Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широкова Е.А., рассмотрев жалобу Прокопьева Сергея Геннадьевича на вступившие в законную силу постановление судьи Череповецкого городского суда Вологодской области от 31 января 2022 г. и решение судьи Вологодского областного суда от 16 марта 2022 г., вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Капиталстройсервис" Прокопьева Сергея Геннадьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Череповецкого городского суда Вологодской области от 31 января 2022 г, оставленным без изменения решением судьи Вологодского областного суда от 16 марта 2022 г, генеральный директор общества с ограниченной ответственностью "Капиталстройсервис" Прокопьев Сергей Геннадьевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, Прокопьев С.Г. выражает несогласие с названными актами, ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, указывая, что он не является субъектом вмененного административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии со статьей 1 названного Закона под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что отходы производства потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 данной статьи установлен запрет на сброс отходов производства и потребления на почву.
В силу статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной обращением с отходами, обязаны, в частности: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с частью 1 статьи 13.4 вышеназванного закона накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Частью 6 данной статьи установлено, что накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктами 10 и 15 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, предусмотрено складирование твердых коммунальных отходов следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. Потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пп.д (2) п.11 раздела 2 Постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" от 13.08.2006 года N 491, содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Согласно пункту 26.1 Постановления правительства РФ "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" от 03.04.2013 года N 290 в состав работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в том числе, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается их материалов дела и установлено судебными инстанциям, 13 апреля 2021 г. в 14 часов 18 минут Прокопьев С.Г, являясь должностным лицом - генеральным директором ООО "Капиталстройсервис" - организации, обслуживающей "адрес", будучи 5 ноября 2020 года привлеченным к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление вступило в законную силу 5 декабря 2020 года, повторно в течение года допустил накопление отходов производства и потребления в местах, не соответствующих требованиям законодательства РФ: отходы производства и потребления (шины автомобильные отработанные, смесь отходов из жилищ крупногабаритных и отходов строительства и ремонта измельченные) накапливаются навалом на почве в отсеке для крупногабаритных отходов слева от контейнерной площадки, расположенной на части земельного участка с кадастровым номером 35:210401004:84 по адресу: "адрес", площадь накопления 1, 5 кв.м, объем накопления около 1, 2 куб.м.
Прокопьев С.Г, несмотря на истечение в феврале 2021 года срока его полномочий, продолжал осуществлять функции исполнительного органа, обладал по отношению к сотрудникам Общества властными полномочиями, организационно-распорядительными функциями, в силу чего именно он являлся надлежащим должностным лицом ООО "Капиталстройсервис".
При таких обстоятельствах, действия должностного лица Прокопьева С.Г. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение законодательства при обращении с отходами производства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии Прокопьева С.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Действия генерального директора Прокопьева С.Г, являющегося в силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом, квалифицированы по части 2 статьи 8.2 названного Кодекса в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства об охране окружающей среды.
Доводы настоящей жалобы о том, что Прокопьев С.Г. не является субъектом рассматриваемого административного правонарушения, опровергаются Уставом Общества, согласно которому генеральный директор является единоличным исполнительным органом общества, к компетенции которого относятся, в том числе, вопросы руководства текущей деятельностью Общества. При этом, документы, опровергающие соответствующие выводы судебных инстанций, ООО "Капиталстройсервис" и Прокопьевым С.Г. не представлены.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено должностному лицу по правилам, установленным главами 3-4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере, предусмотренном санкцией статьи.
Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Череповецкого городского суда Вологодской области от 31 января 2022 г. и решение судьи Вологодского областного суда от 16 марта 2022 г, вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Капиталстройсервис" Прокопьева Сергея Геннадьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Прокопьева Сергея Геннадьевича - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.А. Широкова
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.