Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Кузьмичева В.А, судей
Бушминой А.Е, Савинова К.А, при секретаре
ФИО6, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Зодиной Анжелики Сергеевны к министерству имущественных и земельных отношений Нижегородской области о признании недействующими пунктов Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, по апелляционной жалобе министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 27 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е, объяснения представителя административного истца - ФИО7, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года N 326-13-703523/21 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год", опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru, 14 декабря 2021 года определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень на 2022 год).
Административный истец ИП Зодина А.С. обратилась в Нижегородский областной суд с административным иском, в обоснование которого указала, что является собственником объектов недвижимости: нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты" нежилых помещений П1, П2, П3, П4, П5 с кадастровыми номерами "данные изъяты", которые включены в пункты "данные изъяты" разделов "город Нижний Новгород" Перечня на 2022 год.
Административный истец полагает, что здание необоснованно включено в Перечень на 2022 год, так как не относится к видам недвижимого имущества, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, включение объектов в Перечень на 2022 год незаконно возлагает на административного истца обязанность оплаты налога на имущество в повышенном размере.
Административный истец просил суд с учетом уточненных требований признать недействующими со дня принятия пункты 21585, 21567, 21558, 21553, 21557, 21554 разделов "город Нижний Новгород" Перечня на 2022 год.
Решением Нижегородского областного суда от 27 апреля 2022 года административное исковое заявление ИП Зодиной Анжелики Сергеевны удовлетворено. Признаны недействующими со дня принятия пункты 21585, 21567, 21558, 21553, 21557, 21554 разделов " "адрес"" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом министерства имущественных и земельных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N о включении в Перечень на 2022 год объектов недвижимости с кадастровыми номерами 52 "данные изъяты", расположенных по адресу: "адрес", помещения П.1, П2, П3, П4, П5.
На министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу направить копию решения суда или сообщение о его принятии в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области; разместить сообщение о решении суда на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
В апелляционной жалобе министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области просило решение Нижегородского областного суда от 27 апреля 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Административный истец представил возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просил решение Нижегородского областного суда от 27 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Прокурор, участвующий в деле в суде первой инстанции, представил возражения относительно апелляционной жалобы, в которых полагал, что решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО7 против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренков Е.А, в заключении полагал необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, в соответствии с которой неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителя административного истца, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 данного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено:
1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
4. В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
4.1. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
5. В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
9. Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 19 ноября 2014 года N 169 "О налоге на имущество физических лиц" установлены ставки налога в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения в следующих размерах: для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации - 2 процента (пункт 2.2); для прочих объектов налогообложения - 0, 5 процента (пункт 2.3).
Законом Нижегородской области от 5 ноября 2014 года N140-З "О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ от 25 ноября 2021 года N 326-13-703523/21 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год".
Суд первой инстанции, проанализировав вышеуказанные положения Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года N 109-З, Постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года N 61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации", с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Нижегородской области от 30 июля 2018 года N 557 "О внесении изменения в постановление Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года N 61" по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации", постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года N 635 "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения", пришел к правильному выводу, что приказ министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года N326-13-703523/21 являющийся нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принят в пределах полномочий, в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия и правилам введения их в действие.
В пункты 21585, 21567, 21558, 21553, 21557, 21554 разделов " "адрес"" Перечня на 2022 год включены объекты недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты", нежилые помещения П1, П2, П3, П4, П5 с кадастровыми номерами "данные изъяты", расположенные по адресу: г. Н. Новгород, "адрес", принадлежащие ФИО1 на праве собственности.
Из материалов дела следует, что указанные помещения имеет следующие характеристики:
с кадастровым номером "данные изъяты" назначение - нежилое, наименование - помещение, площадь - 822, 7 кв. м, цокольный этаж N;
с кадастровым номером "данные изъяты" назначение - нежилое, наименование - помещение, площадь - 929, 1 кв. м, этаж N;
с кадастровым номером "данные изъяты" назначение - нежилое, наименование - помещение, площадь - 43, 5 кв. м, этажи N, N, N;
с кадастровым номером "данные изъяты" назначение - нежилое, наименование - помещение, площадь - 1 276, 1 кв. м, этажи N, N;
с кадастровым номером 52 "данные изъяты" назначение - нежилое, наименование - помещение с навесом, площадь - 666, 3 кв. м, этаж N.
