Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Корнюшенкова Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Жукова А. А, избирательного объединения Регионального отделения Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 02 сентября 2022 года по административному делу N 2а-10432/2022 по административному исковому заявлению Мелихова С. Г. об отмене решения о регистрации в качестве кандидата в депутаты.
По первой инстанции решение вынесено Всеволожским городским судом Ленинградской области 25 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя Жукова А.А, избирательного объединения Регионального отделения Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" - Козлова В.Г, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района - Воробьёва С.А, оставившего кассационную жалобу на усмотрение суда, представителя Михайловой О.Ю. - Гулевского Ю.А, возражавшего против доводов, изложенных в кассационной жалобе, заключение прокурора Поповой Е.В. об оставлении без изменения апелляционного определения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мелихов С.Г. обратился во Всеволожский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением, в котором с учётом уточнений заявленных требований просил:
- признать незаконным регистрацию Жукова А.А. кандидатом в депутаты совета депутатов МО "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области пятого созыва по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 6, оформленном решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 14 N 4112 от 05 августа 2022 года.
обязать Территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 14 отменить регистрацию Жукова А.А, в качестве кандидата в депутаты совета депутатов муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 14.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он зарегистрирован кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 14, по тому же избирательному округу зарегистрирован кандидат в депутаты Жуков А.А, выдвинутый избирательным объединением - региональное отделение политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ".
Административный истец, ссылаясь на положения пп. "г" п. 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", п. 4 ч. 1 ст. 65 Областного закона Ленинградской области от 15.03.2012 N 20-оз "О муниципальных выборах в Ленинградской области", п. 25.1.8 ст. 25 Устава Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", которым предусмотрено согласование с Центральным советом выдвижение кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований, в случае если их выдвигает Общее собрание регионального отделения, полагает, что регистрация Жукова А.А. кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области пятого созыва по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 14 произведена административным ответчиком с нарушением норм действующего избирательного законодательства и подлежит отмене: кандидатом не был представлен документ, подтверждающий согласование с Центральным советом его кандидатуры выдвигаемой в качестве кандидата в депутаты на выборах депутатов совета депутатов муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района пятого созыва по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 14. В соответствии с п.1 решения Всеволожской ТИК от 27.07.2022 N 4011 "Об извещении кандидатов, выдвинутых Региональным отделением в Ленинградской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" комиссией принято решение известить кандидатов в депутаты и выдвинувшее их избирательное объединение о выявленных недостатках в документах необходимых для выдвижения и регистрации. Жуков А.А. представил в ТИК Всеволожского района решение Центрального Совета Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" от 08.07.2022 N 34/2 о согласовании его кандидатуры к выдвижению кандидатов в депутаты в совет депутатов МО "Кузьмоловское городское поселение".
По мнению административного истца, указанное согласование должно было быть представлено в ТИК не кандидатом в депутаты, а Региональным отделением в Ленинградской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", в этой связи ТИК не должен был принимать данный документ и учитывать при принятии решения о регистрации кандидата. Более того, представленная выписка из протокола Внеочередного общего собрания о выдвижении кандидата не содержит обязательных сведений о результатах тайного голосования по выдвигаемой кандидатуре и гражданстве кандидата, предусмотренных п.3 ч. 1 ст. 65 Закона Ленинградской области N 20-оз, а также свидетельствует о голосовании списком, а не за конкретного кандидата.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 25 августа 2022 года Мелихову С.Г. отказано в удовлетворении заявленных требований к Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 14 о признании незаконной регистрации Жукова А.А. кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области пятого созыва по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 14, оформленной решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N14 от 05.08.2022 N4112; обязании отменить регистрацию Жукова А.А. кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области пятого созыва по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 14 (л.д.130-143).
Дополнительным решением суда от 30 августа 2022 года Мелихову С.Г. отказано в удовлетворении заявленных требований к Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 1 о признании незаконной регистрации Жукова А.А. кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области пятого созыва по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 14, оформленной решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 14 от 05.08.2022 N 4112; обязании отменить регистрацию Жукова А.А. кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области пятого созыва по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 14 (л.д. 161-165).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 02 сентября 2022 года решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 25 августа 2022 года и дополнительное решение суда от 30 августа 2022 отменены, по делу принято новое решение, которым суд постановиладминистративное исковое заявление удовлетворить частично. Признать незаконной регистрацию Жукова А.А. кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области пятого созыва по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 14, оформленной решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 14 от 05.08.2022 N 4112. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
На вступившее в законную силу судебное постановление ЖуковА.А, избирательное объединение Регионального отделения Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", Территориальная избирательная комиссия Всеволожского муниципального района подали кассационные жалобы, в которых ставится вопрос об отмене. В обоснование жалоб приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Положениями ч. 10 ст. 239 КАС РФ предусмотрено право кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, обращаться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов.
