Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 25 апреля 2022 года по административному делу N 2а-6495/2021 по административному исковому заявлению Чижиковой Е. М. и Галиной Н. М. к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга об оспаривании решения, обязании совершить определенные действия.
По первой инстанции решение вынесено Выборгским районным судом Санкт-Петербурга 9 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - Соболевой Ю.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, пояснения Чижиковой Г.М, Чижиковой Е.М, их представителя - адвоката Иванова В.А, возражавших против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чижикова Е.М. и Галина Н.М. обратились в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, в котором просили признать незаконным решение административного ответчика об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 7 сентября 2020 года N05- 26-27641/20-0-0, а также обязать административного ответчика отменить свое решение и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1 726 кв.м, по адресу: "адрес" "адрес", "адрес", "адрес", "адрес" в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявленных требований Чижикова Е.М. и Галина Н.М. указали, что они и Бекетов С.В. обратились в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга с заявлением от 9 июля 2020 года об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1 726 кв.м, по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес" Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга отказал в утверждении схемы расположения земельного участка, о чем вынес решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 7 сентября 2020 года N05- 26-27641/20-0-0. Основанием к вынесению оспариваемого решения послужило отсутствие в представленном комплекте документов правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов, подтверждающих предоставление испрашиваемого земельного участка на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования для индивидуального жилищного строительства площадью 1 726 кв.м.
Административные истцы отразили, что они являются собственниками по 1/4 доли в жилом "адрес", расположенном на земельном участке, при этом, право собственности перешло им в порядке наследования после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, право собственности наследодателя возникло до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, административные истцы отметили, что Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрено предоставление правоустанавливающих документов.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 28 октября 2020 года в удовлетворении административных исковых требований отказано. Апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 19 апреля 2021 года решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 28 октября 2020 года отменено, административное дело направлено в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга для рассмотрения по существу в ином составе суда.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 9 августа 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 25 апреля 2022 года решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 9 августа 2021 года отменено, принято по делу новое решение, административный иск удовлетворен. Суд постановилпризнать незаконным отказ Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга в утверждении схемы земельного участка, расположенного по адресу "адрес", "адрес" площадью 1 726 кв.м, выраженный в письме от 7 сентября 2020 года N 05-26-27641/20-0-0. Обязать Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1 726 кв.м, по адресу "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес" в течение тридцати дней.
На вступившее в законную силу судебное постановление административный ответчик Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Чижикова Е.М. и Галина Н.М. являются собственниками по 1/4 доли двухэтажного бревенчатого дома общей площадью 184, 80 кв.м, площадью 121, 80 кв.м, в том числе жилой площадью 98, 70 кв.м, с тремя сараями, забором, находящегося по адресу: "адрес" "адрес", "адрес", "адрес", "адрес" с кадастровым номером N, на основании свидетельств о праве на наследство по закону после смерти Бриштейн А.А.
Собственником 1/2 доли указанного жилого дома являлся Бекетов В.П. После смерти Бекетова В.П. наследником принявшим наследство является его сын Бекетов С.В, которым был установлен факт принятия наследства в судебном порядке на основании решения Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 23 июня 2009 года по делу N.
Также судом первой инстанции установлено, что в представленных в материалы дела документах отражены различные сведения о площади земельного участка, на котором расположен жилой дом.
Так, в акте о продаже от 9 февраля 1926 года площадь земельного участка составляла 1 655, 25 кв.м, при этом, в плане земельного участка от 23 декабря 1949 года - 2 905, 20 кв.м.
В договоре дарения от 1 апреля 1976 года, площадь земельного участка указана 1 796 кв.м, а в распоряжении от 3 марта 1995 года об изменении границ земельного участка установлена площадь 1 924, 10 кв.м.
В технических паспортах от 18 октября 1973 года, от 4 апреля 1996 года и от 28 января 1999 года площадь земельного участка указана 1 796 кв.м, (по документам) и 1 924, 10 кв.м, (фактически).
В свидетельствах о праве на наследство по закону от 18 мая 1999 года и от 12 мая 2003 года площадь земельного участка указана 1 796 кв.м.
В краткой характеристике домовладения по данным ПИБ Выборгского района от 14 сентября 2001 года указана площадь 1 796 кв.м, (по правоустанавливающим документам) и 1 924, 10 кв.м, (по данным последней инвентаризации).
В протоколе установления границ земельного участка от 2018-2019 года установлена площадь земельного участка 1 726 кв.м.
