Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Самойленко А.Н, судей:
Великановой А.В, Новикова М.Ю, с участием секретаря судебного заседания Ревы Д.А, представителей ответчика Маслаковой О.Ю. и Усковой О.И. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-48/2022 по апелляционной жалобе ответчика - Государственного учреждения - "данные изъяты" Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - "данные изъяты" ФСС РФ) на решение 80 гарнизонного военного суда от 27 июня 2022 г, которым частично удовлетворён иск Швагера Александра Николаевича к ГУ - "данные изъяты" ФСС РФ о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Великановой А.В, объяснения представителей ответчика в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Швагер работает по трудовому договору в войсковой части "данные изъяты" - филиал Федерального казённого учреждения " "данные изъяты"" (войсковая часть "данные изъяты"), дислоцирующейся в г. "данные изъяты" Республика "данные изъяты". В связи с заболеванием истца в периоды с 10 февраля по 10 апреля 2021 г. и с 25 августа 2021 г. по 13 января 2022 г. воинская часть произвела выплату Швагеру пособия по временной нетрудоспособности за первые 5 дней временной нетрудоспособности за счёт собственных средств, исходя из порядка исчисления и выплаты пособия, предусмотренного законодательством страны пребывания.
Поскольку войсковая часть "данные изъяты" зарегистрирована в качестве страхователя в филиале N "данные изъяты" ГУ - "данные изъяты" ФСС РФ и её работники застрахованы в системе обязательного социального страхования Российской Федерации на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, для выплаты истцу пособия за остальной период нетрудоспособности за счёт средств Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) командиру воинской части надлежало представить в территориальный орган Фонда сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия. Однако при заполнении реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, в электронном формате, установленном Фондом, внесённые воинской частью сведения в соответствии с законодательством Республики "данные изъяты" (расчётный период, сумма среднего заработка работника и др.) электронной системой определялись как некорректные ввиду отличия порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности в законодательствах двух государств. В результате, воинская часть не смогла представить в территориальный орган Фонда сведения, необходимые для назначения и выплаты истцу пособия территориальным органом.
Полагая, что отсутствие механизма передачи сведений работодателем в территориальный орган Фонда для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности работнику из числа гражданского персонала воинской части, дислоцирующейся на территории иностранного государства, не может служить основанием для нарушения права работника на получение данного пособия, и со стороны территориального органа Фонда допущено бездействие, выразившееся в нарушении срока выплаты пособия по временной нетрудоспособности, Швагер обратился в суд с иском, в котором просил обязать ГУ - "данные изъяты" ФСС РФ перечислить ему на расчётный счёт денежные средства в размере 84 894, 21 руб. в качестве пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного в соответствии с законодательством Республики "данные изъяты".
Суд первой инстанции иск удовлетворил частично, возложив на ответчика обязанность по перечислению Швагеру денежных средств в размере 59 426, 21 руб. В удовлетворении иска на большую сумму суд отказал.
В апелляционной жалобе ответчик, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает, что суд ошибочно руководствовался Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики "данные изъяты" о трудовой деятельности и социальной защите граждан Российской Федерации и Республики "данные изъяты", работающих за пределами границ своих государств (заключено в г. Москве 27 мая 1993 г.), поскольку оно применяется в отношении трудовых мигрантов. Установление судом статуса истца как нерезидента Российской Федерации не является достаточным основаниям для применения к спорным правоотношениям названного Соглашения и Соглашения стран СНГ от 9 сентября 1994 г. "О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов". Кроме того, последнее не регулирует вопросы предоставления страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности.
Считает, что суд подменил понятие "государственная гарантия" и "обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", что привело к необоснованному удовлетворению требований истца. Пособие по временной нетрудоспособности не относится к гарантированной государственной социальной помощи, а является видом страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, вопросы предоставления которого регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Поэтому Соглашение от 9 сентября 1994 г. не может применяться в отношении застрахованных лиц, являющихся гражданским персоналом воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территории Республики "данные изъяты".
Отмечает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие у истца гражданства Российской Федерации и постоянное проживание его на территории данного государства, что не позволяет применять в отношении него названные международные соглашения.
Обращает внимание на то, что в силу статьи 10 Соглашения от 27 мая 1993 г. все расходы, связанные с осуществлением социальной защиты по соглашению несёт сторона трудоустройства, то есть органы социального обеспечения Республики "данные изъяты".