Согласно ч.6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу ч.1 ст. 35 Федерального закона N 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов, а при проведении выборов выборного должностного лица
- одного кандидата. Кандидат может упоминаться в списке кандидатов по единому избирательному округу только один раз.
Согласно п.2 ст. 35 Федерального закона N67-ФЗ выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".
Как предусмотрено п. 2, 2.2, 3 ст. 33 указанного Федерального закона, кандидаты представляют в избирательную комиссию заявление в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности (п.2 ст. 33 указанного Федерального закона); вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения.
б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;
в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата (п.3 ст. 33 указанного Федерального закона).
Пунктом 14.5 ст. 35 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательные органы субъектов Российской Федерации по одномандатным (многомандатным) избирательным округам - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии следующие документы:
а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;
б) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;
в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;
г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
В соответствии с п. 1.1 ст. 38 Федерального закона Н67-Ф3 при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить её не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Согласно п.24 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата, в числе прочих, являются:
для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 настоящего Федерального закона (подп. "б" п.24 ст. 38 указанного Федерального закона);
отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подп. "в" п.24 ст. 38 указанного Федерального закона);
наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подп. "в.1" п.24 ст. 38 указанного Федерального закона).
В соответствии с поди, "и" ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях", устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.
По правилу п.4 ст. 25 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" решения о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием.
В силу положений ст. 65 Областного закона Ленинградской области от 15.03.2012 N 20-оз "О муниципальных выборах в Ленинградской области" при выдвижении кандидата избирательным объединением в соответствующую избирательную комиссию также представляются:
решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему избирательному округу; решение съезда (конференции, общего собрания, собрания) о выдвижении кандидата оформляется документом, предусмотренным уставом политической партии, иного общественного объединения для принятия решений, а в случае, если уставом не определена форма данного документа, - выпиской из протокола.
В документе, которым оформлено решение о выдвижении кандидата, должны содержаться следующие сведения:
число делегатов (участников), участвовавших в принятии решения;
число делегатов (участников), необходимое для принятия решения в соответствии с уставом избирательного объединения;
факт выдвижения кандидата с указанием фамилии, имени, отчества, даты и места рождения, гражданства, адреса места жительства, серии, номера и даты выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименования или кода органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина;
итоги тайного голосования по данному вопросу;
дата принятия решения (п. 3 ст. 65 Областного закона Ленинградской области от 15.03.2012 N 20-оз);
4) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
Согласно п. 4 указанной статьи Областного закона Ленинградской области от 15.03.2012 N 20-оз в случае если избирательным объединением выдвинуто несколько кандидатов по многомандатному избирательному округу, а также в случае, если на избирательную комиссию возложены полномочия нескольких окружных избирательных комиссий и избирательным объединением выдвинуты кандидаты по нескольким одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, документы, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей части, может представить уполномоченный представитель избирательного объединения либо первый представивший указанные документы кандидат, выдвинутый этим избирательным объединением. В таких случаях иные кандидаты, выдвинутые этим избирательным объединением, документы, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей части, в эту же избирательную комиссию могут не представлять.
Как следует из материалов дела, решением совета депутатов муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 21.06.2022 N 357 назначены выборы депутатов совета депутатов муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района пятого созыва на 11.09.2022 г.
Решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района от 21.06.2022 N 3949 полномочия окружных избирательных комиссий Кузьмоловских одномандатных избирательных округов NN 1-15 возложены на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района.
Решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 14 от 02.08.2022 N 4090 зарегистрирован кандидат в депутаты Мелихов С.Г.
21.07.2022 Жуковым А.А. поданы документы в ТИК для выдвижения его по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 14 в качестве кандидата в депутаты совета депутатов МО "Кузьмоловское городское поселение" пятого созыва (л.д.28-58).
