Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО "ЭЛИДА-Н" на постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка адрес N420Щ100820/2 от 05.04.2021 и решение судьи Преображенского районного суда адрес от 05.03.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ в отношении ООО "ЭЛИДА-Н",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением N 420Щ100820/2 заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка адрес от 05.04.2021 ООО "ЭЛИДА-Н" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере сумма.
Решением судьи Преображенского районного суда адрес от 05.03.2022 вышеназванный административный акт оставлен без изменения, жалоба ООО "ЭЛИДА-Н" - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "ЭЛИДА-Н" Саутиев И.Я. просит об отмене состоявшихся административных актов и прекращении производства по делу. В обоснование доводов жалобы указывает на отсутствие в действиях Общества состава вмененного правонарушения.
Законный представитель ООО "ЭЛИДА-Н" надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, направил защитников Саутиева И.Я, фио, которые доводы жалобы поддержали.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснение защитников Саутиева И.Я, фио, прихожу к следующим выводам.
Статьей 8.39 КоАП РФ предусмотрена ответственностью за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", любая хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе принципов презумпции экологической опасности соответствующей деятельности и обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ст. 4, п. 1 ст. 52 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", объектами охраны окружающей среды от порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы, леса и иная растительность; в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.
В соответствии с п. 1 ст. 58 того же Закона, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Частью 4 ст. 15 ФЗ N 33 "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ, с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
адрес создан Постановлением Совета Министров адрес от 24 августа 1983 года N 401 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000г. N 420Щ100820/2 "О национальном парке адрес.
Как установлено должностным лицом административного органа, 10.07.2020 в 16 часов 20 минут на основании приказа заместителя директора по охране ФГБУ адрес о проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований N78 от 22.06.2020 государственными инспекторами в области охраны окружающей среды проведен осмотр (обследование) адрес, в ходе которого установлено, что на территории национального парка адрес, в выделе 20, квартала 4 Щелковского лесопарка, по адресному ориентиру: адрес, географические координаты: 55.902231, 37.924367, без согласования с Федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, ООО "ЭЛИДА-Н" производило работы по расчистке просеки высоковольтной линии и культивации плодородного слоя почвы с помощью трактора с дробилкой на площади 125000 кв.м. на особо охраняемой территории национального парка адрес.
В ходе производства по делу было установлено, что ООО "Элида-Н" допущено нарушение обязательных требований природоохранного законодательства РФ, установленных п.4 ст.15 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" N 33-ФЗ от 14.03.1995, а именно осуществлялась деятельность, без согласования с Федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Указанные действия ООО "ЭЛИДА-Н" квалифицированы по ст.8.39 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "ЭЛИДА-Н" административного правонарушения и его вина подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 10.08.2020, письменным объяснением водителя фио, актом обследования территории от 10.07.2020, ТПС, свидетельством о регистрации машины СВ 711198, фотоматериалом.
С указанными выводами административного органа согласился и суд первой инстанции, в связи с чем оставил данное постановление без изменения.
С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как усматривается из материалов дела 10.07.2020 должностными лицами ФГБУ адрес на основании приказа N 78 от 22.06.2020 проведен плановый рейдовый осмотр территории парка в выделе 20, квартала 4 Щелковского лесопарка, по адресному ориентиру: адрес, географические координаты: 55.902231, 37.924367, в ходе которого выявлен факт нарушения ООО "Элида" п.4 ст. ст.15 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" N 33-ФЗ от 14.03.1995, что выразилось в производстве работ по расчистке просеки высоковольтной линии и культивации плодородного слоя почвы с помощью трактора с дробилкой на площади 125000 кв.м. на особо охраняемой территории национального парка адрес без согласования с Федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. По данному факту 10.07.2020 составлен акт N 11/4/20/-щ-1 осмотра территории.
