Судебная коллегия по гражданским делам ФИО1 суда общей юрисдикции в составе
председательствующего ФИО3
судей ФИО6, ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании ФИО1 жалобу ФИО7 Зои ФИО2 на решение Северодвинского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу N по иску ФИО7 Зои ФИО2 к ФГБУЗ "Центральная медико-санитарная часть N Федерального медико-биологического агентства" о взыскании заработной платы, признании действий незаконными, обязании произвести перерасчет заработной платы, заслушав доклад судьи ФИО1 суда общей юрисдикции ФИО6,
УСТАНОВИЛА:
ФИО7 обратилась в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N Федерального медико-биологического агентства" (далее - ФГБУЗ ЦМСЧ N ФМБА России) о взыскании невыплаченной заработной платы в сумме 147639 рублей, признании незаконными действия работодателя в части неначисления надбавок за вредность, напряженность и особые условия труда, за стаж, работу в ночное время, в праздничные и выходные дни, за оказание высокотехнологичной медицинской помощи, за интенсивность, за достижение индикаторов, за увеличение объема работы сверх минимального размера оплаты труда и обязании ответчика произвести перерасчет ее заработной платы за период с марта по декабрь 2020 г.
2
В обоснование указала, что работает у ответчика в должности младшей медицинской сестры по уходу за больными в отделении анестезиологии- реанимации, ей установлен должностной оклад в размере 3561 рубль в месяц. В период с мая 2020 г. по декабрь 2020 г. работодатель не производил ей выплаты во исполнение Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, в связи с чем, ей не была выплачена заработная плата в сумме 55545 рублей 60 копеек. В период с июня по декабрь 2020 г. работодатель не производил ей выплаты за дополнительный объем работы, несмотря на увеличение рабочей нагрузки вследствие перепрофилирования городской больницы N и увеличения количества поступающих пациентов, в связи с чем ей не была выплачена заработная плата в сумме 47711 рублей 40 копеек. Работодателем в период с марта по октябрь 2020 г. не произведены выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, за выполнение особо важных работ за оказание медицинской помощи в стационарных условиях как младшему медицинскому персоналу, оказывающему медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в связи с чем ей не была выплачена заработная плата в сумме 44382 рублей. Кроме того, считает, что ее заработная плата без учета компенсационных и стимулирующих выплат должна быть не ниже минимального размера оплаты труда. Считает, что в период с марта по декабрь 2020 г. работодатель выплачивал ей заработную плату в размере ниже минимального размера оплаты труда.
Решением Северодвинского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении иска ФИО7 отказано.
В ФИО1 жалобе ФИО7 ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В доводах жалобы заявитель, настаивая на обоснованности иска, полагает, что судами неполно установлены имеющие значение обстоятельства, не дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам, выводы судов противоречат фактическим обстоятельствам и доказательствам, неправильно применены нормы материального права.
В обоснование ФИО1 жалобы ссылается на доводы, приводимые в апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Информация о месте и времени рассмотрения ФИО1 жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте ФИО1 суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия ФИО1
3
суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в ФИО1 жалобе, судебная коллегия по гражданским делам ФИО1 суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ФИО1 суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в ФИО1 жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений ФИО1 судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушений, влекущих отмену или изменение судебных постановлений в ФИО1 порядке, по данному делу судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
При рассмотрении возникшего спора судами установлено, что ФИО7 работает в ФГБУЗ ЦМСЧ N ФМБА России на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ в должности младшей медицинской сестры по уходу за больными в отделении анестезиологии- реанимации N.
В соответствии с Номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Nн, должность истца относится к иным должностям медицинских работников (младший медицинский персонал) (п. 1.5).
Обращаясь в суд, истец указала, что работодатель не производил ей выплаты во исполнение Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, выплаты за дополнительный объем работы в связи с увеличением нагрузки, выплаты стимулирующего характера в связи с оказанием медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, а также выплачивал заработную плату в размере ниже минимального размера оплаты труда (без учета компенсационных и стимулирующих выплат).
На основании ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у
4
данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.
Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
Подпунктами "а" и "е" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" Правительству Российской Федерации поручено обеспечить увеличение к 2018 г. размера реальной заработной платы в 1, 4 - 1, 5 раза; принять до ДД.ММ.ГГГГ программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев повышение к 2018 г. средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Во исполнение данного Указа распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-р утверждена Программа
5
поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 гг, предусматривающая в качестве целевого показателя достижение в 2017 и 2018 гг. соотношения средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации (агрегированные значения) на уровне 100 %.
Разрешая требования истца, оценив представленные по делу доказательства, приняв во внимание положения трудового законодательства, регулирующие спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для удовлетворения требований истца о взыскании невыплаченной заработной платы не имеется.
