Судья Московского городского суда Харитонов Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ООО "ФСК АЛЬФА" - ... Общества фио на вынесенное в отношении ООО "ФСК АЛЬФА" постановление начальника Отдела по вопросам миграции УВД по адрес ГУ МВД России по адрес от 05 октября 2021 года по делу N 1778 которым ООО "ФСК АЛЬФА" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере сумма, на решение судьи Лефортовского районного суда адрес от 02 февраля 2022 года, которым постановлено: постановление начальника Отдела по вопросам миграции УВД по адрес ГУ МВД России по адрес от 05 октября 2021 года по делу N 1778 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "ФСК АЛЬФА" изменить: указать в постановлении, что административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, совершено ООО "ФСК АЛЬФА" 06 ноября 2020 года. В остальной части постановление начальника Отдела по вопросам миграции УВД по адрес ГУ МВД России по адрес от 05 октября 2021 года, вынесенное по делу N 1778, оставлено без изменения, жалоба законного представителя ООО "ФСК АЛЬФА" - ... Общества фио - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника Отдела по вопросам миграции УВД по адрес ГУ МВД России по адрес от 05 октября 2021 года по делу N 1778 ООО "ФСК АЛЬФА" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Не согласившись с указанным постановлением законным представителем ООО "ФСК АЛЬФА" - генеральным директором Общества фио была подана жалоба на указанное постановление в Лефортовский районный суд адрес, судьёй которого вынесено указанное решение.
Не согласившись с принятыми актами, Общество в лице своего законного представителя -... фио, обратилось в Московский городской суд с жалобой, в которой просит постановление начальника Отдела по вопросам миграции УВД по адрес ГУ МВД России по адрес от 05 октября 2021 года, решение районного суда отменить по доводам, изложенным в жалобе, пересмотреть размер назначенного постановлением начальника Отдела по вопросам миграции УВД по адрес ГУ МВД России по адрес от 05 октября 2021 года, применить наказание менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.4 ст. 18.15 КоАП РФ.
В судебное заседание законный представитель ООО "ФСК АЛЬФА" не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы извещена, направила в суд представлять интересы Общества защитника по доверенности фио, которая доводы жалобы поддержала.
Проверив материалы дела, заслушав защитника ООО "ФСК АЛЬФА", изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления судьи районного суда ввиду следующего.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ предусмотрена за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Нарушения, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, совершённые в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или адрес, подлежат квалификации по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на адрес и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона РФ N 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трёх рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Как следует из материалов настоящего дела, 14 декабря 2020 года на основании распоряжения начальника ОВМ УВД по адрес ГУ МВД России по адрес от 14 декабря 2020 года N 130 должностными лицами указанного административного органа проведена внеплановая выездная проверка мест пребывания (проживания) и осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства по адресу: Москва, адрес (все корпуса и строения), в результате которой установлен факт заключения ООО "ФСК АЛЬФА", расположенным по адресу: Москва, адрес, трудового договора с гражданином адрес фио и осуществления им трудовой деятельности в качестве электрика на строительном объекте по адресу: Москва, адрес, при этом в нарушение требований п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" Общество не уведомило в установленный законом срок (до 16 декабря 2020 года включительно) соответствующий территориальный орган МВД России на региональном уровне по месту осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности о заключении с ним трудового договора (привлечении к труду).
По данному факту 01 октября 2021 года инспектором отделения миграционного контроля Отдела по вопросам миграции УВД по адрес ГУ МВД России по адрес в отношении ООО "ФСК АЛЬФА" составлен протокол серии адрес N 1338932 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
05 октября 2021 года в отношении ООО "ФСК АЛЬФА" начальником Отдела по вопросам миграции УВД по адрес ГУ МВД России по адрес вынесено постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "ФСК АЛЬФА" указанного административного правонарушения и его вина подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе: - распоряжением начальника ОВМ УВД по адрес ГУ МВД России по адрес от 14 декабря 2020 года N 130 о проведении в период с 14 по 22 декабря 2020 года внеплановой выездной проверки мест пребывания (проживания) и осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства по адресу: Москва, адрес (все корпуса и строения);
- протоколом осмотра территории от 14 декабря 2020 года и фотоматериалами, которыми зафиксирован факт осуществления гражданином адрес фио трудовой деятельности в качестве электрика на строительном объекте по адресу: Москва, адрес;
- актом проверки соблюдения положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и соблюдения правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда, осуществления трудовой деятельности иностранными работниками от 14 декабря 2020 года N 131;
- письменными объяснениями гражданина адрес фио, полученными 14 декабря 2020 года с соблюдением требований КоАП РФ и положений ст. 51 Конституции Российской Федерации, из которых следует, что с 01 ноября 2020 года он фактически допущен к работе в должности электрика на строительном объекте по адресу: Москва, адрес, при этом письменный трудовой договор с ним не заключался; график работы - шесть дней в неделю, с 09 часов 00 минут до 19 часов 00 минут, заработная плата - сумма в месяц;
- копией национального паспорта на имя гражданина адрес фио;