Нежилые помещения с кадастровыми номерами "данные изъяты" расположены в здании с кадастровым номером "данные изъяты", которое согласно данным ЕГРН имеет следующие характеристики: назначение - нежилое, наименование - нежилое здание с навесом, общей площадью 3 737, 7 кв. м, расположено на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под отделения связи и сооружения необходимые для эксплуатации объектов энергетики и связи.
В материалы дела представлен технический паспорт на нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты", составленный Нижегородским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" (Большемурашкинский производственный участок) по состоянию на 14 августа 2014 года, согласно которому, объект имеет следующие характеристики: тип объекта - здание, наименование - офисные, складские, технические помещения, назначение - нежилое здание, адрес объекта - г. Н. Новгород, "адрес". Согласно экспликации к поэтажному плану здания, помещения имеют следующие наименования:
цокольный этаж - лестничные клетки, помещения, коридоры, служебные помещения, тех. помещения, комнаты, помещения, кладовые, санузлы, раздевалки, гардеробы;
первый этаж - лестничные клетки, коридоры, служебные помещения, тех. помещения, помещения, комнаты, санузлы, вент. камера;
второй этаж - лестничные клетки, служебные помещения, помещения, комнаты, коридоры, склад, шкаф, умывальник, санузлы;
третий этаж - лестничные клетки, комнаты, шкафы, тамбур, коридоры, умывальники, санузлы;
четвертый этаж - лестничные клетки, комнаты, коридоры, санузел.
В техническом паспорте на данное здание по состоянию на 1 февраля 2000 года, поступившему из архива казенного предприятия Нижегородской области "Нижтехинвентаризация - БТИ Нижегородской области", и приобщенном судом апелляционной инстанции в соответствии с частью 1 статьи 306 и частью 1 статьи 63 КАС РФ к материалам дела в качестве доказательств, имеется экспликация к поэтажному плану здания, согласно которой помещения имеют следующие наименования:
подвал: коридоры, склады;
первый этаж: лестничные клетки, склады, душ, раздевалка, кухня (11, 3 кв. м), кабинет, коридор, вентиляционные камеры, туалет;
второй этаж: лестничные клетки, коридоры, туалеты, сан.узлы, душ, фойе, раздевалки, кабинеты, мойка, холодильные камеры, кухни (36, 0 кв. м, 15, 5 кв. м, 19, 4 кв. м, 13, 7 кв. м, 16, 2 кв. м), подъемники, кладовки, вентиляционные камеры, АТС;
третий этаж: лестничные клетки, кабинеты, шкафы, комната отдыха, входные тамбуры, коридоры, санузлы;
четвертый этаж: лестничные клетки, коридоры, кабинеты, залы обучения, торговый зал (11, 8 кв. м), архив, санузлы.
Таким образом, в соответствии с техническим паспортом по состоянию на 1 февраля 2000 года офисные помещения и объекты бытового обслуживания в здании отсутствуют. Вместе с тем в соответствии с техническим паспортом по состоянию на 1 февраля 2000 года к торговым объектам относится торговый зал (11, 8 кв. м), расположенный на четвертом этаже, что менее 20 % от помещения с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 666, 3 кв. м.
Кроме того, в соответствии с техническим паспортом по состоянию на 1 февраля 2000 года к объектам общественного питания можно отнести кухню (11, 3 кв. м), расположенную на первом этаже, что менее 20 % от помещения с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 929, 1 кв. м, а также пять помещений кухни (36, 0 кв. м, 15, 5 кв. м, 19, 4 кв. м, 13, 7 кв. м, 16, 2 кв. м), общей площадью 100, 8 кв. м, расположенные на втором этаже, что менее 20 % от помещения с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 1 276, 1 кв. м.
Всего в соответствии с техническим паспортом по состоянию на 1 февраля 2000 года в здании с кадастровым номером "данные изъяты" имеются торговый зал (11, 8 кв. м), и объекты общественного питания - кухни (11, 3 кв. м, 36, 0 кв. м, 15, 5 кв. м, 19, 4 кв. м, 13, 7 кв. м, 16, 2 кв. м), что в совокупности составляет 123, 9 кв. м (3, 3 % от общей площади здания 3 737, 7 кв. м), то есть менее 20 %.
