Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием Гозмана Л.Я., защитника Б*** М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Б*** М.Ю. на постановление судьи Тверского районного суда города Москвы от 14 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.48 КоАП РФ, в отношении Гозмана ***,
УСТАНОВИЛ:
13 сентября 2022 года старшим инспектором ГИАЗ Отдела МВД России по Тверскому району города Москвы в отношении Гозмана Л.Я. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.48 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Тверской районный суд города Москвы по месту выявления административного правонарушения.
Постановлением судьи Тверского районного суда города Москвы от 14 сентября 2022 года Гозман Л.Я. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.48 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного ареста на срок 15 (пятнадцать) суток.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник Б*** М.Ю. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях Гозмана Л.Я. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.48 КоАП РФ, ссылается на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства совершения Гозманов Л.Я. противоправных действий; при назначении наказания не были учтены данные о личности Гозмана Л.Я, который страдает заболеванием, препятствующим отбыванию административного ареста; судьёй районного суда нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела.
В судебном заседании Гозман Л.Я. и защитник Бирюков М.Ю. поддержали жалобу по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав Гозмана Л.Я. и защитника Б*** М.Ю, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 13.48 КоАП РФ наступает за нарушение установленного федеральным законом запрета в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации либо при размещении информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", отождествления целей, решений и действий руководства СССР, командования и военнослужащих СССР с целями, решениями и действиями руководства нацистской Германии, командования и военнослужащих нацистской Германии и европейских стран оси, установленными приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны, а также отрицания решающей роли советского народа в разгроме нацистской Германии и гуманитарной миссии СССР при освобождении стран Европы.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" (далее - Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 80-ФЗ), важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма. Российская Федерация берет на себя обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории.
Запрещается в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации либо при размещении информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", отождествление целей, решений и действий руководства СССР, командования и военнослужащих СССР с целями, решениями и действиями руководства нацистской Германии, командования и военнослужащих нацистской Германии и европейских стран оси, установленными приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны, а также отрицание решающей роли советского народа в разгроме нацистской Германии и гуманитарной миссии СССР при освобождении стран Европы (ст. 6.1 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 80-ФЗ).
Согласно материалам дела, 12 сентября 2022 года по адресу: город Москва, улица Большая Дмитровка, дом 28 должностными лицами ОМВД России по Тверскому району города Москвы был выявлен факт размещения Гозманом Л.Я. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на блог-платформе "Livejournal" - "Живой журнал", располагающейся по сетевому адресу: ***, предназначенной для ведения онлайн-дневников и персональных блогов, под названием "Журнал Леонида Гозмана", информационной текстовой публикации (блога) в нарушение ст. 6.1 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 80-ФЗ. В публикации сообщается о выходе телевизионного сериала с названием "СМЕРШ" (сокращение от "Смерть шпионам"). В публикации Гозман Л.Я. выражает негативное отношение к деятельности СС и гестапо, утверждая, что их деятельность преступная, но еще страшнее, по его мнению, деятельность военнослужащих СССР, в том числе НКВД и СМЕРШ. Содержание указанного блога доступно на блог-платформе "Livejournal" в ИТКС Интернет неопределенному кругу лиц. Согласно справке об исследовании N *** от 8 сентября 2022 года, проведённом ГБУ "Московский исследовательский центр", в представленных информационных материалах, размещённых по электронному адресу: ***, содержатся лингвистические признаки сопоставления, а равно отождествления деятельности военнослужащих СССР (СМЕРШ и НКВД) с деятельностью военнослужащих нацистской Германии (СС и гестапо).
Таким образом, Гозман Л.Я. осуществил активные действия, направленные на публичное отождествление целей, решений и действий руководства СССР, командования и военнослужащих СССР с целями, решениями и действиями руководства нацистской Германии, командования и военнослужащих нацистской Германии и европейских стран оси в ходе Второй мировой войны, в нарушение установленного Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 80-ФЗ "Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" (с изменениями и дополнениями от 1 июля 2021 года N 278-ФЗ) запрета на осуществление таких действий.
