Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Воронина В.Б., поданную на постановление судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 08 апреля 2022 года, которым Малых ... признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
13 марта 2022 года УУП ОМВД России по Бутырскому району г. Москвы в отношении Малых А.С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Останкинский районный суд города Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник Воронин В.Б. просит об отмене судебного акта и прекращении производства по делу, ссылаясь на приведенные в жалобе доводы.
Малых А.С, защитник Воронин В.Б. в судебное заседание не явились, извещались о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по делу, о причинах своей неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявили.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4 данного Федерального закона).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия, а также не позднее, чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (пп. 1. и 2 ст. 5, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).
Частью 5 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В силу п. 2 ст. 2 Закона г. Москвы от 12 апреля 2007 г. N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" уведомление о проведении публичного мероприятия с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подается в префектуру административного округа города Москвы, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия; свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории Центрального административного округа города Москвы либо на территории более чем одного административного округа города Москвы (независимо от количества его участников), - в Правительство Москвы.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ под участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Как было установлено судьей районного суда 13 марта 2022 года в 15 часов 30 минут Малых А.С, находясь по адресу: г. Москва, Манежная площадь, д. 1, в составе группы граждан в количестве более 300 человек, выкрикивающих лозунги, принял участие в публичном мероприятии в форме митинга, не согласованном в установленном законом порядке с органом исполнительной власти г. Москвы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Малых А.С. к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ
Между тем, признавая вину Малых А.С. в совершении вышеописанного правонарушения доказанной, судья районного суда оставил без внимания следующее обстоятельство.
Одним из условий проведения публичного мероприятия, предусмотренных Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ, является согласование его проведения с органом публичной власти.
Проведение публичного мероприятия в отсутствии такого согласования влечет привлечение к административной ответственности, установленной соответствующими частями ст. 20.2 КоАП РФ.
В данном случае в материалах дела имеется сообщение Первого заместителя руководителя Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы о том, что уведомления о проведении массовых публичных мероприятий 8 и 9 марта 2022 года на территории города Москвы в органы исполнительной власти города Москвы не подавались, проведение публичных мероприятий 10 и 11 марта 2022 года не согласовано.
Однако рассматриваемое по настоящему делу событие вмененного Малых А.С. правонарушения относится к иной дате, а именно 13 марта 2022 года, в отношении которой сведения о согласовании либо отсутствии согласования проведения публичного мероприятия в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, при рассмотрении дела судьей районного суда все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по данной категории дел, не были установлены надлежащим образом.
Подобное рассмотрение дела об административном правонарушении не отвечает задачам производства по делам об административных правонарушениях и требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установленным ст. 24.1 и 26.1 названного Кодекса о всесторонности, полноте, объективности и своевременности выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах постановление судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 08 апреля 2022 года нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении судье Останкинского районного суда г. Москвы следует учесть указанные выше недостатки; принять меры к полному, всестороннему и объективному рассмотрению дела, истребовать необходимые для выяснения всех обстоятельств дела сведения; дать надлежащую оценку действиям лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении и принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 08 апреля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Малых... отменить.
Дело об административном правонарушении вернуть на новое рассмотрение в Останкинский районный суд города Москвы.
Судья Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.