27.07.2022 Территориальной избирательной комиссией Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 14 принято решение N 4011 об извещении кандидатов в депутаты совета депутатов муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области пятого созыва, выдвинутых Региональным отделением в Ленинградской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", о том, что при проверке документов кандидата, представленных для выдвижения и регистрации выявлено отсутствие документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, предусмотрено законом, и установлено несоблюдение требований закона к оформлению документов, а именно: 1) не представлен документ, подтверждающий согласование с Центральным советом кандидатуры выдвигаемой в качестве кандидата; 2) выписка из протокола внеочередного общего собрания о выдвижении кандидата не содержит обязательных сведений о результатах тайного голосования по выдвигаемой кандидатуре и гражданстве кандидата, предусмотренных п.3 ч. 1 ст.65 Закона Ленинградской области N 20-оз (л.д.59-60).
Как следует из материалов дела, 08 июля 2022 года решением Центрального Совета Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" N 34/2 от 08 июля 2022 года согласовано выдвижение кандидатур к выдвижению Общим собранием Регионального отделения в Ленинградской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" кандидаты в депутаты совета депутатов МО "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области пятого созыва (л.д. 64-65).
Протоколом внеочередного Общего собрания Регионального отделения в Ленинградской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" от 18.07.2022 Жуков А.А. выдвинут кандидатом в депутаты совета депутатов МО "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области пятого созыва (л.д. 94-102).
29.07.2022 Жуковым А.А. в ТИК представлены выписка из протокола внеочередного Общего собрания Регионального отделения в Ленинградской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" от 18.07.2022, а также решение Центрального Совета Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" от 08.07.2022 N 34/2 о согласовании кандидатур к выдвижению кандидатами в депутаты совета депутатов муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области пятого созыва по Кузьмоловским одномандатным избирательным округам NN 1-15 (л.д. 61- 65).
Решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 14 от 05.08.2022 N 4112 зарегистрирован кандидат в депутаты Жуков А.А, выдвинутый Региональным отделением в Ленинградской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" (л.д.27).
Суд апелляционной инстанции правильно согласился с доводами административного истца и Территориальной избирательной комиссии о том, что на момент принятия комиссией оспариваемого решения о регистрации кандидата имелись основания для отказа в регистрации кандидата, предусмотренные подп. "в1" п.24 ст. 38 Федерального закона N67-ФЗ от 12.06.2002 г, ст. 65 Областного закона Ленинградской области N 20-оз от 15.03.2012 г.: наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
Как усматривается из представленного полного текста протокола внеочередного общего собрания Регионального отделения в Ленинградской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" от 18.07.2022 г, протокол не содержит требуемых в соответствии со ст. 65 Областного закона Ленинградской области N20-оз от 15.03.2012 г. полных данных выдвинутого по результатам голосования кандидата Жукова А.А. в протоколе о выдвижении отсутствуют сведения о месте рождения кандидата, о гражданстве, отсутствует указание на место жительства кандидата, отсутствуют серия, номер и дата выдачи паспорта кандидата (л.д. 108 -111).
Между тем, перечисленные в ст. 65 Областного закона Ленинградской области N20-оз от 15.03.2012 г. сведения, не указанные в протоколе общего собрания регионального отделения партии, являются обязательными при оформлении документа о выдвижении кандидата.
Однако, в представленной кандидатом 21.07.2022 г. в ТИК выписке из протокола внеочередного общего собрания Регионального отделения в Ленинградской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" от 18.07.2022 г. сведения о кандидате были дополнены: указаны перечисленные в законе данные, которые отсутствуют в протоколе Общего собрания, за исключением сведений о гражданстве кандидата. Сведений о гражданстве указанная выписка также не содержит.
Вторая представленная кандидатом выписка из протокола внеочередного общего собрания Регионального отделения в Ленинградской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" от 18.07.2022 г, которая представлена в ТИК 29.07.2022 г, содержит еще более полные данные, чем первоначальный протокол общего собрания и ранее представленная 21.07.2022 г. выписка: добавлены сведения о гражданстве кандидата и сведения о наименовании документа, удостоверяющего личность кандидата - паспорт.
Таким образом, содержание протокола общего собрания Регионального отделения в Ленинградской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" от 18.07.2022, назначением которого является подтверждение выдвижения кандидата, не соответствует выписке из данного протокола, представленной кандидатом в ТИК 21.07.2022 г, а также не соответствует выписке, представленной позднее, т.е. 29.07.2022 г.
