Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В.
судей Корнюшенкова Г.В, Бельмас Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Рака А.В. на решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 4 февраля 2022 года, и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 12 мая 2022 года по административному делу N2а-392/2022 по административному исковому заявлению ОМВД России по г. Сосновый Бор Ленинградской области к Раку А.В. о дополнении установленных административных ограничений, Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения прокурора Поповой Е.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
ОМВД России по г. Сосновый Бор Ленинградской области обратился в Сосновоборский городской суд Ленинградской области с административным иском к Раку А.В, просит дополнить ранее наложенные в отношении административного ответчика административные ограничения в виде обязательной явки для регистрации два раза в месяц - каждый первый и третий вторник месяца по адресу: Ленинградская область, г. Сосновый Бор, ул. Молодежная, д. 12, каб.13, в будние рабочие дни с 15 часов 00 минут до 18 часов 00 минут, а также в виде запрета пребывания (посещения и нахождения) в местах общественного питания, реализующих алкогольную и спиртосодержащую продукцию. В остальной части просит оставить без изменения ограничения, принятые в соответствии с решением Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 21 сентября 2020 года.
В обоснование административного иска указано, что 16 июля 2019 года Рак А.В. освобожден из ФКУ ИК - 3 УФСИН России по Санкт - Петербургу и Ленинградской области по постановлению Тосненского городского суда Ленинградской области от 05 июля 2019 года условно - досрочно на неотбытый срок наказания 1 год 3 месяца 8 дней с обязанностями в виде постановки на учет в специализированный государственный орган, осуществляющий контроль за поведением условно - досрочно освобожденных лиц по месту жительства (пребывания), куда являться с периодичностью установленной указанным органом; в течение двух месяцев со дня условно-досрочного освобождения трудоустроиться и быть трудоустроенным в течение неотбытой части наказания.
22 июля 2019 года Рак А.В. поставлен на профилактический учет в ОУУП и ПДН ОМВД России по г. Сосновый Бор Ленинградской области, как лицо, освобожденное из мест лишения свободы условно - досрочно с заведением учетно - профилактического дела. За время нахождения на учете зарекомендовал себя с отрицательной стороны, неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушение общественного порядка постановлениями по делу об административном правонарушении от 16 января 2020 года за совершение административного правонарушения по ст. 20.21 КоАП РФ; от 25 июля 2020 года за совершение административного правонарушения по ст. 20.1 ч.1 КоАП РФ; от 25 июля 2020 года за совершение административного правонарушения по ст. 20.21 КоАП РФ. Административный ответчик имел отягчающие обстоятельства при совершении преступления в виде опасного рецидива преступлений.
Решением Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 4 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 12 мая 2022 года административные исковые требования ОМВД России по г. Сосновый Бор Ленинградской области удовлетворены.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 24 июня 2022 года Рак А.В. просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, указав, что он не является нарушителем административного надзора.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Основания и порядок установления, продления, прекращения и осуществления административного надзора регулируются главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 06.04.2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 64 - ФЗ, административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;
4) двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Частью 3 ст. 3 Федерального закона N 64 - ФЗ предусмотрено, что в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если:
1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 ст. 11.5, и (или) ст. 11.9, и (или) ст. 12.8, и (или) ст. 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 1 части 2 ст. 3 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
В соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона N 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
В соответствии с положениями п. 3 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 5 пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017г. N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", с учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Судами установлено и следует из материалов дела, что приговором Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 22 июня 2018 года по делу N Рак А.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. "г" ч. 2 ст. 161 УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на три года с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Постановлением Тосненского городского суда Ленинградской области от 05 июля 2019 года по делу N удовлетворено ходатайство Рака А.В. об условно - досрочном освобождении от дальнейшего отбывания наказания на срок 1 год 3 месяца 8 дней. 16 июля 2019 года Рак А.В. освобожден из мест лишения свободы.
Решением Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 21 сентября 2020 года по делу N удовлетворен административный иск ОМВД России по г. Сосновый Бор Ленинградской области к Раку А.В. об установлении административного надзора.
Административный надзор, согласно данному решению, установлен в отношении Рака А.В. на срок до 16 июля 2027 года с установлением следующих ограничений: один раз в месяц, каждый первый вторник месяца, являться в ОМВД России по г. Сосновый Бор Ленинградской области для регистрации по адресу: г. Сосновый Бор, ул. Молодежная, д. 12а, каб. 11, с 11 часов 00 минут до 18 часов 00 минут; запрет Раку А.В. на нахождение вне жилого помещения, являющегося местом жительства (пребывания) в ночное время суток с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут.
В отношении Рака А.В. ОМВД России по г. Сосновый Бор Ленинградской области заведено дело административного надзора.
После установления в отношении Рака А.В. решением суда административного надзора, последний неоднократно привлекался к административной ответственности: постановлением по делу об административном правонарушений от 08 июля 2021 года (АП N) привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.24 КоАП РФ за неявку на регистрацию в ОМВД в установленный день, назначено административное наказание в виде предупреждения, постановление вступило в законную силу 20 июля 2021 года; постановлением по делу об административном правонарушении от 19 октября 2021 года (АП N) привлечен к административной ответственности по ст. 20.21 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей, штраф оплачен в установленные законом сроки, постановление вступило в законную силу 29 октября 2021 года; постановлением по делу об административном правонарушении от 15 декабря 2021 года (АП N) привлечен к административной ответственности по ст. 20.21 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей, штраф оплачен в установленные законом сроки, постановление вступило в законную силу 28 декабря 2021 года; постановлением по делу об административном правонарушении от 21 декабря 2021 года (АП N) привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 19.24 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей, постановление вступило в законную силу 31 декабря 2021 года.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Рак А.В, как лицо, имеющее судимость за совершение преступления, относящегося к категории тяжкого и в отношении которого решением суда установлен административный надзор, после его установления неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений против порядка управления, а также посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, нарушал установленные судом административные ограничения.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Учитывая изложенного, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не находит.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 4 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 12 мая 2022 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Рака Алексея Владимировича - без удовлетворения.
Решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 4 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 12 мая 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 2 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.