Также из материалов дела следует, что Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу в адрес Галиной Н.М. направлено уведомление от 26 июля 2019 года об отказе во внесении в ЕГРН сведений о спорном земельном участке, как о ранее учтенном объекте недвижимости.
7 сентября 2020 года Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга принято решение об отказе Чижиковой Е.М, Бекетову С.В. и Галиной Н.М. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1 726 кв.м, по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", участок 27, по основаниям, изложенным в подпункте 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, принимая во внимание, что заявителями ни в адрес административного ответчика, ни в материалы дела не представлены документы бесспорно подтверждающие предоставление им, либо их правопредшественникам земельного участка по спорному адресу именно площадью 1726 кв.м, пришел к выводу об отсутствии оснований для утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 1 726 кв.м, по адресу: "адрес", "адрес", территория "адрес" "адрес"
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда отменила решение суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениями пункта 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, является государственной собственностью.
В соответствии со статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
В силу статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Действующим законодательством предусмотрено несколько способов приобретения в собственность земельных участков бесплатно, в том числе в соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N137-03 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Согласно пунктам 1, 2 и 5 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, не являющихся самовольными постройками.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года Ш37-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (30 октября 2001 года) либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
При наличии документов, подтверждающих возникновение права собственности на жилой дом в порядке наследования и при условии, что право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в уполномоченный орган в чьем ведении находится земельный участок.
При отсутствии оснований для предоставления земельного участка в собственность бесплатно, земельные участки приобретаются в собственность за плату.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1).
Пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 названного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации). Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4).
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка изложены в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В настоящем случае прямой ссылки на нормы статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации оспариваемый в настоящем административном деле ответ Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга не содержит, однако содержит указание на отсутствие правоустанавливающих документов.
При этом, административный ответчик, отказывая в утверждении схемы расположения земельного участка, ссылается на положения части 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой установлено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" утверждены Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга (далее - Правила).
Земельный участок расположен в зоне Т1Ж2-2.
В силу пункта 2.3.7.1 Правил, минимальная площадь земельных участков для индивидуального жилищного строительства - 1200 кв.м.
При этом, исходя из пункта 2.3.7.13 Правил, максимальный размер земельных участков, в том числе их площадь, и максимальный процент застройки в границах земельного участка не подлежат установлению.
В настоящем случае ссылка в отказе на приведенные положения Правил является необоснованной, поскольку размер испрашиваемого земельного участка соответствует допустимым размерам, установленным для данной зоны.
Кроме того, данные положения законодательства не устанавливают обязанность предоставления документов, подтверждающих предоставление испрашиваемого земельного участка конкретной площади.
В рассматриваемом случае административными истцами были предоставлены документы, подтверждающие площадь испрашиваемого земельного участка.
Также заслуживает внимания, что соседние земельные участки образованы, сведения о них внесены в ЕГРН и спора о границах земельного участка в настоящее время не имеется.
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга не возражает утвердить схему расположения земельного участка для обслуживания жилого дома в минимальном размере площадью 1200 кв. м. Однако при таких условиях формирование другого земельного участка из оставшейся площади будет невозможно. Образование земельных участков должно исключать чересполосицу.
В соответствии со статьями 79, 80 Земельного кодекса РСФСР все земли в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов находятся в ведении городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов. Земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N2287 "О приведении земельного законодательства РФ в соответствие с Конституцией РФ" полномочия Советов народных депутатов, предусмотренные статьями 14, 28, 29, 33-35, 55, 58, 64, 66, 68, 74, 80 и 94 Земельного кодекса РСФСР, переданы местным администрациям.
Право поселковой, сельской администрации на предоставление земельного участка в собственность также было установлено Законом РСФСР от 6 июля 1991 года N1550-1 "О местном самоуправлении в РСФСР", в соответствии с пунктом 1 статьи 51 которого, поселковая, сельская администрация передает в собственность земельные участки в пределах черты поселка, сельского Совета.
В рассматриваемом случае у административного ответчика отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка по заявлению административных истцов.
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда, с учетом изложенного, принимая во внимание неправильность выводов суда первой инстанции и неверное определение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, отменила решение суда первой инстанции и приняла новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была бы дана оценка судом апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судом апелляционной инстанции доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 25 апреля 2022 года по административному исковому заявлению Чижиковой Е. М. и Галиной Н. М. к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга об оспаривании решения, обязании совершить определенные действия, оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 25 апреля 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 сентября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.