Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Петраченковой А.И. на постановление Останкинского районного суда г.Москвы от 24 марта 2022г., которым Петраченкова А.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
27 февраля 2022г. сотрудником ОМВД России по Алексеевскому району г.Москвы в отношении Петраченковой А.И. составлен протокол об административном правонарушении по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
Данный протокол об административном правонарушении с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передан в Останкинский районный суд г.Москвы, судьей которого 24 марта 2022г. вынесено приведенное выше постановление.
Не согласившись с указанным решением, Петраченкова А.И. обратилась с жалобой в Московский городской суд, в которой просит решение суда отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание Петраченкова А.И. явилась, апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержала.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения Петраченковой А.И, оснований для отмены или изменения постановления судьи не нахожу.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст.ст. 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", которым в рамках организации публичного мероприятия предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности, на что указано в ст. 4 данного Закона.
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п.1 ч.4 ст.5 того же Федерального закона от 19 июня 2004г. N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч.1 ст.7), а также не позднее, чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п.1. и 2 ст.5).
В соответствии с п.7 ч.1 ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004г. N54-ФЗ, уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Частью 5 статьи 5 вышеназванного Федерального закона от 19 июня 2004 года N54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В силу п.2 ст.2 Закона г.Москвы от 04 апреля 2007г. N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований", уведомление о проведении публичного мероприятия с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подается в префектуру административного округа города Москвы, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия; свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории Центрального административного округа города Москвы либо на территории более чем одного административного округа города Москвы (независимо от количества его участников), - в Правительство Москвы.
Статьей 2 Федерального закона от 19 июня 2004г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем, преимущественно общественно-политического характера; демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации; шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам; пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции; уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Частью 3 ст.6 Федерального закона от 19 июня 2004г. N 54-ФЗ установлено, что во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Исходя из ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, административным правонарушением признается нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч.6 настоящей статьи, предусматривающей административную ответственность за те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если они не содержат уголовно наказуемого деяния.
Как усматривается из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, 27 февраля 2022г. в 16ч. 45мин. в центральной части г.Москвы, в том числе по адресу:.., Петраченкова А.И. принимала участие в публичном мероприятии в форме митинга и шествия, в установленном порядке несогласованного с органами исполнительной власти г.Москвы, в составе группы граждан в количестве более 200 человек, в ходе которого участники мероприятия, в том числе, скандировали тематические лозунги, привлекавшие внимание других граждан, не являющихся участниками данного мероприятия, средств массовой информации, блогеров, в нарушение требований Федерального закона от 19 июня 2004г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и Закона г.Москвы N 10 от 04 апреля 2007г. "Об обеспечении условий реализации права граждан РФ на проведение в г.Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований", на неоднократные и законные требования сотрудников полиции о прекращении противоправных действий, о том, что участие в таком мероприятии является незаконным, Петраченкова А.И. не реагировала, продолжала принимать участие в публичном мероприятии, не согласованном с органами исполнительной власти, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
Факт совершения Петраченковой А.И. указанного административного правонарушения и ее вина подтверждаются совокупностью исследованных судьёй доказательств, в том числе:
протоколом об административном правонарушении СВ N... от 27 февраля 2022г. в отношении Петраченковой А.И, в котором подробно приведено событие административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, указаны нормы Закона, нарушение которых вменяется Петраченковой А.И, при этом, права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, протокол составлен в присутствии Петраченковой А.И, которой разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.51 Конституции РФ, ст.25.1 КоАП РФ, с протоколом она ознакомлена, копия его для сведения вручена на руки, в чем она собственноручно расписалась. Все существенные данные, предусмотренные ст.28.2 КоАП РФ, протокол содержит, в том числе и подпись должностного лица, его составившего.
рапортами и письменными объяснениями сотрудников полиции Д.С.А. и Г.Е.И, составленными по обстоятельствам совершенного Петраченковой А.И. административного правонарушения;
протоколом СВ N... о доставлении лица, совершившего административное правонарушение;
протоколом СВ N... об административном задержании привлекаемого лица;
копией паспорта, выданного на имя Петраченковой А.И.;
сведениями, предоставленными УВД по СВАО ГУ МВД России по г.Москве;
ответом Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г.Москвы о том, что уведомления о проведении публичных массовых акций 27 февраля 2022г. в центральной части г.Москвы, в Правительстве г.Москвы не согласовывалось ;
фотоматериалом.
Данные доказательства оформлены сотрудниками полиции в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Сведениями о фальсификации данных доказательств суд апелляционной инстанции не располагает, вопросы о признании доказательств сфальсифицированными разрешаются в ином судебном порядке, предусмотренном УПК РФ, тогда как сведений о подаче соответствующих заявлений в порядке ст.144 УПК РФ не представлено.
То обстоятельство, что составлявшее протокол об административном правонарушении должностное лицо не являлось непосредственным очевидцем участия Петраченковой А.И. в публичном мероприятии, не согласованном с органами исполнительной власти, не влияет на доказательственную оценку, поскольку нормы КоАП РФ не содержат требования об обязательном составлении протокола об административном правонарушении именно тем должностным лицом, которое непосредственно обнаружило признаки административного правонарушения, требование закона к составлению такого процессуального документа только одно - наличие у должностного лица полномочий на составление протокола об административном правонарушении, которое в данном случае было выполнено.
