Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сушкевича А. С. на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 19 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 18 мая 2022 года по административному делу N2-3641/2021по административному исковому заявлению Сушкевича А. С. к ИВС УМВД России по г. Калининграду, Министерству финансов Российской Федерации, МВД Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сушкевич А.С. обратился в суд с иском к ИВС ОМВД России по Центральному району г. Калининграда (далее - ИВС), Минфину РФ, указав, что в период с 02.11.2020 по 10.11.2020 он содержался в ИВС в камере N 4, площадью 3, 5 кв. м, которая не была оборудована индивидуальным спальным местом, ему приходилось спать на нарах; в камере отсутствовали умывальник, унитаз. Из бачка, приспособленного вместо унитаза, постоянно исходил неприятный запах. Стены в камере были отштукатурены "под шубу", отсутствовали стол, стул, в связи с чем невозможно было принимать пищу, писать. Вентиляция отсутствовала, свежий воздух в камеру не проникал, помещение не проветривалось. Кроме того, в камеру не поступало естественное освещение, круглосуточно горела лампочка. Ежедневные прогулки не предоставлялись. В указанных условиях он беспрерывно содержался 8 суток. Данные обстоятельства подтверждаются содержанием ответа, направленного в его адрес прокуратурой Центрального района г. Калининграда, согласно которому решением Центрального районного суда г. Калининграда удовлетворены исковые требования прокурора, ИВС закрыт. Просил взыскать в его пользу с Минфина РФ компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. за каждые сутки, проведенные в ИВС, а всего 80 000 руб.
Определением суда от 29.04.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечено МВД России.
Исковое заявление Сушкевича А.С. принято к производству суда и рассмотрено в порядке, установленном ГПК РФ. Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено по правилам административного судопроизводства.
Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 19 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 18 мая 2022 года, исковые требования Сушкевича А.С. оставлены без удовлетворения.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец Сушкевич А.С. подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Согласно ч. 1 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, Одно-временно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федераций условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих Требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 47) разъяснено, что в силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания Лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие- орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Вместе с тем административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или не-определенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причт-шах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (статьи 62, 125, 126 КАС РФ).
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с УПК РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержаний под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Закон N 103-ФЗ).
В соответствии со ст. 4 Закона N 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Частью 1 статьи- 15 указанного закона предусмотрено, что в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ.
Внутренний распорядок в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел регламентируется Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными приказом МВД России от 22.11.2005 N 950 (далее - Правила).
Статьей 17.1 Закона N 103-ФЗ определено, что компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учётом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В п. 14 Постановления Пленума ВС РФ N 47 разъяснено, что условия со-держания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учётом режима места принудительного содержания, -по-этому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату Помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Таким образом, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству, при этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.
Из материалов дела усматривается, что Сушкевич А.С. содержался в ИВС в период времени с 13.45 час 02.11.2020 до 14.20 час 10.11.2020 на основании акта отказа в приеме в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области в связи с отсутствием в учреждении санитарных площадей для размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Согласно техническому паспорту ИВС построен до 1945 года, в нем имеется 12 камер с лимитом мест в них 13, два следственных кабинета, комната для подогрева шипи, кладовая, подключен к центральным сетям отопления, обеспечен приточно-вытяжной вентиляцией, а также вентиляцией с естественным Побуждением через внутренние каналы.
Камера 4 ИВС, в которой, как утверждает Сушкевич А.С, он содержался, имеет площадь 4, 5 кв.м, что соответствует норме санитарной площади в камере на одного человека, установленной в ст. 23 Закона N 103-ФЗ.
В соответствии с актом N 39 от 09.09.2020 ФКУЗ "МСЧ МВД России по Калининградской области" в ходе внеплановой выездной проверки установлено, что ИВС размещен в приспособленных помещениях на втором этаже здания довоенной постройки по адресу: Калининград, ул. Генделя, 4. Водоснабжение, канализация и отопление ИВС от городских сетей. Капитальный ремонт помещений проводился в 2008 году. ИВС не имеет набора помещений, предусмотренных сводом правил СП 12-95 МВД России: отсутствует санпропускник с дезинфекционной камерой, комната обыска, комната хранения одежды наряда, приема пищи, прогулочный двор, кладовые для отдельного хранения чистого и грязного постельного белья, постельных принадлежностей, хранения вещей задержанных и другие подсобные помещения. Для содержания задержанных имеется 12 камер, оборудованных нарами, площадь на 1 задержанного составляет более 4 кв.м, что соответствует требованиям ст. 23 Закона N ЮЗ-ФЗ. Лимит наполнения ИВС составляет 13 человек. В день проверки в ИВС содержалось 3 человека. Камеры оборудованы механической вытяжной вентиляцией, кроме того имеется вентиляция с естественным побуждением через внутристенные каналы. По внутренней отделке помещения ИВС соответствуют требованиям СП 12-95 МВД России и приказа МВД РФ от 22.11.2005, кроме камер, где стены выполнены "под шубу". Оснащение и оборудование камер не соответствует требованиям приказа МВД РФ от 22.11.2005 N 950: отсутствуют стол, скамейка, вешалка и полочка для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, не оборудованы санузлы, краны с водопроводной водой, бачки для питьевой воды. Камеры для задержанных оборудованы естественным и искусственным освещением; окна выполнены из стеклоблоков. Искусственное освещение камер осуществляется люминесцентными энергосберегающими лампами, расположенными в нишах над дверьми за защитным стеклом.