Установлено также, что в ходе указанного планового рейдового осмотра территории парка в выделе 20, квартала 4 Щелковского лесопарка, также выявлен факт нарушения ООО "Элида" п.2 ст. ст.15 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" N 33-ФЗ от 14.03.1995, что выразилось в осуществлении деятельности, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам - в производстве работ по расчистке просеки высоковольтной линии и культивации плодородного слоя почвы с помощью трактора с дробилкой на площади 125000 кв.м. на особо охраняемой территории национального парка адрес. По данному факту 10.07.2020 составлен акт N 11/4/20/-щ осмотра территории.
Постановлением N 420Щ100820 заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка адрес от 05.04.2021 ООО "ЭЛИДА-Н" признано виновным в нарушении п.2 ст. ст.15 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" N 33-ФЗ от 14.03.1995 и в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере сумма.
Решением судьи Преображенского районного суда адрес от 16.06.2021, оставленным без изменения решением Московского городского суда от 09.12.2021 и постановлением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 31.03.2022 вышеназванный административный акт оставлен без изменения, жалоба ООО "ЭЛИДА-Н" - без удовлетворения.
Таким образом нарушения ООО "ЭЛИДА-Н" требований п. 2 и п.4 ст. ст.15 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" N 33-ФЗ от 14.03.1995, выразившиеся в осуществлении деятельности, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам и без согласования с Федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды - производстве работ по расчистке просеки высоковольтной линии и культивации плодородного слоя почвы с помощью трактора с дробилкой на площади 125000 кв.м. на особо охраняемой территории национального парка адрес по адресному ориентиру: выдел 20, квартала 4 Щелковского лесопарка, адрес, выявлены в ходе одного планового рейдового осмотра территории парка.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в силу 6 апреля 2022 года, статья 4.4 названного Кодекса дополнена частью 5, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, законы, устанавливающие, изменяющие или отменяющие административную или уголовную ответственность, должны соответствовать конституционным правилам действия закона во времени: согласно статье 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (часть 1); никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением; если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2). Данные правила, основанные на общеправовых принципах справедливости, гуманизма и соразмерности ответственности за совершенное деяние его реальной общественной опасности, имеют универсальное для всех видов юридической ответственности значение и являются обязательными и для законодателя, и для правоприменительных органов, в том числе судов; принятие законов, устраняющих или смягчающих ответственность, по-новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных правонарушений и правовой статус лиц, их совершивших, вследствие чего законодатель не может не предусмотреть - исходя из конституционно обусловленной обязанности распространения действия такого рода законов на ранее совершенные деяния - механизм придания им обратной силы, а уполномоченные органы не вправе уклоняться от принятия юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания, оформляющих изменение статуса этих лиц (постановления от 20 апреля 2006 года N 4-П; от 14 июля 2015 N 20-П определения от 16 января 2001 года N 1-О, от 10 октября 2013 года N 1485-О и от 21 ноября 2013 года N 1903-О).
Положения статьи 54 Конституции Российской Федерации, устанавливающие правила действия закона во времени, конкретизируются в отраслевом законодательстве.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 1.7 названного Кодекса закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
При таких обстоятельствах дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.8.39 КоАП РФ, возбужденные по факту осуществления ООО "ЭЛИДА-Н" деятельности на территории национального парка адрес которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам, а также деятельности без согласования с Федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, подлежали соединению в одном производстве, с назначением одного административного наказания.
В соответствии с п.п.7 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
В соответствии с п.п. 3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
Поскольку ООО "ЭЛИДА-Н" привлечено к административной ответственности по ст.8.39 КоАП РФ, постановление Преображенского районного суда адрес от 16.06.2021 вступило в законную силу 09.12.2021, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании п.7 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.8 - 30.9 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка адрес N420Щ100820/2 от 05.04.2021 и решение судьи Преображенского районного суда адрес от 05.03.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ в отношении ООО "ЭЛИДА-Н" отменить, производство по делу прекратить на основании п.7 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.