Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Рогожиной Е.В, Савинова К.А.
при секретаре Чайко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Игуновой И. В. о признании недействующим в части Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021, 2022 годы
по апелляционной жалобе Игуновой И. В. на решение Нижегородского областного суда от 18 апреля 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогожиной Е.В, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года N326-13-631667/20 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень на 2021 год).
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года N326-13-703523/21 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень на 2022 год).
Тексты приказов размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 4 декабря 2020 года и 14 декабря 2021 года соответственно.
Пунктами N раздела "город Нижний Новгород" включены в Перечень на 2021 год, пунктами N раздела "город Нижний Новгород" включены в Перечень на 2022 год объекты недвижимости с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N, N (далее - спорные объекты недвижимости), которые признаны объектами недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) как кадастровая стоимость.
Административный истец Игунова И.В, являясь собственником указанных объектов недвижимости, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных норм, обосновывая свою позицию тем, что спорные объекты недвижимости не обладают признаками объекта налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение названных объектов недвижимости в Перечни на 2021 и 2022 года противоречит статье 378.2 НК РФ и региональному законодательству, а также нарушает её права и законные интересы, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.
Решением Нижегородского областного суда от 18 апреля 2022 года административное исковое заявление Игуновой И.В. удовлетворено частично.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда в части отказа в удовлетворении административного иска отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, участвующим в деле прокурором и представителем Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области представлены возражения об их необоснованности и законности судебного решения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учётом положений части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и считает его верным.
Определение общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав положения пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 5 ноября 2014 года N 140-З "О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года N 8-З "О нормативных правовых актах Нижегородской области", Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 года N 129-З "О Правительстве Нижегородской области", постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года N 61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации", постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года N 635 "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения", постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года N 183 "Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области", сделал верный вывод о том, что оспариваемые нормативно правовые акты приняты в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения их в действие.
В указанной части решение суда является правильным, сторонами не оспаривается.
Исходя из статьи 3, подпункта 2 статьи 15, абзаца первого пункта 1 статьи 399 НК РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В силу статьи 400 НК РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к таковому относит, в том числе единый недвижимый комплекс и иные здания, строение, сооружение, помещение (подпункты 4 и 6 пункта 1 названной статьи).
Статьей 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого кодекса, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения, а также возложена обязанность на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (абзац третий пункта 1).
В соответствии с положениями Закона Нижегородской области от 5 ноября 2014 года N140-З "О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц - 1 января 2015 года.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 НК РФ, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
В силу положений подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу приведенных предписаний федерального законодательства в Перечень подлежит включению такое нежилое помещение, которое отвечает хотя бы одному из критериев, установленных вышеназванной правовой нормой.
Из материалов дела следует, что Игунова И.В. является собственником:
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 46 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", имеет назначение "нежилое", наименование "помещение", которое находится на первом этаже многоквартирного дома с кадастровым номером N, имеющим назначение "многоквартирный дом", наименование "многоквартирный дом", расположенном на земельном участке с кадастровым номером N, категорию земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "под многоквартирный жилой дом".
В соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости (технический паспорт, составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), спорный объект недвижимости, общей площадью 46 кв. м включает в себя помещения следующего назначения: торговый зал площадью 19, 9 кв. м, 13, 4 кв. м, 9, 7 кв. м, туалет, тамбур. При этом площадь торговых залов (43 кв. м) составляет более 20 % от общей площади помещения (46 кв. м);
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 58, 7 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", имеет назначение "нежилое", наименование "помещение", находится на первом этаже многоквартирного дома с кадастровым номером N, имеющим назначение "жилое", наименование "жилой дом", расположенном на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "под многоквартирный жилой дом", категорию земель "земли населенных пунктов".
В соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости (технический паспорт, составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), спорный объект недвижимости, общей площадью 58, 7 кв. м имеет следующее назначение частей подпомещений: тамбур (3, 4 кв.м, 1, 1 кв.м); основная (12, 4 кв.м, 16, 8 кв.м, 13, 7 кв.м, 9, 5 кв.м); туалет (1, 1 кв.м).