Отклоняя доводы истца о том, что ей работодателем не производились выплаты во исполнение Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, суд указал, что данным Указом и Программой предусмотрено соотношение средней заработной платы категории работников (младшего медицинского персонала) и средней заработной платы в субъекте Российской Федерации, а не соотношение заработной платы конкретного работника, относящегося к данной категории, и средней заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Судом, на основании представленных в материалы дела показателей, установлено, что соотношение средней заработной платы младшего медицинского персонала ФГБУЗ ЦМСЧ N ФМБА России и средней заработной платы в "адрес" по итогам 2020 года составило 118%, что выше целевого показателя, составляющего 100 %.
При этом, признавая несостоятельными доводы истца о том, что ей ответчиком не производилась стимулирующая выплата за достижение индикаторов, в связи с чем, заработная плата в период с мая по декабрь 2020 г. выплачена не в полном размере, суд первой инстанции отметил, что какой- либо специальной выплаты медицинским работникам, в том числе относящимся к младшему медицинскому персоналу, данным Указом не предусмотрено.
Согласуется с позицией Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ, изложенной в ответах на отдельные вопросы, возникающие при реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, где отмечено, что данным Указом предусмотрено повышение средней заработной платы по категориям работников. При этом заработная плата конкретного работника в соответствии со ст. 132 ТК РФ зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, и может быть как выше, так и ниже целевого значения средней заработной платы, установленного Указом Президента Российской Федерации N для соответствующей категории работников.
В силу ст. 160 ТК РФ нормы труда - нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы - устанавливаются в соответствии с
6
достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.
В соответствии со ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (ст. 151 настоящего Кодекса).
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
Согласно ст. 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.
Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 60.2 настоящего Кодекса).
Пунктом 4.1.3.5 коллективного договора ФГБУЗ ЦМСЧ N ФМБА России на 2018 - 2021 гг. предусмотрено, что при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику устанавливается доплата по соглашению сторон. Объем возлагаемой на работника дополнительной нагрузки и размер доплаты определяется руководителем подразделения в пределах утвержденного фонда оплаты труда подразделения. С условиями выполнения работы по совмещению профессий, увеличению объема работы следует ознакомить работника под роспись до начала работы.
В силу ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми
7
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя, в том числе, рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Nн утвержден Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "анестезиология и реаниматология", п. 12 которого предусмотрено, что число коек для реанимации и интенсивной терапии при оказании медицинской помощи по профилю "анестезиология и реаниматология" в медицинской организации устанавливается руководителем медицинской организации в зависимости от потребностей, обусловленных видами и объемом оказываемой медицинской помощи, и составляет не менее 3% общего коечного фонда в медицинских организациях, имеющих коечный фонд от 200 до 400 коек, не менее 5% общего коечного фонда в медицинских организациях, имеющий коечный фонд более 400 коек, и не менее 6 коек из общего коечного фонда в медицинских организациях, имеющих коечный фонд менее 200 коек.
Согласно приложению N к данному Порядку для отделения анестезиологии-реанимации с палатами реанимации и интенсивной терапии для взрослого населения в палате реанимации и интенсивной терапии (на 6 коек) для обеспечения круглосуточной работы предусматривается 4, 75 штатных единицы младших медицинских сестер по уходу за больными.
Из материалов дела следует, что в случае увеличения количества поступающих пациентов в отделение анестезиологии и реанимации N его круглосуточная работа обеспечивается открытием 3-го поста, для чего на основании рапорта заведующего отделением медицинские сестры- анестезисты привлекаются к сверхурочное работе (работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени), а работающим в период открытия 3-го поста врачам и младшим медицинским сестрам по уходу за больными производится доплата.
Материалами дела подтверждается, что такая доплата в размере 50 % должностного оклада за фактически отработанное время производилась истцу в марте, мае и июне 2020 года в соответствии с приказами начальника ФГБУЗ ЦМСЧ N ФМБА России от ДД.ММ.ГГГГ N-к, от ДД.ММ.ГГГГ N-к, от ДД.ММ.ГГГГ N-к и N-к, от ДД.ММ.ГГГГ N-к, от ДД.ММ.ГГГГ N-к и N-к. В расчетных листках истца данная доплата обозначена как надбавка за интенсивность труда (по часам).
Не усматривая основания для удовлетворения требований истца о взыскании задолженности по заработной плате в связи с увеличением объема работы, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств того, что в течение всего периода с июня по декабрь 2020 г. объем работы истца
8
увеличился в 2 раза по сравнению с нормативным, в материалах дела не имеется. Истцом таких доказательств не представлено. При этом из возражений ответчика следует, что среднее количество пациентов в отделении анестезиологии и реанимации N (6 коек) не превышало нормативов и составляло 3, 2 человека в день, что истцом не было опровергнуто.
