Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Герман М.А, судей Сальниковой Н.А. и Черемных Н.К, при секретаре Рец Д.М, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер изъят (УИД 38RS0 Номер изъят-93) по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконными решений, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости
по апелляционной жалобе представителя ответчика ОПФР по Иркутской области Васильевой Н.С. на решение Куйтунского районного суда Иркутской области от 20 мая 2022 года, УСТАНОВИЛА:
Сичка Л.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее - ОПФР по Иркутской области), с учетом уточнений, просила признать незаконным и необоснованным решение ответчика Номер изъят от 18.01.2021 в части отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости; признать незаконными решения пенсионного органа от 22.03.2022 N532/21 "Об отмене решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии", от 22.03.2022 Номер изъят "Об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости"; обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 08.01.2002 по 04.02.2002, с 17.10.2005 по 14.11.2005, с 22.10.2006 по 19.12.2006, с 24.10.2011 по 20.12.2011, с 03.10.2016 по 28.11.2016 в льготном исчислении, а также период работы с пациентами с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на COVID-19 с 01.05.2020 по 30.06.2020 в льготном исчислении - один день за два; признать за Сичка Л.А. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в 2019 году; обязать ответчика досрочно назначить Сичка Л.А. пенсию с момента ее обращения с 09.01.2021.
В обоснование исковых требований указано, что решением ответчика от 18.01.2021 Сичка Л.А. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии. Согласно решению специальный стаж лечебной деятельности истца составил 30 лет 0 месяцев 13 дней. Решение пенсионного органа является незаконным, в специальный стаж истца не были включены периоды прохождения курсов повышения квалификации с 08.01.2002 по 04.02.2002, с 17.10.2005 по 14.11.2005, с 22.10.2006 по 19.12.2006, с 24.10.2011 по 20.12.2011, с 03.10.2016 по 28.11.2016 в льготном исчислении. Также в страховой стаж истца должен быть засчитан в двойном размере период оказания ею медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией и подозрением на COVID -19 с 01.05.2020 по 30.06.2020.
Обжалуемым решением суда исковые требования Сичка Л.А. удовлетворены частично. Признаны незаконными решения пенсионного органа Номер изъят от 18.01.2021 в части невключения периодов прохождения курсов повышения квалификации в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, Номер изъят от 22.03.2022 "Об отмене решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии", Номер изъят от 22.03.2022 "Об отказе в досрочном назначении страховой пенсии". На ответчика возложена обязанность включить в стаж Сичка Л.А, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периоды прохождения курсов повышения квалификации с 08.01.2002 по 04.02.2002, с 17.10.2005 по 14.11.2005, с 22.10.2006 по 19.12.2006, с 23.10.2011 по 21.12.2011, с 03.10.2016 по 28.11.2016 в льготном исчислении; досрочно назначить Сичка Л.А. страховую пенсию по старости с 12.09.2021. В удовлетворении требований о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периода работы с 01.05.2020 по 30.06.2020 в льготном исчислении, признании права на досрочное назначение страховое пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст.30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в 2019 году, обязании досрочно назначить страховую пенсию по старости со дня обращения с 09.01.2021 отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ОПФР по Иркутской области Васильева Н.С. просит решение суда отменить в части удовлетворения исковых требований.
Указывает, что представленная истцом справка-подтверждение от 30.09.2010 Номер изъят не может служить доказательством осуществления истцом лечебной деятельности, наличия смешанного стажа работы, в связи с отсутствием документального подтверждения страхового стажа посредством порядка, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 N 122. Поскольку периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации протекали после 01.11.1999, льготный порядок исчисления к ним не может быть применен. Стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждения здравоохранения с учетом курсов повышения квалификации составит 23 года 4 месяца 16 дней, в связи с чем, на день обращения истца за досрочным назначением страховой пенсии ею не был выработан требуемый стаж.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец Сичка Л.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Черемных Н.К, выслушав объяснения представителя ответчика ОПФР по Иркутской области Викуловой О.П, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу ч.2 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии счастью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "н" п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии со ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" применяется, в том числе, Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, предусмотрены должности врачей специалистов всех наименований (кроме врачей-статистиков), осуществляющих трудовую деятельность больницах всех наименований.
