Судья Московского городского судья Харитонов Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ФГБНУ НЦП Фазлаевой О.В. на Постановление старшего государственного инспектора адрес в области охраны окружающей среды Департамента природопользования и охраны окружающей среды адрес N0403-1142/2021/ адрес от 15 июня 2021 г. и решение судьи Тушинского районного суда адрес от 08 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ в отношении Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Научный центр неврологии",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора адрес в области охраны окружающей среды Департамента природопользования и охраны окружающей среды адрес N0403-1142/2021/ адрес от 15 июня 2021 г, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Научный центр неврологии" (далее - ФГБНУ НЦП, Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
В жалобе, поступившей в Тушинский районный суд адрес, защитник ФГБНУ НЦП фио просила об отмене вышеуказанного постановления по делу об административном правонарушении, ссылаясь на приведенные в жалобе доводы, в том числе указала, что Учреждение не было надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом административного органа; ФГБНУ НЦП направило в установленный срок декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020г. в адрес Межрегионального управления Росприроднадзора по адрес и адрес; информация о необходимости предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду в Департамент природопользования и охраны окружающей среды адрес не была опубликована в установленном порядке и указала на малозначительность вмененного административного правонарушения.
Решением судьи Тушинского районного суда адрес от 08 февраля 2022 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения, а жалоба защитника ФГБНУ НЦП Фазлаевой О.В. без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными по делу постановлением должностного лица и решением судьи, защитник ФГБНУ НЦП фио обратилась в Московский городской суд с жалобой, в которой просит указанные постановления отменить и прекратить производство по делу либо изменить постановление, заменив назначенное наказание предупреждением, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, выражает несогласие с выводами должностного лица и судьи, с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и указывает на то, что они не знали о необходимости предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду в Департамент природопользования и охраны окружающей среды адрес.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ФГБНУ НЦП фио, поддержавшую доводы жалобы, выслушав в качестве свидетеля - представителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды адрес фио, возражавшего против доводов жалобы и пояснившего, что считает доказанным факт совершения вмененного ФГБНУ НЦП административного правонарушения и что довод заявителя о том, что ФГБНУ НЦП не знало об опубликованном 18 мая 2020г. распоряжении Правительства РФ от 15 мая 2020г. на основании которого необходимо предоставлять декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду в Департамент природопользования и охраны окружающей среды адрес не освобождает от ответственности за совершенное административное правонарушение, прихожу к выводу о том, что оснований для отмены или изменения решения судьи и постановления должностного лица не имеется по следующим основаниям.
Административная ответственность по ст. 8.5 КоАП РФ наступает за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на адрес, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической адрес хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Пунктом 8 ст. 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Приказом Минприроды России от 10.12.2020 N1043 утвержден порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду) и форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно п. 6 Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N63-ФЗ "Об электронной подписи", сформированного путем использования электронных сервисов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, через веб-портал приема отчетности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ("Личный кабинет природопользователя").
При представлении декларации о плате в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, представление ее на бумажном носителе не требуется.
При годовом размере платы за предыдущий отчетный период равном или менее сумма лица, обязанные вносить плату, вправе представлять декларацию о плате на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии, сформированной путем использования электронных сервисов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, через веб-портал приема отчетности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ("Личный кабинет природопользователя").
В соответствии с абз. 1 п. 7 Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, в случае, предусмотренном абз. 3 п. 6 настоящего Порядка, декларация о плате на бумажном носителе представляется лицами, обязанными вносить плату, в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, осуществляющие функции администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от платы, по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления.
В силу ст.ст.1, 2 Соглашения между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Правительством Москвы о передаче Правительству Москвы осуществления части полномочий Российской Федерации в области охраны окружающей среды от 17 февраля 2020 г, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2020г. полномочия по администрированию доходов бюджетов бюджетной системы в части платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется Правительством Москвы, полномочия по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляются Департаментом природопользования и охраны окружающей среды адрес.
Как следует из материалов дела и установлено судьей и должностным лицом административного органа, 11 марта 2021 г. в 00 час. 01 мин. ФГБНУ НЦП, юридический адрес: адрес, допустило сокрытие или искажение экологической информации, выразившееся в непредставлении в уполномоченный орган - Департамент природопользования и охраны окружающей среды адрес в установленный п. 8 ст. 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" срок декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 г.