Предметом оценки судом являлись и доводы истца со ссылкой на постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N о том, что в период с марта по октябрь 2020 г. работодателем не производились стимулирующие выплаты в связи с оказанием медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.
Приняв во внимание, что ответчик ФГБУЗ ЦМСЧ N ФМБА России является федеральным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Федерального медико-биологического агентства, в связи с чем не подведомственным органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья или органам местного самоуправления, при таком положении, как указал суд первой инстанции, правила, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N, на основании которых истец просит произвести выплаты стимулирующего характера, в отношении ответчика не применяются.
Между тем, приказом ФМБА России от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены порядок и условия осуществления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией и лицам, работающим в усиленном режиме в связи с принимаемыми мерами по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации.
Средства на осуществление денежных выплат стимулирующего характера предоставляются ФМБА России из федерального бюджета (п. 2 порядка).
В соответствии с подпунктом "и" и. 3 данного порядка выплаты стимулирующего характера устанавливаются младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему условия для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - до 30 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики.
Согласно п. 5 данного порядка локальным нормативным актом медицинской организации ФМБА России устанавливается:
а) перечень наименований подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего
9
характера за фактически отработанное время;
б) перечень должностей медицинских работников подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время;
в) размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью;
г) срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.
Выплаты стимулирующего характера выплачиваются в составе заработной платы за фактически отработанное время, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, из расчета месячной нормы рабочих часов на одну занятую ставку (п. 6 порядка).
Приказом ФМБА России от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден порядок осуществления выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским работникам медицинских организаций ФМБА России, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Средства на осуществление денежных выплат стимулирующего характера предоставляются ФМБА России из федерального бюджета и направляются на обеспечение в апреле - октябре 2020 г. выплат стимулирующего характера в медицинских организациях ФМБА России и их структурных подразделениях (в том числе оказывающих скорую медицинскую помощь), фактически оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 (п. 2 порядка).
В соответствии с п. 4 данного порядка выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с локальным нормативным актом медицинской организации, в следующих размерах, в частности:
б) оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID- 19, врачам - 80 тыс. рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу - 50 тыс. рублей в месяц, младшему медицинскому персоналу - 25 тыс. рублей в месяц.
При этом приказ ФМБА России от ДД.ММ.ГГГГ N 139
распространяется только на работников медицинских организаций ФМБА России, непосредственно фактически оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID- 19).
10
Во исполнение приказа ФМБА России от ДД.ММ.ГГГГ N приказом и.о. начальника ФГБУЗ ЦМСЧ N ФМБА России от ДД.ММ.ГГГГ N введено в действие с ДД.ММ.ГГГГ Положение о порядке распределения выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией и лицам, работающим в усиленном режиме в связи с принимаемыми мерами по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции по стационару.
Указанным Положением определены перечни подразделений ФГБУЗ ЦМСЧ N ФМБА России, работа в которых дает право на установление стимулирующих выплат, и перечень должностей, по которым устанавливается стимулирующая выплата. К таким подразделениям отнесено, в том числе, отделение анестезиологии-реанимации N, к должностям медицинских работников - младшие медицинские сестры по уходу за больными.
Положением установлены суммы выплат, в том числе, младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему условия для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях - в размере 12273 рублей 30 копеек, а также предусмотрено, что указанная сумма стимулирующих выплат включает районный коэффициент и процентную надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера, расчет суммы стимулирующих выплат производится, исходя из табеля учета рабочего времени за фактически отработанное время за месяц из расчета месячной нормы часов на одну занятую ставку при контакте с пациентом с подтвержденным диагнозом COVID-19, внесенным в информационный ресурс, и/или лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Согласно справке заместителя начальника ФГБУЗ ЦМСЧ N ФМБА России по финансовым и экономическим вопросам от ДД.ММ.ГГГГ в марте, апреле, августе, сентябре, октябре 2020 г. пациенты с подтвержденным диагнозом COVID- 19 в отделение анестезиологии- реанимации N не госпитализировались, выплаты, предусмотренные приказом ФМБА России от ДД.ММ.ГГГГ N 106, младшему
медицинскому персоналу в этот период не осуществлялись в связи с отсутствием контакта с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19.
В соответствии с приказами и.о. начальника ФГБУЗ ЦМСЧ N ФМБА России от ДД.ММ.ГГГГ N-п (т. 1 л.д. 164-166), от ДД.ММ.ГГГГ N-п (т. 1 л.д. 169-170) и от ДД.ММ.ГГГГ N-п (т. 1 л.д. 175-176) истцу произведены выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку как медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная
11
инфекция, за май, июнь и июль 2020 г. пропорционально фактически отработанному времени.