В соответствии с пп. "а" п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Постановлением Правительства РФ от 06.08.2020 N 1191 "О порядке исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1, 2 и 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19" установлено, что в соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы медицинских работников, оказывающих в медицинских организациях и их структурных подразделениях медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19, засчитываются в стаж соответствующей работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1, 2 и 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в следующем порядке: день работы медицинских работников по оказанию медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в стационарных условиях - как 2 дня; день работы медицинских работников по оказанию скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонии, в том числе по отбору биологического материала пациентов для лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также по осуществлению медицинской эвакуации пациентов с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 - как 2 дня; день работы медицинских работников по оказанию первичной медико-санитарной помощи пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 в амбулаторных условиях (в том числе на дому), а также по оказанию первичной медико-санитарной помощи больным с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонии, осуществлению отбора биологического материала пациентов для лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции
COVID-19, транспортировке пациентов в поликлинические отделения, оборудованные под КТ-центры, и иные медицинские организации для проведения инструментального исследования на наличие внебольничной пневмонии - как 2 дня.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Сичка Л.А. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования Дата изъята.
09.01.2021 Сичка Л.А. обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа Номер изъят от 18.01.2021 Сичка Л.А. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ. Согласно решению ответчика стаж лечебной деятельности Сичка Л.А. с учетом льготного порядка подсчета составил 30 лет 0 месяцев 13 дней при требуемом 30 лет. Лица, приобретшие требуемый страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в 2020 году, могут пойти на пенсию не ранее, чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости. Право на пенсию у истца возникнет не ранее Дата изъята. В стаж на соответствующих видах работы не были включены период работы истца с 01.05.2020 по 30.06.2020 с пациентами с новой короновирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на COVID-19 в льготном исчислении - один день за два; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 08.01.2002 по 04.02.2002, с 17.10.2005 по 14.11.2005, с 22.10.2006 по 19.12.2006, с 23.10.2011 по 21.12.2011, с 03.10.2016 по 28.11.2016 в льготном исчислении.
Из трудовой книжки истца и справок, уточняющих характер работы истца от Дата изъята Номер изъят, справки КГКП "Аккайынская центральная районная больница" Номер изъят от 30.09.2010 следует, что Сичка Л.А. с 13.08.1992 по 28.07.1993 работала врачом-интерном кардиологического отделения 1-ой городской больницы; с 05.10.1993 по 14.11.1994 принята врачом инфекционистом в Советскую центральную районную больницу; с 07.06.1995 принята на работу врачом инфекционистом в Куйтунскую районную больницу; с 03.03.2005 назначена заместителем главного врача по медицинскому обслуживанию населения; с 10.01.2007 переведена заведующей инфекционным отделением, где продолжает работать в указанной должности по настоящее время; с 15.03.2021 по 13.07.2021 временно переводилась на должность врача-терапевта в госпиталь COVID-19 на 1, 0 ставку на основании приказа Номер изъят от Дата изъята.
Согласно справке ОГБУЗ "Куйтунская районная больница" Номер изъят от 26.03.2021 на основании постановления мэра Куйтунского района N 722 от 27.10.2000 проведена перерегистрация Куйтунской центральной районной больницы в Муниципальное учреждение Куйтунская центральная районная больница с 27.10.2000. С 15.07.2003 проведена реорганизация в форме разделения Муниципального учреждения Куйтунская центральная районная больница в МУ "Куйтунская центральная районная поликлиника" и МУ "Куйтунская районная больница" на основании Постановления мэра Куйтунского района N 548 от 16.06.2003. С 30.12.2004 проведена реорганизация в форме слияния МУ "Куйтунская центральная районная поликлиника" и МУ "Куйтунская районная больница" в муниципальное учреждение здравоохранения Куйтунская центральная районная больница на основании Постановления мэра Куйтунского района N 705 от 12.10.2004 "О реорганизации (слиянии) МУ "Куйтунская центральная районная поликлиника" и МУ "Куйтунская районная больница". С 01.12.2011 проведена реорганизация в форме преобразования муниципального учреждения здравоохранения Куйтунская центральная районная больница в муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Куйтунская центральная районная больница на основании постановления администрации Куйтунского района Иркутской области от 22.11.2011 N 994 о создании муниципального бюджетного учреждения здравоохранения Куйтунская центральная районная больница путем изменения типа существующего муниципального учреждения. С 01.01.2013 муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Куйтунская центральная районная больница переименовано в Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Куйтунская центральная районная больница" на основании распоряжения министерства здравоохранения Иркутской области от 14.11.2012 N 1492-мр "О переименовании муниципальных учреждений здравоохранения, передаваемых из муниципальной собственности в государственную собственность Иркутской области". С 05.05.2015 областное
государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Куйтунская центральная районная больница" переименовано в областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Куйтунская районная больница" на основании распоряжения министерства здравоохранения Иркутской области N 115-мр от 28.01.2015 "О переименовании областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Куйтунская центральная районная больница".
Также установлено, что Сичка Л.А. в периоды с 08.01.2002 по 04.02.2002, с 17.10.2005 по 14.11.2005, с 22.10.2006 по 19.12.2006, с 23.10.2011 по 21.12.2011, с 03.10.2016 по 28.11.2016 находилась на курсах повышения квалификации.