Рапорта подготовлены именно теми сотрудниками полиции, которые непосредственно выявили административное правонарушение в действиях Петраченковой А.И, и доставили ее в ОМВД, в рамках их должностных обязанностей, согласуются между собой и с событием административного правонарушения, указанным в протоколе об административном правонарушении, они отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам положениями ст.26.2 КоАП РФ.
При этом, КоАП РФ не регламентирует процедуру составления рапорта сотрудником правоохранительных органов, не предусматривает обязанность предупреждения лица, его составившего, об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ, за дачу заведомо ложных показаний, рапорт не регистрируется в книге учета сообщений о преступлении.
Ввиду изложенного, оснований для исключения указанных рапортов сотрудников полиции из числа доказательств не имеется.
Не могут повлиять на квалификацию действий и явиться основанием к освобождению Петраченковой А.И. от административной ответственности указания в жалобе на то, что при рассмотрении настоящего дела судьей районного суда неправомерно не были вызваны в судебное заседание и не допрошены в качестве свидетелей сотрудники правоохранительных органов, составившие рапорты и дававшие письменные объяснения, с учетом наличия в материалах дела их письменных объяснений, из которых усматривается, что они находились при исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка и общественной безопасности, когда 27 февраля 2022г. ими была выявлена Петраченкова А.И, которая в составе группы граждан в количестве более 200 человек принимала участие в публичном мероприятии, не согласованном в установленном порядке с органами исполнительной власти, в связи с чем была доставлена в ОМВД России для дальнейшего разбирательства, оснований не доверять которым не имеется, поскольку они последовательны, непротиворечивы, ничем не опровергнуты, даны непосредственными очевидцами совершения противоправных действий привлекаемого лица в ходе участия в публичном мероприятии, не согласованном с органами исполнительной власти, предупрежденными об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ, за дачу заведомо ложных показаний.
Также КоАП РФ не предусмотрено и участие в судебном разбирательстве по данному делу прокурора, как лица, поддерживающего обвинение, так как в силу п.2 ч.1 ст.25.11 КоАП РФ, прокурор в пределах своих полномочий вправе участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела, извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора, тогда как рассматриваемое дело не было возбуждено по инициативе прокурора.
Установив, что Петраченкова А.И. принимала участие в публичном мероприятии в форме митинга и шествия, не согласованном с органами исполнительной власти, что недопустимо, в ходе которого в том числе скандировались тематические лозунги, о незаконности проведения такого публичного мероприятия она неоднократно была проинформирована сотрудниками правоохранительных органов, однако, зная о несогласованности проводимого публичного мероприятия в центральной части г.Москвы, принимала в нем участие, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в ее действиях объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 02 апреля 2009г. N 484-О-П, гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статья 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации).
Частью 3 ст. 17 Федерального закона от 19 июня 2004г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" определено, что осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц.
Привлечение Петраченковой А.И. к административной ответственности по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ не является нарушением ее права на свободу мирных собраний, предусмотренного Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, так как уведомительный порядок проведения указанного публичного мероприятия, предусмотренный Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, а также Законом г.Москвы от 04 апреля 2007г. N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в г.Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" в целях регулирующего воздействия на отношения, связанные с организацией и проведением мирных собраний, соблюдения баланса частных и публичных интересов и обеспечения гражданам гарантий реализации права заявлять и отстаивать свою позицию по общественно значимым вопросам, в данном случае соблюден не был.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей районного суда исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, они обоснованно приняты и положены в основу выводов по делу, что нашло свое отражение в решении суда, которое мотивировано, отвечает требованиям ст.29.10 КоАП РФ.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины привлекаемого лица в его совершении, не установлено данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях, является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Доводы жалобы о том, что в нарушение вышеуказанной нормы Закона при рассмотрении дела судья не выполнил требования норм действующего законодательства об объективном, полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств по делу отклоняются, поскольку материалы дела свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судья районного суда всесторонне, полно и объективно исследовал все имеющиеся по делу доказательства.
Также суд обращает внимание на то, что установленные КоАП РФ задачи производства по делам об административных правонарушениях, сами по себе, не содержат установленных оснований для иного вывода по делу.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы жалобы о том, что Петраченковой А.И. при составлении протокола об административном правонарушении не были разъяснены положения ст.ст.25.6, 17.7, 17.9 КоАП РФ, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку указанные нормы действующего законодательства регламентируют права и обязанности иных лиц, принимающих участие при производстве по делу об административном правонарушении, в том числе свидетелей, к которым заявитель не относится. Петраченкова А.И, в свою очередь, является привлекаемым к административной ответственности лицом по делу об административном правонарушении.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, с соблюдением требований ст.ст.3.1, 3.2, ст.3.3, 3.9, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, степени общественной опасности, характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественная безопасность и общественный порядок, личности привлекаемого лица, является справедливым и соразмерным содеянному, а также соответствует целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Оснований для признания назначенного Петраченковой А.И. наказания несправедливым вследствие его чрезмерной суровости и смягчения наказания, не установлено.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел, а также принципы презумпции невиновности и законности соблюдены, бремя доказывания по делу распределено верно.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30. 8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление Останкинского районного суда г.Москвы от 24 марта 2022г, которым Петраченкова А.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
М.М.Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.