Данные выплаты подтверждаются расчетными листками истца за май, июнь и июль 2020 г.
С учетом того, что доказательств наличия обстоятельств, дающих истцу право на получение данной выплаты в другие месяцы, истцом в материалы дела не представлено, суд пришел к выводу о том, что работодателем истца исполнена обязанность в части осуществления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.
В силу статьи 133 ТКРФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно части 1 статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей
определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Исходя из положений статьи 135 ТК РФ, следует, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые, в свою очередь, включают размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
По смыслу статьи 129 ТК РФ тарифная ставки и оклад (должностной
12
оклад) являются фиксированной составной частью заработной платы за исполнение работником своих трудовых обязанностей за единицу времени (календарный месяц - в случае оклада). При этом указание в дефинициях, приведенных в статье 129 ТК РФ, на исполнение работником трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности предполагает дифференциацию размеров тарифных ставок (окладов) в рамках принятой работодателем системы оплаты труда в зависимости от сложности выполняемых работниками обязанностей.
Системное истолкование содержания статей 129, 133 и 135 ТК РФ позволяет сделать вывод, что действующим в настоящее время в Российской Федерации трудовым законодательством допускается установление окладов (должностных окладов), а соответственно и тарифных ставок, как составной части заработной платы работников, в размере меньшем, чем минимальный размер оплаты труда. Вместе с тем, при этом должно выполняться императивное требование закона о том, что заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени за месяц и выполнивших нормы труда, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Способ выполнения данного требования закона работодатель вправе определять самостоятельно с учетом действующей у него системы оплаты труда.
Согласно статье 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. При этом в силу статей 315-317 ТКРФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, а возникающие вследствие этого расходы относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Из системного толкования указанных норм трудового законодательства следует, что районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должны начисляться (выплачиваться) к заработной плате, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
Как установлено судом, приказом начальника ФГБУЗ ЦМСЧ N ФМБА России от ДД.ММ.ГГГГ N предусмотрено установление с ДД.ММ.ГГГГ стимулирующей выплаты за интенсивность труда работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени и выполнившим нормы труда, при начислении заработной платы которых сумма начисленных выплат (в том числе оплата по окладу, выплаты за работу с вредными или опасными условиями труда, надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, доплата за разрывной день, повышающий коэффициент за квалификационную категорию, надбавка за
13
стаж непрерывной работы, надбавка за напряженность и особые условия труда, надбавка за интенсивность и высокие результаты работы, стимулирующие выплаты за эффективность и качество труда, премии по итогам работы, стимулирующие выплаты за обслуживание пациентов на дому, стимулирующие выплаты специалистам поликлиник, стимулирующие выплаты за оказание медицинской помощи в стационаре, выплаты за оказание высокотехнологичной медицинской помощи, выплаты за оказание медицинской помощи по родовым сертификатам, стимулирующие выплаты по положениям о внебюджетной деятельности) меньше 12130 рублей.
Из расчетных листков истца усматривается, что в 2020 г. заработная плата начислялась истцу с учетом стимулирующей выплаты, предусмотренной приказом начальника ФГБУЗ ЦМСЧ N ФМБА России от ДД.ММ.ГГГГ N, в размере не ниже минимального размера оплаты труда.
Таким образом, приняв во внимание установленные по делу обстоятельства, учиывая правовые позиции, содержащиеся в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-П, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обстоятельств нарушения ответчиком прав истца в части размера оплаты труда не имеется.
Суд апелляционной инстанции, проверив соответствие выводов суда первой инстанции материалам дела, правильность применения к правоотношениям сторон норм материального и процессуального права, пришел к выводу о законности состоявшегося по делу судебного постановления и отсутствии оснований для удовлетворения поданной ФИО5 апелляционной жалобы.
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО1 суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами судов об отказе в удовлетворении иска ФИО5
Вопреки доводам заявителя жалобы, в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда первой инстанции приведены выводы суда, вытекающие из установленных судом обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал мотивы, по которым отклонил доводы апелляционной жалобы заявителя, что соответствует требованиям части 3 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Все доводы ФИО1 жалобы истца повторяют ее правовую позицию в судах первой и апелляционной инстанций, исследованную судами и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебных постановлениях, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых
14
судебных актов в ФИО1 порядке, поскольку в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ФИО1 суд общей юрисдикции правом самостоятельно устанавливать обстоятельства и давать иную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для ФИО1 пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам ФИО1 жалобы не установлено.
С учетом изложенного предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам ФИО1 жалобы не имеется. ФИО1 жалоба, рассмотренная в пределах заявленных в ней доводов, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам ФИО1 суда общей юрисдикции
решение Северодвинского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, ФИО1 жалобу ФИО7 Зои ФИО2 - без удовлетворения.
определила:
Председательствуюш
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.