Выписка должна содержать необходимые реквизиты документа, точно воспроизводить дословно полный текст части документа по определенному вопросу, и не может содержать объем сведений, превышающий указанный в первоначальном документе. Между тем, в представленных кандидатом выписках 21.07.2022 г. и 29.07.2022 г, также не совпадающих по тексту между собой, содержатся сведения, отсутствующие в первоначальном документе.
Помимо того, число зарегистрированных участников общего собрания Регионального отделения в Ленинградской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" от 18.07.2022 г, указанное в протоколе общего собрания (10 человек), не совпадает с числом участников, которое указано в представленных выписках из протокола (11 человек).
Из положений п.1.1 ст. 38 Федерального закона N67-ФЗ от 12.06.2002 г. следует, что изменения в документы, содержащие сведения о выдвинутом кандидате, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению, вправе вносить только само избирательное объединение. Однако, сведений о том, что Региональное отделение Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" вносило изменения в протокол общего собрания от 18.07.2022 г, в избирательную комиссию не представлено, в материалы настоящего дела - также не представлялось.
Указанные нарушения в оформлении документа о выдвижении кандидата свидетельствуют о наличии оснований для отказа в регистрации кандидата, предусмотренных подп. "в1" п.24 ст. 38 Федерального закона N67-ФЗ от 12.06.2002 г.
Помимо того, усматривается, что на момент принятия комиссией оспариваемого решения о регистрации кандидата имелись основания для отказа в регистрации кандидата, предусмотренные подп. "б" п.24 ст. 38 Федерального закона N67-ФЗ от 12.06.2002 г.: несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
В соответствии с п.1 ст. 6 Устава муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение", ст. 3 Областного закона Ленинградской области от 15.03.2012 N 20-оз "О муниципальных выборах в Ленинградской области" муниципальные выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе по одномандатным округам.
В силу п. 4 ст. 25 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" решения о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием.
Между тем, выдвижение кандидата на внеочередном общем собрании Регионального отделения в Ленинградской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" произведено с нарушениями, поскольку тайного голосования по выдвижению кандидатуры Жукова А.А. на выборах не производилось; на общем собрании выдвигался единый список кандидатов и производилось голосование за список в целом на выборах в Ленинградской области на территории поселений разных районов области, что не соответствует порядку выдвижения кандидатов по мажоритарной системе относительно большинства, применяемой на выборах в совет депутатов Кузьмоловского городского поселения, т.к. тайного голосования по конкретной кандидатуре не производилось; утвержденный решением общего собрания Регионального отделения в Ленинградской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" бюллетень для голосования не предусматривает возможности голосования по каждой кандидатуре.
Каждое из приведенных выше обстоятельств являлось достаточным основанием для отказа в регистрации кандидата.
В соответствии с положениями ст. 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
При изложенных обстоятельствах имелись основания для удовлетворения требований в части признания незаконным решения Территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата, решение суда первой инстанции было правильно отменено, как принятое при несоответствии выводов суда обстоятельствам административного дела.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации жалоба на решение комиссии о регистрации кандидата может быть подана в суд в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения.
Материалами дела установлено, что оспариваемое решение ТИК принято 5 августа 2022 года, настоящий административный иск подан в суд 12 августа 2022 года, то есть в установленный срок.
В силу общеобязательной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 20 января 2021 года N 2-П, часть 1 статьи 46 и часть 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не могут расцениваться как исключающие право административного истца после истечения срока, установленного частью 4 статьи 240 данного Кодекса, изменить (дополнить) основания административного иска до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение по существу в суде первой инстанции административного дела об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты представительного органа публичной власти (кандидата на выборную должность), и как исключающие возможность удовлетворения судом административного иска по данным измененным (дополненным) основаниям.
Таким образом, административный истец имел право уточнить исковые требования 19 августа 2022 года.
Кассационные жалобы не содержат доводов, которым не была бы дана оценка судом апелляционной инстанции.
Доводы кассационных жалоб сводятся к переоценке исследованных судом апелляционной инстанции доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 02 сентября 2022 года по административному исковому заявлению Мелихова С. Г. об отмене решения о регистрации в качестве кандидата в депутаты, оставить без изменения, кассационные жалобы Жукова А. А, избирательного объединения Регионального отделения Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 02 сентября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 сентября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.