Указывает, что работодатель истца - войсковая часть "данные изъяты" - филиал ФКУ " "данные изъяты"" зарегистрирована в г. "данные изъяты", а фактически находится в "данные изъяты" регионе Республики "данные изъяты". В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2009 г. N 1097 "Об особенностях постановки на учёт в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации отдельных категорий плательщиков страховых взносов" воинская часть и её гражданский персонал зарегистрированы в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде обязательного медицинского страхования и в Фонде по месту регистрации вышестоящего органа в г. "данные изъяты"
Поскольку нормативными правовыми актами Республики "данные изъяты", которыми руководствовался суд, не работодателя не возлагается обязанность по уплате в Фонд страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, судом не был исследован вопрос о праве истца на получение пособия в объёмах, предусмотренных законодательством другого государства.
Со ссылкой на Федеральные законы от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ и от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" отмечает, что работодатель истца в 2021 и 2022 годах уплачивал страховые взносы за гражданский персонал, застрахованный по законодательству Российской Федерации по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Поэтому в случае установления права Швагера на получение пособия объём обязательств Российской Федерации необходимо определять исходя из объёма взносов, уплаченных в Фонд.
Считает, что исчисление и назначение истцу пособия по временной нетрудоспособности возможно либо по законодательству Российской Федерации либо по законодательству Республики "данные изъяты". В данном случае при определении состава сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты истцу пособия по временной нетрудоспособности, порядка их направления страхователем в территориальные органы Фонда, условий и продолжительности выплаты пособия следует руководствоваться нормами российского законодательства, которые не содержат указания на право страхователя передавать в региональное отделение информацию о пособии, исчисленном в порядке, установленном законодательством другого государства, и обязанность Фонда в лице региональных отделений принимать такие сведения и выплачивать на их основании страховое обеспечение. Поэтому Швагер, являющийся застрахованным лицом по законодательству Российской Федерации, имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности в размерах и за период, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ, и в порядке, определённом Правительством Российской Федерации.
Полагает, что суд необоснованно принял во внимание условия коллективного договора войсковой части "данные изъяты", изложенные в пункте 3.5.7, поскольку они, по мнению автора жалобы, нарушают право работников на установление для них наилучших условий труда и социальных гарантий. Суду надлежало руководствоваться пунктом 55 Отраслевого соглашения между Профессиональным союзом гражданского персонала Вооружённых Сил России и Министерством обороны Российской Федерации на 2020-2022 годы, согласно которому командиры воинских частей совместно с выборными профсоюзными органами через органы Фонда обеспечивают лицам гражданского персонала выплату пособий по социальному страхованию и предоставлению путёвок на санаторно-курортное лечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Из копий паспорта Швагера, трудового договора и трудовой книжки установлено, что истец является гражданином Российской Федерации и работает на должности "данные изъяты" войсковой части "данные изъяты", расположенной в г. "данные изъяты" Республики "данные изъяты".
Приказом Министра обороны РФ от 29 декабря 2012 г. N 3910 "О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации" определено, что командиры (руководители) воинских частей (организаций) (за исключением командиров (руководителей) воинских частей (организаций), входящих в состав соединений и им равных) в отношении работников подчинённых воинских частей (организаций) являются представителями Министерства обороны РФ, осуществляющими полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации.
Этим же нормативным правовым актом предписано заключать с работниками воинских частей (организаций) трудовые договоры о работе в воинских частях (организациях), находящихся за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с законодательством страны пребывания, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями).
Кроме того, пунктом 9 Отраслевого соглашения между Профессиональным союзом гражданского персонала Вооружённых Сил России и Министерством обороны Российской Федерации на 2020-2022 годы (утверждено Профсоюзом гражданского персонала Вооружённых Сил России 24 декабря 2019 г, Министром обороны РФ 27 декабря 2019 г.) предусмотрено, что в воинских частях, дислоцирующихся на территориях иностранных государств, коллективные договоры (соглашения), трудовые договоры заключаются с учётом настоящего Соглашения.
При этом трудовые отношения, льготы и социальные гарантии гражданскому персоналу устанавливаются в соответствии с законодательством страны пребывания, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.
Из копии коллективного договора на 2020-2022 годы войсковой части "данные изъяты" следует, что его сторонами являются гражданский персонал войсковой части "данные изъяты" (работники) и названная воинская часть (работодатель). Договор заключён на основании Трудового кодекса Республики "данные изъяты" и упомянутого Отраслевого соглашения и включает обязательства работодателя, в том числе по вопросам выплаты пособий. Работодатель обязуется осуществлять выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребёнка, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет в соответствии с законодательством Республики "данные изъяты" (пункт 3.5.7).
Согласно условиям трудового договора, заключённого Швагером с работодателем - войсковой частью "данные изъяты", работник имеет право на изменение и расторжение договора в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики "данные изъяты", на социальное страхование в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством Республики "данные изъяты". Работодатель обязуется осуществлять обязательное социальное и медицинское страхование работников в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Выплата социальных пособий производится согласно действующему законодательству и коллективному договору (пункты 2.2.1, 2.2.10, 3.3).