Действия (бездействие) ФГБНУ НЦП квалифицированы по ст.8.5 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина ФГБНУ НЦП подтверждаются следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 27.05.2021 года, который в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, предъявляемыми к его содержанию и порядку составления, содержит все необходимые для рассмотрения дела сведения: о событии, времени и месте совершения правонарушения и о ФГБНУ НЦП как о юридическом лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; копией декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 г. с отметкой о поступлении в Департамент природопользования и охраны окружающей среды 25 марта 2021г.; сопроводительным письмом Межрегионального управления Росприроднадзора по адрес и адрес о передачи деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 г, в т.ч. декларации ФГБНУ НЦП в Департамент Департамент природопользования и охраны окружающей среды адрес; копией конверта, в котором ФГБНУ НЦП была направлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020г. в Межрегиональное управление Росприроднадзора по адрес и адрес с отметкой о принятии письма 17 февраля 2021 г. и иными материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности ФГБНУ НЦП в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ.
При рассмотрении дела судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины указанного юридического лица.
Довод жалобы об отсутствии в действиях ФГБНУ НЦП состав вмененного административного правонарушения, поскольку Управление Росприроднадзора по адрес и адрес является территориальным органом, наделенным полномочиями по приему деклараций по объектам на территории адрес, и что ФГБНУ НЦН осуществляет свою деятельность исключительно на территории адрес, адрес местонахождения - адрес и учреждением была направлена Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020г. на бумажном носителе Почтой России в Межрегиональное Управление Росприроднадзора по адрес и адрес 17.02.2021г. был предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, получил надлежащую правовую оценку с которой нет оснований не согласиться и поэтому не может служить основанием для отмены постановления должностного лица и решения судьи.
Отклоняя указанный довод жалобы, суд обоснованно исходил из того, в соответствии с Соглашением между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Правительством Москвы о передаче Правительству Москвы осуществления части полномочий Российской Федерации в области охраны окружающей среды от 17 февраля 2020г, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 15.05.2020 N1282-р должностные лица Департамента природопользования и охраны окружающей среды адрес наделены полномочиями по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях. Соглашение вступило в законную силу 18 мая 2020 г, вместе с тем полномочия по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется с 01 января 2020 г.
Декларация о плате на бумажном носителе направляется лицами, обязанными вносить плату, в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, осуществляющие функции администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от платы, по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления (абз. 1 п. 7 Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду).
Приказ Минприроды России от 10.12.2020 N1043 об утверждении порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 31 декабря 2020 г.
Приказом Росприроднадзора от 25.06.2014 N371 "Об администрировании доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Департаментом природопользования и охраны окружающей среды адрес, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области охраны окружающей среды" за Департаментом природопользования и охраны окружающей среды адрес, наделенным бюджетными полномочиями администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, закреплен Перечень источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, закрепляемых за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации, согласно приложению, в том числе плата за негативное воздействие на окружающую среду.
При таких обстоятельствах, судья первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в настоящем случае, имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ФГБНУ НЦП, имелась возможность для соблюдения положений п. 8 ст. 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", за нарушение которой ст. 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Другие доводы жалобы не может служить основанием для отмены постановления должностного лица и решения судьи поскольку не влияют на их выводы.
Суд первой инстанции учел, что доказательств того, что ФГБНУ НЦП были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма назначено должностным лицом ФГБНУ НЦП в пределах санкции ст.8.5 КоАП РФ, с учетом требований ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ. При этом были приняты во внимание характер совершенного административного правонарушения и другие обстоятельства по делу.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
С учетом изложенного, обжалуемые постановления являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора адрес в области охраны окружающей среды Департамента природопользования и охраны окружающей среды адрес N0403-1142/2021/ адрес от 15 июня 2021 г. и решение судьи Тушинского районного суда адрес 08 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ в отношении Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Научный центр неврологии" - оставить без изменения, а жалобу защитника ФГБНУ НЦП Фазлаевой О.В. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Д.М.Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.