- выписками из АС ЦБДУИГ и информационной системы "Территория" в отношении гражданина адрес фио;
- копией гражданско-правового договора от 04 апреля 2020 года, заключенного между ГАУ "МОСЖИЛНИИПРОЕКТ" (заказчик) и ООО "ЦЕНТР ИНЖЕНЕРНЫХ СИСТЕМ" (подрядчик), на выполнение комплекса работ по приведению в нормативное состояние объекта здравоохранения по адресу: Москва, адрес (с дополнительными соглашениями к нему), а также копиями актов сдачи работ по договору и платежных документов;
- письмом временно исполняющего обязанности начальника ОВМ ОМВД России по адрес от 10 сентября 2021 года N 03\10-10435, согласно которому от ООО "ФСК АЛЬФА" в ОВМ ОМВД России по адрес поступало уведомление о расторжении трудового договора с гражданином адрес фио;
- копией договора возмездного оказания услуг от 14 октября 2019 года, заключенного между ООО "ЦЕНТР ИНЖЕНЕРНЫХ СИСТЕМ" (заказчик) и ООО "ФСК АЛЬФА" (исполнитель), предметом которого является периодическое выполнение исполнителем собственными или привлеченными им силами и средствами работ (услуг), поименованных в Перечне выполняемых работ (услуг), являющемся неотъемлемой частью данного договора (дополнительные соглашения к договору), на объекте заказчика, а также копиями актов выполненных работ по договору и платежных документов;
- копией уведомления ООО "ФСК АЛЬФА" от 21 декабря 2020 года о заключении 22 декабря 2020 года трудового договора с гражданином адрес фио;
- копией уведомления ООО "ФСК АЛЬФА" от 02 июня 2021 года о расторжении 02 июня 2021 года трудового договора с гражданином адрес фио;
- определением инспектора отделения миграционного контроля Отдела по вопросам миграции УВД по адрес ГУ МВД России по адрес от 17 сентября 2021 года о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования;
- протоколом об административном правонарушении от 01 октября 2021 года серии адрес N 1338932, составленным уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ, а также иными материалами дела, которым должностным лицом дана оценка на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Данные доказательства получены уполномоченными на то должностными лицами, непосредственно выявившими нарушение Обществом требований п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, нарушений которого при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, оснований не доверять им не имеется.
Выводы о виновности ООО "ФСК АЛЬФА" в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица ООО "ФСК АЛЬФА" имелась возможность для соблюдения миграционного законодательства, за нарушение которого ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу положений ст. 11 ТК РФ на адрес правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
Статьей 16 ТК РФ определено, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
По смыслу ч. 2 ст. 67 ТК РФ, трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.
Исходя из изложенного, наличие оформленного трудового либо гражданско-правового договора не является необходимым элементом объективной стороны вменённого юридическому лицу административного правонарушения, так как доказыванию в данном случае подлежит фактический допуск ООО "ФСК АЛЬФА" конкретного иностранного гражданина к выполнению каких-либо работ в интересах данного юридического лица.
Вместе с тем, ни в районный суд, ни в суд второй инстанции доказательств, подтверждающих, что ООО "ФСК АЛЬФА" приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", представлено не было, ссылок на такие доказательства доводы жалобы также не содержат, тогда как возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у общества имелась, что свидетельствует о его вине во вмененном ему административном правонарушении.
ООО "ФСК АЛЬФА", являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае обществом сделано не было.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьёй районного суда исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, они обоснованно приняты и положены в основу выводов по делу, что нашло свое отражение в судебном постановлении, которое мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины Общества в его совершении, данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела и о заинтересованности в его исходе, не установлено.
Доводы жалобы не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьёй доказательств, расцениваются как стремление избежать административной ответственности за совершённое административное правонарушение, санкция которого предусматривает административный штраф в значительном размере.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным решением, не является основанием к отмене обжалуемых актов, постановленных с соблюдением требований КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ООО "ФСК АЛЬФА" в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, с учётом конкретных обстоятельств дела, характера правонарушения, посягающего на интересы государства в области миграционного законодательства, имущественного положения юридического лица, является справедливым и соразмерным содеянному, соответствует конституционным принципам законности и неотвратимости наказания, согласуется с его предупредительными целями.
Правовых оснований для снижения назначенного Обществу наказания в виде административного штрафа в данном случае не установлено.
Доказательств невозможности исполнения назначенного Обществу наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на юридическое лицо административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности, а также порядок и установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых постановления и решения должностных лиц, решения судьи районного суда, в том числе, по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление начальника Отдела по вопросам миграции УВД по адрес ГУ МВД России по адрес от 05 октября 2021 года по делу N 1778, решение судьи Лефортовского районного суда адрес от 02 февраля 2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью "ФСК АЛЬФА" оставить без изменения, жалобу... ООО "ФСК АЛЬФА" фио - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Д.М. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.