом Минприроды РФ от 26.03.2012 г. N 82 утверждено Положение о национальном парке "Лосиный остров". В соответствии с п. 9 Положения на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка. Вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территории национального парка и его охранной зоны согласовываются с Минприроды России.
Исходя из пунктов 9, 18 главы 3 Положения о национальном парке "Лосиный остров", утвержденного Приказом Минприроды России от 26 марта 2012 года N 82, на территории данного природного заказника запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка; вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территории национального парка и его охранной зоны, согласовываются с Минприроды России.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
В силу п. 2, п. 4 ст. 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ, на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка; с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
Исходя из ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно ч. 1 ст. 52 указанного Федерального закона, в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.
По смыслу ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Частью 2 статьи 59 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлен запрет хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущей к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
На основании вышеизложенного действия ООО "Жилфондсервис" квалифицированы по ст. 8.39 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина ООО "Жилфондсервис" подтверждаются материалами дела, а именно: приказом о проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований от * года; актом осмотра (обследования) территории от * года; фотоматериалами; определением о возбуждении дела об административном правонарушении, проведении административного расследования от * года; определениями об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении; письменными объяснениями генерального директора ООО "Жилфондсервис" А.А. от * года, из которых следует, что он дал распоряжение о переработке веток в щепу для последующего вывоза порубочных остатков; протоколом об административном правонарушении N* от * года, составленным в соответствии с требованиями ст.28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, надлежащим должностным лицом; выпиской из ЕГРЮЛ и Уставом ООО "Жилфондсервис"; показаниями допрошенной в судебном заседании заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка "Лосиный остров" ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" А.В.
При получении доказательств, положенных в основу постановления должностного лица административного органа о назначении административного наказания, судьи районного суда при рассмотрении жалобы, каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы повлиять на их оценку, допущено не было.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, у суда оснований не имеется, в связи с чем, судья правильно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления.
Не согласие с мотивировкой изложения обстоятельств совершения правонарушения и составления постановления должностным лицом, не является безусловным основанием к его отмене, поскольку основано на субъективном понимании вопросов его составления.
Постановление вынесено надлежащим должностным лицом, при рассмотрении дела на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, выяснены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, все необходимые сведения, предусмотренные 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях в постановлении отражены.
Судом проверялись доводы защитника о том, что работы по сбору и вывозу бытовых отходов относятся к содержанию общего имущества дома и являются обязанностью управляющей компании, работы проводились в рамках заключенного с ОАО "*" договора N* от * года на выполнение подрядных работ по обслуживанию, содержанию, ремонту, санитарному обеспечению общего имущества в многоквартирных домах, и проведение данных работ не должны согласовываться с Минприроды России, однако они были отклонены как несостоятельные.
Границы национального парка и его охранной зоны установлены решением исполкомов Московского областного и Московского городского Советов народных депутатов от 04 мая 1979 года N 1190-543 "Об утверждении проекта планировки природного парка "Лосиный остров".
Решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Совета народных депутатов от 10 октября 1988 г. N 2130-1344, постановлением Совета Министров СССР от 21 августа 1989 г. N 703, постановлением Совета Министров РСФСР от 5 октября 1989 г. N 295 и совместным постановлением Правительства Москвы и администрации Московской области от 29 апреля 1992 г. N 235-113 границы национального парка "Лосиный остров" уточнены.
Описание границ Национального парка и его охранной зоны и схема функционального зонирования национального парка, являющаяся приложением к Положению о национальном парке "Лосиный остров", утверждены Приказом Минприроды России N82 и находятся в свободном доступе.
Каких-либо нормативных актов, изменяющих границы, установленные указанными нормативными актами, уполномоченным органом власти не принималось.
Согласно пункту 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Следовательно, территория национального парка как природоохранного объекта в силу закона может включать в себя помимо земельного участка, являющегося федеральной собственностью и предоставленного национальному парку на праве постоянного (бессрочного) пользования, также земельные участки других собственников.
Согласно части 2 статьи 15 Закона об охраняемых территориях на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.
Ограничение деятельности собственников земельных участков, расположенных в границах национального парка и его охранной зоны, возникает в силу закона с момента образования национального парка и установления его границ.
При этом наличие либо отсутствие сведений в ЕРГН о нахождении спорного участка в границах национального парка "Лосиный остров" и его охранной зоны, не влияет на факт его существования в границах особо охраняемой территории национального парка "Лосиный остров" в границах, установленных вышепоименованными нормативными правовыми актами.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Юридическое лицо, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий. Заявитель не проявил той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась при осуществлении деятельности, и не принял все зависящие меры по соблюдению правил и норм.
Как установлено судом первой инстанции, ООО "Жилфондсервис" не согласовало с Минприроды России, в том числе и через ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" свою социально - экономическую деятельность на территории национального парка "Лосиный остров".
В связи с этим, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ООО "Жилфондсервис" не были приняты меры по соблюдению требований природоохранного законодательства, уважительных причин не совершения необходимых действий не установлено, в связи, с чем административный орган правомерно пришел к выводу о наличии вины ООО "Жилфондсервис" в совершенном правонарушении.
Таким образом, на основании вышеизложенного, оценив собранные по делу доказательства на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо административного органа и судья районного суда обоснованно пришли к выводу о совершении ООО "Жилфондсервис" административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
А дминистративное наказание назначено с соблюдением требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 8.39 КоАП РФ, с учетом характера совершённого правонарушения, объектом которого является соблюдение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов, конкретных обстоятельств дела и тяжести административного правонарушения.
При этом, каких-либо исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.
Каких-либо юридически значимых доводов, опровергающих выводы о виновности ООО "Жилфондсервис" в совершении правонарушения, в жалобе не приведено.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену решения судьи и постановления должностного лица, по делу не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ.
РЕШИЛ:
Постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка "Лосиный остров" А.В. NОЗМ070921 от 14 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ООО "Жилфондсервис", решения судьи Преображенского районного суда Москвы от 11 февраля 2022 года оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО "Жилфондсервис" А.А. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Лашков А.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.