Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием защитника ТСЖ "Курчатовское" С*** Г.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя правления ТСЖ "Курчатовское" С*** П.П . на постановление судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 10 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении товарищества собственников жилья "Курчатовское",
УСТАНОВИЛ:
17 сентября 2021 года главным инспектором отдела административных расследований Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Департамента культурного наследия города Москвы в отношении ТСЖ "Курчатовское" (далее также - Товарищество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Хорошевский районный суд города Москвы.
Постановлением судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 10 ноября 2021 года ТСЖ "Курчатовское" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, председатель правления ТСЖ "Курчатовское" С*** П.П. просит об отмене постановления судьи районного суда, ссылается на то, что ТСЖ "Курчатовское" приняты все возможные меры для сохранения объекта культурного наследия ; имеются основания для применения ст. 4.11 КоАП РФ: замены назначенного административного штрафа предупреждением, поскольку Товарищество является некоммерческой организацией, ранее не привлекалось к административной ответственности.
В судебном заседании защитник ТСЖ "Курчатовское" С*** Г.Ю. поддержала жалобу по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника ТСЖ "Курчатовское" С***у Г.Ю, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ наступает за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Согласно положениям ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ правонарушением являются действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Пункт 2 ст. 1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ определяет объекты культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особый вид недвижимого имущества.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ на территории памятника запрещается проведение работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Сохранение объекта культурного наследия - это меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (пункт 1 статьи 40 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ установлено, что выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В пункте 1 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ определено, что работы по сохранению выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В силу подпунктов 1, 2, 4 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ при содержании и использовании выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которым объект принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
В соответствии с п. 2.10 Охранного обязательства собственника Объекта культурного наследия N 16-23/005-783/10 от 10.11.2010 г. - собственник несет полную отвесность за сохранность Объекта, в том числе при передаче его в установленном порядке в залог, аренду безвозмездное пользование, доверительное управление и т.д. Перезаключение собственником настоящего Обязательства с иными пользователями не допускается.
Согласно материалам дела, 7 июля 2021 года с 8 часов 00 минут по 9 часов 20 минут на основании задания на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия от 23 июня 2021 года N УТК-278/2021 в ходе проведенного осмотра объекта культурного наследия "Ансамбль "Академгородок лаборатории N 2" по адресу: город Москва, улица Маршала Новикова, дом 1 зафиксированы следы проведения работ по приямкам на фасаде здания, а именно : по периметру приямков установлена опалубка из деревянной доски, произведены работы по устройству стяжки по верхней части кирпичной кладки. В информационной системе АИС и внутренних реестрах Мосгорнаследия информация о согласованной проектной документации и выданном разрешении на проведение указанных работ отсутствует. Разрешение на проведение указанных работ не выдавалось (служебная записка от начальника управления выдачи разрешений от 20 июля 2021 года N 16-66-11628/21).
ТСЖ "Курчатовское" в соответствии с уставом товарищества собственников жилья, утвержденного решением Общего собрания членов ТСЖ "Курчатовское", объединяет собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: 123098, город Москва, улица Максимова, дом 8; улица Маршала Новикова, дом 1; улица Маршала Новикова, дом 3, а также вспомогательных зданий, строений и сооружений, едино связанных с указанными домами.
Согласно служебной записке Управления выдачи разрешений Мосгорнаследия от 20 июля 2021 года N *** действующая разрешительная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в Мосгорнаследии отсутствует.
Из служебной записки Управления рассмотрения документации от 2 сентября 2021 года N *** следует, что проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в Мосгорнаследие не поступала.
Согласно служебной записке Управления документационного обеспечения и контроля от 3 сентября 2021 года N ***, от ТСЖ "Курчатовское" или иных организаций и физических лиц, обращения по вопросу проведения ремонтных работ по приямкам объекта культурного наследия в Мосгорнаследие не поступали.
Приведённые обстоятельства послужили основанием для привлечения ТСЖ "Курчатовское" к административной ответственности по ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ.
Факт совершения ТСЖ "Курчатовское" административного правонарушения подтверждаются исследованными доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении N *** от 17 сентября 2021 года; актом осмотра объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия (здания, строения, сооружения), земельного участка в границах его территории и зон охраны объекта культурного наследия, земельного участка, непосредственно связанного с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия N *** от 23 июня 2021 года, с фотоматериалом; актом осмотра объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия (здания, строения, сооружения), земельного участка в границах его территории и зон охраны объекта культурного наследия, земельного участка, непосредственно связанного с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия N *** от 9 июля 2021 года, с фотоматериалом; отчётом о проведении мероприятия по государственному надзору в отношении объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, его территории и зон охраны объекта культурного наследия, земельного участка, непосредственно связанного с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия N *** от 20 июля 2021 года; служебными записками структурных подразделений Мосгорнаследия, а также иными материалами дела.
Вывод судьи районного суда о наличии в действиях ТСЖ "Курчатовское" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались при рассмотрении дела и жалобы и получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Довод жалобы о принятии ТСЖ "Курчатовское" всех возможных мер для сохранения объекта культурного наследия не может быть принят во внимание, поскольку доказательств, подтверждающих, что ТСЖ "Курчатовское" приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства об охране объектов культурного наследия, материалы дела не содержат, ссылки на такие в жалобе также отсутствуют, тогда как возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у Товарищества имелась, что свидетельствует о его вине.
ТСЖ "Курчатовское", являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае Товариществом сделано не было.
Равным образом довод заявителя о наличии оснований замены назначенного ТСЖ "Курчатовское" наказания в виде административного штрафа предупреждением, то есть применения положений ст. 4.11 КоАП РФ, не влечёт удовлетворение жалобы.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершённые административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.11 являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершённое административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Вместе с тем анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.11 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на ТСЖ "Курчатовское" административного штрафа предупреждением.
Вместе с тем, в данном случае, с учетом оценки конкретных обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, совершенного в области охраны объектов культурного наследия, п ри отсутствии совокупности всех обстоятельств, перечисленных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
Материалы дела свидетельствуют о том, что к выводу о виновности ТСЖ "Курчатовское" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, судья районного суда пришёл на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств, с учётом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Достоверность и допустимость доказательств, включая доводы Общества, проверены, их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка, сомневаться в правильности которой оснований не имеется.
Принцип презумпции невиновности судьёй районного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу ТСЖ "Курчатовское", не усматривается.
Административное наказание назначено ТСЖ "Курчатовское" в соответствии с требованиями ст. ст. 4.1, 3.5 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ.
Исключительные обстоятельства, связанные с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, подтверждённые объективными данными, которые могут являться основанием для применения ч. 32 и 33 ст. 4.1 КоАП РФ, отсутствуют.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения Товарищества к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 10 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении товарищества собственников жилья "Курчатовское" оставить без изменения, жалобу председателя правления ТСЖ "Курчатовское" С*** П.П. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Скащенко Ю.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.