Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ЗАО "Ритуал-1" Гудкова Д.С. на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды С.Д.В. от 16 сентября 2021 г. N 0401-1979/2021/ТиНАО, решение Троицкого районного суда г. Москвы от 25 февраля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 4.17 КоАП г. Москвы в отношении ЗАО "Ритуал-1"
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды С.Д.В. от 16 сентября 2021 г. N.., оставленным без изменения решением судьи Троицкого районного суда г. Москвы от 25 февраля 2022 г, ЗАО "Ритуал-1" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 4.17 КоАП г. Москвы, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи, генеральный директор ЗАО "Ритуал-1" обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой ставит вопрос об их отмене.
В судебное заседание Московского городского суда генеральный директор ЗАО "Ритуал-1" не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом. Ходатайство об отложении судебного заседания не заявил. При таких обстоятельствах дело рассмотрено в его отсутствие по правилам ст. 25.1 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, допросив в качестве свидетеля в установленном законом порядке сотрудника Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы К.К.И, знакомого с обстоятельствами деле, подтвердившего выявленное правонарушение, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица, решения судьи не нахожу.
Согласно ч. 4 ст. 4.17 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях", непроведение собственниками (правообладателями) земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, мероприятий по удалению с таких земельных участков борщевика Сосновского - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии со ст.ст. 2, 7 Закона г. Москвы от 05 мая 1999 года N17 "О защите зеленых насаждений" защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории г. Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.
Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.
Собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений.
Согласно п. 2.11 приложения 1 постановления Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы" содержание объектов озеленения - это комплекс работ по уходу за зелеными насаждениями и элементами благоустройства озелененных территорий, включающий в том числе прополку запрещенных растений и агрессивных интродуцентов, активно вытесняющих местные виды растений (борщевик Сосновского, конопля, карантинные виды растений и др.).
Судом установлено и из материалов дела следует, что 23 июля 2021 года в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы поступило обращение гр. П.О. (вх. N... oт 26 июля 2021 года) по вопросу произрастания запрещенных растений агрессивных и интродуцентов (борщевика Сосновского - Heracleum sosnowskyi Manden) на территории земельного участка с кадастровым номером.., расположенного по адресу:... На основании поступивших сведений 27 июля 2021 года вынесено Определение N... о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч. 4 ст. 4.17 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях" в отношении неустановленного лица.
27 июля 2021 года в ходе осмотра территории по адресному ориентиру:.., установлено, что ЗАО "Ритуал-1" допустило непроведение собственниками (правообладателями) земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, мероприятий по удалению с таких земельных участков борщевика Сосновского, за что предусмотрена ответственность по ч. 4 ст. 4.17 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях".
Таким образом, ЗАО "Ритуал-1" допустило нарушение ст.ст. 2, 7 Закона г. Москвы от 05 мая 1999 года N17 "О защите зеленых насаждений", п. 2.11 приложения 1 постановления Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы", что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ответственность ч. 4 ст. 4.17 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 N 45 "Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях".
Действия ЗАО "Ритуал-1" квалифицированы по ч. 4 ст. 4.17 КоАП г. Москвы.
Факт совершения административного правонарушения и вина ЗАО "Ритуал-1" подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении, выписками из ЕГРЮЛ; ЕГРН; фототаблицей; протоколом об осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, они являются допустимыми доказательствами.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 4.17 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях", в отношении ЗАО "Ритуал-1".
В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя юридического лица к материалам дела были приобщены фотографии земельного участка... Вместе с тем, указанные фотографии являются недопустимыми доказательствами и подлежат исключению из числа доказательств по следующим основаниям.
Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ст. 26.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам относятся материалы в том числе фотосьемки.
Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит перечня документов, которые признаются доказательствами по делу об административном правонарушении.
Фотографии, представленные заявителем, не содержат сведений об устройстве фотосьемки, при каких обстоятельствах получены эти фотографии, кроме того, фотографии не соотносятся с нарушениями, поскольку произведены 28 июня и 28 июля 2021 года, что не исключает факт правонарушения, имевшего место 27 июля 2021 года.
Проверив собранные доказательства и дав им надлежащую оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда и должностное лицо правильно установили обстоятельства дела и обоснованно пришли к выводу о доказанности вины ЗАО "Ритуал-1" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.4.17 КоАП г. Москвы.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ЗАО "Ритуал-1" имелась возможность для соблюдения возглавляемой им организацией санитарно-эпидемиологических требований, за нарушение которых ч.4 ст.4.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях ЗАО "Ритуал-1".
Выводы о виновности ЗАО "Ритуал-1" в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемых постановлении и решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Вопреки доводам жалобы, по настоящему делу проверка в силу требований Федерального закона N 248-ФЗ от 31.07.2020 г. "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в отношении ЗАО "Ритуал-1" не назначалась и не проводилась. Факт нарушений был выявлен при непосредственном обнаружении, при осуществлении уполномоченным органом исполнения возложенных в силу закона обязанностей. В связи с выявленными при непосредственном обнаружении нарушениями, уполномоченным должностным лицом составлен протокол по делу об административном правонарушении в присутствии лица, привлекаемого к ответственности, каких-либо нарушений, влекущих признание протокола недопустимым доказательством по делу не имеется.
Административное наказание назначено ЗАО "Ритуал-1" в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции статьи ч. 4 ст. 4.17 КоАП г. Москвы с учетом тяжести административного правонарушения; обстоятельств дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Каких-либо исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, либо замене на предупреждение, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено, право на защиту не нарушено.
Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности должностным лицом вынесено с соблюдением срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
С учетом изложенного, прихожу к выводу, что постановление по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст.4.17 КоАП г. Москвы и решение судьи районного суда вынесены законно и обоснованно, в связи с чем, жалоба по ее доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды С.Д.В. от 16 сентября 2021 г. N.., решение Троицкого районного суда г. Москвы от 25 февраля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 4.17 КоАП г. Москвы в отношении ЗАО "Ритуал-1" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Моргасов М.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.