Согласно приказам ОГБУЗ "Куйтунская РБ" Номер изъят от Дата изъята, Номер изъят от Дата изъята врачу-инфекционисту Сичка Л.А. назначена единовременная выплата за оказание медицинской помощи гражданам с внебольничной пневмонией в условиях стационаров, перепрофилированных для оказания медицинской помощи гражданам с внебольничной пневмонией.
Решением ОПФР по Иркутской области от 22.03.2022 Номер изъят отменено решение от 18.01.2021 Номер изъят об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" Сичка Л.А. по причине необходимости проведения проверки факта работы истца в Республике Казахстан для зачета периодов работы с 13.08.1992 по 28.07.1993, с 05.01.1993 по 14.11.1994 в стаж на соответствующих видах работ.
Решением ОПФР по Иркутской области от 22.03.2022 Номер изъят Сичка Л.А. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ. Согласно решению ответчика стаж Сичка Л.А. на соответствующих видах работ по п. 20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ составил 22 года 8 месяцев 28 дней при требуемом 25 лет с учетом положений, предусмотренных Приложением N 7 к Закону от 28.12.2013.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 08.01.2002 по 04.02.2002, с 17.10.2005 по 14.11.2005, с 22.10.2006 по 19.12.2006, с 23.10.2011 по 21.12.2011, с 03.10.2016 по 28.11.2016 в силу положений ст. 187 Трудового кодекса РФ являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости; зачет указанных периодов в специальный стаж производится в том же порядке, как и периоды работы, предшествующие направлению на курсы повышения квалификации, и пришел к выводу об удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения пенсионного органа Номер изъят от 18.01.2021 в части не включения периодов прохождения курсов повышения квалификации в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, обязании ответчика включить в стаж Сичка Л.А, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периоды прохождения курсов повышения квалификации в льготном исчислении.
Рассматривая требования истца о признании незаконными решений ответчика Номер изъят от 22.03.2022 "Об отмене решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии", "Об отказе в досрочном назначении страховой пенсии" и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что у пенсионного органа не имелось оснований для отмены решения от 18.01.2021, в связи с отсутствием данных о том, что спорные периоды с 13.08.1992 по 28.07.1993, с 05.01.1993 по 14.11.1994 были включены в сведения о трудовом стаже Сичка Л.А. необоснованно.
С учетом выводов суда о включении в специальный стаж истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации необходимый стаж на соответствующих видах работ выработан Сичка Л.А. Дата изъята. Вместе с тем, в соответствии с ч 1.1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, Приложением 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях", ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ право на досрочное назначение страховой пенсии по старости у Сичка Л.А. возникнет не ранее Дата изъята, поскольку год возникновения права на страховую пенсию по старости - 2020, в связи с чем пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в 2019 году, об обязании досрочно назначить страховую пенсию по старости со дня обращения 09.01.2021, возложении на ответчика обязанности досрочно назначить Сичка Л.А. страховую пенсию по старости с Дата изъята.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Согласно данным выписки из лицевого счета застрахованного лица Сичка Л.А, с учетом даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования Дата изъята, спорный период работы с 01.05.2020 по 30.06.2020 относится к периоду после регистрации в качестве застрахованного лица. Из лицевого счета застрахованного лица Сичка Л.А. также следует, что работодателем данный период не квалифицирован кодом "ВИРУС", в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца о зачете данного периода в специальный стаж в льготном исчислении.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на представленных доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Довод о невозможности льготного исчисления периодов нахождения на курсах повышения квалификации после 01.11.1999 не может быть принят во внимание, учитывая смешанный стаж работы истца (работа в городе и сельской местности). Поскольку периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации имели место в период работы в сельской местности, засчитываемый в льготном порядке (год как год и три месяца), данные периоды также подлежат учету в льготном порядке.
Доводы об отсутствии смешанного стажа работы в связи с отсутствием документального подтверждения страхового стажа посредством утвержденного порядка не могут быть приняты во внимание, поскольку льготный характер работы в период с 13.08.1992 по 28.07.1993, с 05.10.1993 по 14.11.1994 подтвержден как сведениями индивидуального лицевого счета, так и письменными доказательствами (справки, уточняющие характер работы истца, трудовая книжка).
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную в суде первой инстанции, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и правильно признаны ошибочными по мотивам, изложенным в обжалуемом судебном постановлении, основаны на неверном толковании норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куйтунского районного суда Иркутской области от 20 мая 2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
М.А. Герман
Судьи
Н.А. Сальникова
Н.К. Черемных
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 сентября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.