Приведённые обстоятельства указывают на наличие в действиях Гозмана Л.Я. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.48 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Гозмана Л.Я. подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 13 сентября 2022 года; рапортами старшего инспектора ГИАЗ ОМВД России по тверскому району города Москвы Ц*** Е.Ю.; протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение, от 13 сентября 2022 года; протоколом об административном задержании от 13 сентября 2022 года; рапортом оперуполномоченного 6 отдела ЦПЭ ГУ МВД России по городу Москве С*** О.Е. и заместителя начальника 6 отдела ЦПЭ ГУ МВД России по городу Москве И*** М.Б.; актом осмотра интернет-ресурсов от 12 августа 2022 года; справкой ГБУ города Москвы "Московский исследовательский центр" об исследовании N *** от 8 сентября 2022 года, а также иными материалами дела.
Вывод судьи районного суда о наличии в действиях Гозмана Л.Я. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.48 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались судьёй районного суда и получили надлежащую оценку в судебном постановлении в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Нарушений Конституции РФ, норм КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.48 КоАП РФ, в отношении Гозмана Л.Я, которые могли бы послужить основанием отмены постановления судьи районного суда, не имеется.
Материалы дела свидетельствуют о том, что к выводу о виновности Гозмана Л.Я. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.48 КоАП РФ, судья районного суда пришёл на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств, с учётом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Достоверность и допустимость доказательств проверены, их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка, сомневаться в правильности которой оснований не имеется.
Неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Гозмана Л.Я, также не усматривается. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Доводы о чрезмерной суровости назначенного Гозману Л.Я. административного наказания не влекут удовлетворение жалобы.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Законодатель, установив названные положения в КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также её соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
На основании ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.48 КоАП РФ, влечёт наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Вопреки доводам жалобы, материалы дела свидетельствуют о том, что административное наказание в виде административного ареста на срок 15 суток, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 13.48 КоАП РФ, назначено Гозману Л.Я, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.9 и 4.1 КоАП РФ, при этом основания для исключения применения административного ареста, перечисленные в ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ, отсутствуют. По своему виду и размеру указанное наказание соответствует обстоятельствам и тяжести содеянного, данным о личности виновного.
Довод о том, что Гозман Л.Я. страдает желчекаменной болезнью (код по МКБ К80) и данное заболевание указано в Постановлении Правительства РФ от 12.12.2014 N 1358 "Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих отбыванию административного ареста", как заболевание, требующее оказания экстренной медицинской помощи, не влечет удовлетворения жалобы, поскольку согласно представленному выписному эпикризу АО "Медицина" от 25.08.2022 он выписан со стационарного лечения в удовлетворительном состоянии и, следовательно, в настоящее время в оказании экстренной медицинской помощи не нуждается.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 26.04.2013 N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", Гозман Л.Я. имеет право на получение первой помощи и медицинской помощи, в том числе при необходимости в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации; он вправе пользоваться назначенными лекарственными препаратами для медицинского применения, необходимыми ему по медицинским показаниям. Согласно п. 3 ст. 14 названного закона, в случае, если он будет признан нуждающимся по заключению медицинского работника места отбывания административного ареста в оказании помощи в стационарных условиях, то он может быть направлен в медицинские организации государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Постановление судьи в части назначения Гозману Л.Я. наказания в виде административного ареста основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему такой меры ответственности, а также её соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Оснований для признания назначенного Гозману Л.Я. наказания несправедливым вследствие его чрезмерной суровости и его изменения, в том числе по доводам жалобы, отсутствуют.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения Гозмана Л.Я. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Тверского районного суда города Москвы от 14 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.48 КоАП РФ, в отношении Гозмана *** оставить без изменения, жалобу защитника Б*** М.Ю. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.