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
Гарантии работнику в сфере государственного социального страхования предусмотрены и статьёй 197 Трудового кодекса Республики "данные изъяты" (далее - ТК "данные изъяты"), на основании которого заключены коллективный договор, регулирующий социально-трудовые отношения в войсковой части "данные изъяты", и трудовым договором между истцом и названной воинской частью.
Исходя из положений пунктов а), b) части 2.1 статьи 4 и пункта a) части 1 статьи 5 Закона Республики "данные изъяты" от 22 июля 2004 г. N 289 "О пособиях по временной нетрудоспособности и других пособиях социального страхования" в государственной системе социального страхования застрахованные лица имеют право на пособие по временной нетрудоспособности, обусловленной общим заболеванием, которое первые пять календарных дней временной нетрудоспособности оплачиваются из средств работодателя, но не более 15 дней в общей сумме за один календарный год в случае многочисленных периодов временной нетрудоспособности. Начиная с шестого календарного дня временной нетрудоспособности, а в случае многочисленных периодов временной нетрудоспособности начиная с первого дня истечения 15 суммарных дней, оплаченных из средств работодателя, пособие выплачивается из средств бюджета государственного социального страхования.
Право застрахованных лиц на обеспечение пособием по временной нетрудоспособности в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы закреплено и в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". В силу части 1 статьи 6 и пункта 1 части 2 статьи 5 названного Федерального закона пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности, за исключением отдельных случаев, определённых в законе, за первые три дня временной нетрудоспособности за счёт средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счёт средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Из копий листков нетрудоспособности N N следует, что они выданы истцу Федеральным государственным казённым учреждением "442 "данные изъяты"" Министерства обороны Российской Федерации в связи с заболеванием в период с 10 февраля по 11 марта 2021 г, с 12 марта по 10 апреля 2021 г, с 25 августа по 15 октября 2021 г. и с 16 октября 2021 г. по 13 января 2022 г.
Приведённые обстоятельства свидетельствуют о том, что у Швагера возникло право на обеспечение пособием по временной нетрудоспособности.
Согласно сведениям, содержащимся в письменных обращениях командира войсковой части "данные изъяты" в адрес ГУ - "данные изъяты" ФСС РФ, которые подтверждены ответчиком в доводах апелляционной жалобы, работодатель истца - войсковая часть "данные изъяты" - филиал ФКУ " "данные изъяты"" зарегистрирован в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в филиале N "данные изъяты" ГУ - "данные изъяты" ФСС РФ с присвоением номера страхователя "данные изъяты", а гражданский персонал воинской части зарегистрирован в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде обязательного медицинского страхования и в Фонде по месту регистрации ФКУ " "данные изъяты"" в г. "данные изъяты"
Исходя из положений пункта 4 части 1 статьи 1.2 и пункт 2 части 2 статьи 4.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", обязательное страхование предполагает уплату страхователем (в данном случае работодателем) страховых взносов для финансирования страховых выплат.
Судом установлено, что войсковая часть "данные изъяты" за счёт собственных средств выплатила Швагеру пособие по временной нетрудоспособности за первые 5 дней временной нетрудоспособности в соответствии с порядком назначения и выплаты пособия, предусмотренным законодательством страны пребывания, как это определено правовыми актами, регулирующими социально-трудовые отношения в воинских частях, находящихся за пределами территории Российской Федерации.
Однако названное пособие за оставшийся период временной нетрудоспособности истцу страховщиком, на которого пунктом 6 части 2 статьи 4.2 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" возложена обязанность по назначению и выплате страхового обеспечения в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, до настоящего времени не выплачено.
Таким образом, поскольку установлено, что имеет место нарушение права истца на социальное обеспечение, гарантированное ему Конституцией Российской Федерации и законом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности по выплате истцу денежных средств.
Из обжалуемого судебного постановления следует, что суд принял во внимание расчёт подлежащих взысканию с ответчика денежных средств, представленный Швагером, произведённый бухгалтером войсковой части "данные изъяты", который не опровергнут ответчиком в силу статьи 56 ГПК РФ иными средствами доказывания. При этом гарнизонный военный суд самостоятельно рассчитал размер подоходного налога, исключив его из денежной суммы, причитающейся истцу.
При таких данных, учитывая, что апелляционная жалоба не содержит указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, которые могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции по существу является правильным, а апелляционная жалоба ответчика по изложенным основаниям удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 80 гарнизонного военного суда от 27 июня 2022 г. по иску Швагера Александра Николаевича к Государственному учреждению - "данные изъяты" Фонда социального страхования Российской Федерации оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 27 сентября 2022 г.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.