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 58, 6 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", имеет назначение "нежилое", наименование "помещение", находится на первом этаже многоквартирного дома с кадастровым номером N, имеющим назначение "жилое", наименование "жилой дом", расположенном на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "под многоквартирный жилой дом", категорию земель "земли населенных пунктов".
В соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости (технический паспорт, составленного Приуральским филиалом АО "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" (Автозаводское отделение) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), спорный объект недвижимости, общей площадью 58, 6 кв. м включает в себя помещения следующего назначения: тамбур, нежилое помещение (42, 9 кв. м), кладовая, туалет, кабинет.
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 66, 1 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", имеет назначение "нежилое", наименование "помещение"; расположено в здании с кадастровым номером N, имеющим назначение "многоквартирный дом", наименование "многоквартирный дом", расположено на земельном участке с кадастровым номером N, категорию земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "под многоквартирный жилой дом". В соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости (технический паспорт, составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), спорный объект недвижимости, общей площадью 66, 1 кв. м включает в себя помещения следующего назначения: торговый зал (4) площадью 16, 6 кв. м, 14, 5 кв. м, 20, 4 кв. м, 9, 3 кв. м, туалет, кладовая. При этом площадь торговых залов (60, 8 кв. м) составляет более 20 % от общей площади помещения (66, 1 кв. м);
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 185, 6 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", имеет назначение "нежилое", наименование "помещение", которое находится на первом этаже многоквартирного дома с кадастровым номером N, имеющим назначение "многоквартирный дом", наименование "многоквартирный дом", расположенном на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "под многоквартирный дом", категорию земель "земли населенных пунктов".
В соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости (технический паспорт, составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), спорный объект недвижимости, общей площадью 185, 6 кв. м включает в себя помещения следующего назначения: тамбуры, коридоры, умывальник, туалет, кабинеты;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 42, 1 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", имеет назначение "нежилое", наименование "помещение", которое находится на первом этаже многоквартирного дома с кадастровым номером N, имеющим назначение "многоквартирный дом", наименование "многоквартирный дом" расположенном на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "под многоквартирный дом", категорию земель "земли населенных пунктов". В соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости (технический паспорт, составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), спорный объект недвижимости, общей площадью 42, 1 кв. м включает в себя помещения следующего назначения: торговый зал (37, 7 кв. м), подсобное, туалет. При этом площадь торгового зала (37, 7 кв. м) составляет более 20 % от общей площади помещения (42, 1 кв. м);
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 73, 8 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", имеет назначение "нежилое", наименование "помещение", которое находится на первом этаже многоквартирного дома с кадастровым номером N, имеющим назначение "многоквартирный дом", наименование "многоквартирный дом", расположенном на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "под многоквартирный дом", категория земель "земли населенных пунктов".
В соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости (технический паспорт, составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), спорный объект недвижимости, общей площадью 73, 8 кв. м включает в себя помещения следующего назначения: тамбур (3, 2 кв.м); торговый зал (65, 9 кв.м); санузел (1, 5 кв.м); кладовая (3, 2 кв.м). При этом площадь торгового зала (65, 9 кв. м) составляет более 20 % от общей площади помещения (73, 8 кв. м);
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 103, 8 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", имеет назначение "нежилое", наименование "помещение", которое находится на первом этаже многоквартирного дома с кадастровым номером N, имеющим назначение "многоквартирный дом", наименование "многоквартирный жилой дом с подземной автостоянкой, помещениями общественного назначения и крышной котельной", расположенном на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "для жилищного строительства", категорию земель "земли населенных пунктов".
В соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости (технический паспорт, составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), спорный объект недвижимости, общей площадью 103, 8 кв. м включает в себя помещения следующего назначения: тамбур, коридор, умывальник, туалет, кабинет;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 55, 7 кв.м, расположенного по адресу "адрес", имеет назначение "нежилое", наименование "помещение", которое находится на в многоквартирного дома с кадастровым номером N, имеющим назначение "многоквартирный дом", наименование "многоквартирный дом", расположенном на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "под многоквартирный дом", категория земель "земли населенных пунктов".
В соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости (технический паспорт, составленный по состоянию на июль 1991 года), спорный объект недвижимости, общей площадью 55, 7 кв. м включает в себя помещения следующего назначения: торговый зал (27, 6 кв.м, 17, 6 кв.м); комната персонала (6, 4 кв.м); санузел (1, 7 кв.м); коридор (1, 4 кв.м); тамбур (1 кв.м). При этом площадь торговых залов (45, 2 кв. м) составляет более 20 % от общей площади помещения (55, 7 кв. м).
Суд первой инстанции верно посчитал, что наименование помещений как "кабинет" тождественным понятию "офис" не является и не свидетельствует о назначении и фактическом использовании таких помещений в целях, установленных статьей 378.2 НК РФ.
Частично удовлетворяя административное исковое заявление Игуновой И.В, суд правомерно исходил из того, что объекты с кадастровыми номерами N, N, N, N и N содержат помещения, предназначенные для организации торговли, при этом их площадь составляет более 20% от общей площади, то есть сами спорные помещения предусматривают размещение в них торговых объектов, что является достаточным основанием для включения их в Перечни на 2021 и 2022 года.
Также суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что нежилые помещения с кадастровыми номерами N, N, N и N, исходя из их назначения, разрешенного использования и наименования в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, а также исходя из наименования и назначения здания, в котором они расположены, и вида разрешенного использования соответствующего земельного участка, при отсутствии доказательств фактического использования объекта в качестве офисного, торгового, как объекта бытового обслуживания или общественного питания, не могли быть отнесены к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения и предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, в связи с чем не подлежали включению в Перечни на 2021 и 2022 годы.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия отмечает, что из представленных в материалы дела документов технического учета следует, что на момент принятия оспариваемых нормативно-правовых актов у уполномоченного органа были основания для включения объектов недвижимости с кадастровыми номерами N, N, N, N и N в Перечни на 2021 и 2022 года на основании сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации), которыми подтверждается, что более 20 процентов от их общей площади предназначены для использования в целях осуществления торговой деятельности (торговые залы). Соответственно спорные объекты недвижимости подпадали под признаки помещений, отнесенных налоговым законодательством к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости.
До принятия оспариваемых нормативных правовых актов мероприятия по обследованию спорных объектов недвижимости с целью определения вида их фактического использования на предмет включения в Перечни административным ответчиком не проводились. При этом сведения, содержащиеся в актах обследования от 10 марта 2022 года, правового значения для разрешения настоящего дела не имеют ввиду проведения обследования уже после включения спорных объектов недвижимости в Перечень.
Кроме того, судом первой инстанции принято во внимание вступившее в законную силу решение Нижегородского областного суда от 25 января 2021 года по административному делу N, имеющим преюдициальное значение для настоящего административного дела.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что включение указанных выше объектов в оспариваемые Перечни соответствует установленным статьей 378.2 НК РФ требованиям.
Указанные выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
При этом довод апелляционной жалобы о неправомерности включения спорных помещений в Перечни по причине не проведения мероприятий по их фактическому использованию, правового значения для разрешения настоящего дела не имеет, поскольку данные помещения включены в оспариваемые Перечни не по фактическому использованию, а по иному основанию, и каждый из приведенных в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ критериев является самостоятельным для признания нежилого помещения торговым объектом.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерность выводов суда и не могут являться основанием для отмены решения в апелляционном порядке.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела и доказательствами, оцененными по правилам статьи 84 КАС РФ, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учётом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Нижегородского областного суда от 18 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Игуновой И. В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (город Саратов) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Нижегородский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 16 сентября 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.