Уровни искусственной освещенности составляют от 8 до 11 лк, что не соответствует требованиям п. 3.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 (при нормативе не менее 150 ж). Температура воздуха в камерах составляет от +21 до +22, 3 градусов Цельсия, относительная влажность воздуха - 48, 7 - 51, 3 %, что соответствует требованиям п. 4.1 СанПнН 2.1.2.2645-10. Для хранения вещей задержанных в коридоре ИВС установлен шкаф с ячейками. Чистое постельное белье хранится в отдельном шкафу. Для хранения постельных принадлежностей (матрацы, одеяла, подушки) выделена одна из камер. Стирка белья производится ежедневно. Вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят помывку под душем, как и предусмотрено п. 47 приказа МВД РФ от 22.11.2005 N 950, в соответствий с которым задержанные имеют возможность помывки в душе 1 раз в неделю. Санузел для задержанных оборудован напольным унитазом, раковиной для мытья рук с подводом холодной и горячей воды, есть душевая кабина. Сантехническое оборудование в рабочем состоянии, состояние санузла удовлетворительное. Для задержанных организовано 3-х разовое горячее питание (завтрак, обед, ужин). Пища доставляется в индивидуальной одноразовой посуде, хлеб - в прозрачной упаковке. На время приема пищи каждому задержанному выдают одноразовую столовую посуду (ложку, вилку, стакан). Питьевой режим организован: по просьбе задержанных выдается кипяченая вода, которую кипятят в чайнике на газовой плите в комнате подогрева пищи. Дезкамерная обработка, дератизационные и дезинсекционные мероприятия проводятся в соответствии с государственным контрактом с ООО "Санита". Уборка помещений проводится ежедневно, санитарное состояние всех помещений ИВС удовлетворительное. В связи с отсутствием прогулочного двора ежедневные прогулки подозреваемых и обвиняемых не проводятся. Первичный осмотр задержанных проводится дежурным в первые сутки (при поступлении).
При убытии из ИВС проводится повторный осмотр дежурным по учреждению под личную подпись задержанного и с внесением записи в журнал медицинского осмотра.
Аналогичные обстоятельства изложены в письме N 41/937 от 19.05.2021 начальника ФКУЗ "МСЧ МВД России по Калининградской области.
Суд апелляционной инстанции не нашёл правовых оснований для признания доказательств, представленных административными ответчиками, недопустимыми или недостоверными.
Согласно письму N 532 от 21.05.2021 Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Сушкевич А.С. с жалобами на условия содержания в ИВС во время его пребывания в учреждении в 2020 году и на состояние здоровья не обращался.
Действительно, решением Центрального районного суда г. Калининграда от 09.07.2020, оставленным без изменения апелляционным определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 11.11.2020, ОМВД России по Центральному району, УМВД России по Калининградской области запрещена эксплуатация ИВС до устранения выявленных нарушений.
Вместе с тем, в периоды своего пребывания в ИВС Сушкевич А.С. был осмотрен фельдшером, о чём в журнале первичного опроса и регистрации оказания медицинской помощи лицам, поступающим для содержания в ИВС, имеется соответствующая отметка, при этом никаких жалоб на состояние здоровья он не выражал, в соответствии с внутренним распорядком ИВС был обеспечен всем необходимым, в частности питанием, постельным бельем, питьевой водой, установленные нарушения условий его содержания в указанный период: отсутствие прогулочного двора, покрытие стен "под шубу" в камере, недостаток освещения, отсутствие горячего и холодного водоснабжения, санузла, бачка питьевой воды в камере компенсировались выдачей кипяченой воды задержанным сотрудниками ИВС, наличием санузла в ИВС, оборудованного унитазом, раковиной, душевой, которым задержанный мог воспользоваться по требования.
Следовательно, указанные нарушения условий содержания Сушкевича А.С, в том числе отсутствие прогулочного дворика, в непродолжительный период его пребывания в ИВС, не могут быть признаны существенными, так как не повлекли неблагоприятные для истца последствия, что подтверждает отсутствие жалоб в надзорные и контролирующие органы, то есть не причинили ему нравственных или физических страданий в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы.
Обстоятельства, изложенные в решении Центрального районного суда г. Калининграда от 09.07.2020, на основании которых судом было принято решение о запрете эксплуатации ИВС, не свидетельствуют о нарушении условий содержания Сушкевича А.С. в большей степени, чем установлено судом первой Инстанции при рассмотрении дела.
Учитывая приведенные выше правовые нормы, разъяснения Пленума Верховного суда РФ, установленные по делу обстоятельства, в том числе не-значительную длительность содержания Сушкевича А.С. в ИВС, незначительные нарушения условий его содержания в указанном учреждении, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований к удовлетворению исковых требований Сушкевича А.С.
Кассационная жалоба не содержит имеющих правовое значение доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Калининграда от 19 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 18 мая 2022 года по административному исковому заявлению Сушкевича А. С. к ИВС УМВД России по г. Калининграду, Министерству финансов Российской Федерации, МВД Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда, оставить без изменения, кассационную жалобу Сушкевича А. С. - без удовлетворения.
Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 19 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 18 мая 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 сентября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.