В соответствии с техническим паспортом по состоянию на 14 августа 2014 года, офисные помещения, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания в здании отсутствуют.
При этом термины "комната", "кабинет", "служебное помещение" не являются равнозначными термину "офис".
Вид разрешенного использования земельного участка - под отделения связи и сооружения необходимые для эксплуатации объектов энергетики и связи не позволяет с достаточной очевидностью отнести расположенный на этом земельном участке объект недвижимости к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения, торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания и не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года N 635 (в ред. от 2 июня 2021 года, по состоянию на дату принятия Перечня на 2022 год) утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения (далее Порядок), который регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в целях выявления объектов, подлежащих включению в формируемый на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень), согласно которому:
3. В целях формирования Перечня подлежат выявлению:
- объекты недвижимого имущества, которые предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, и здания, расположенные на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- объекты недвижимого имущества, которые фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
5. Для выявления объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце втором пункта 3 данного Порядка, используются:
- сведения Единого государственного реестра недвижимости;
- документы технического учета (инвентаризации).
Указанные объекты недвижимого имущества подлежат выявлению на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости, актуальных по состоянию на 1 февраля года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, и документов технического учета (инвентаризации). Соответствующие сведения подлежат актуализации с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости ежеквартально.
6. Для выявления объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце третьем пункта 3 данного Порядка, используются:
- акты обследования объектов недвижимого имущества;
- решения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов включения объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - межведомственная комиссия);
- иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества;
- информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
7. Акт обследования объекта недвижимого имущества составляется по форме, утверждаемой уполномоченным органом, по результатам обследования объектов недвижимого имущества, проводимого Учреждением или уполномоченным органом в соответствии с утверждаемой уполномоченным органом Методикой определения доли площадей, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, не позднее 10 рабочих дней с даты проведения указанного обследования.
В целях подготовки к обследованию объекта недвижимого имущества используются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), сведения, содержащиеся в открытых источниках информации.
При необходимости к проведению обследования привлекаются представители органов местного самоуправления соответствующего муниципального района, муниципального или городского округа Нижегородской области.
В ходе обследования объектов недвижимого имущества осуществляется фото- и (или) видеосъемка, фиксирующая фактическое использование указанного объекта недвижимого имущества, а также фото- и (или) видеосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном объекте недвижимого имущества, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляется обследование. При необходимости проводятся соответствующие обмеры.
При наличии признаков, которые свидетельствуют об использовании указанного объекта недвижимости для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт обследования объекта недвижимого имущества составляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением соответствующих фотоматериалов.
Судом первой инстанции установлено, что спорные объекты с кадастровыми номерами "данные изъяты" включены в Перечень на 2022 года в соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как фактически используемые в целях делового, административного и коммерческого назначения.
Давая оценку доводам, приведенным в отзыве административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области о том, что согласно акту обследования фактического использования спорных объектов недвижимости от 10 ноября 2020 года, при визуальном осмотре установлено, что в здании с кадастровым номером "данные изъяты" расположена организация ООО "Оздоровительный центр", суд первой инстанции указал, что вступившим в законную силу решением Нижегородского областного суда от 5 апреля 2021 года по административному делу N3а-240/21 по административному исковому заявлению ИП Зодиной Анжелики Сергеевны о признании недействующими пунктов Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год установлено, что ООО "Оздоровительный центр" размещено в здании, расположенном по адресу: "адрес", что также подтверждается распечаткой с официального сайта ООО "Оздоровительный центр". В здании с кадастровым номером "данные изъяты", расположенном по адресу: "адрес" ООО "Оздоровительный центр" не размещается, свою деятельность там не осуществляет, ни в каких договорных или иных отношениях с ИП Зодиной А.С. не состоит, что также подтверждается информацией, представленной по запросу суда генеральным директором ООО "Оздоровительный центр".
Каких-либо доказательств иного в материалы настоящего административного дела не представлено.
Вступившим в законную силу решением Нижегородского областного суда от 17 августа 2020 года по административному делу N 3а-487/20 по административному исковому заявлению ИП Зодиной Анжелики Сергеевны о признании недействующим пункта Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, установлено, что по адресу: "адрес", расположено не только здание с кадастровым номером "данные изъяты", которое имеет литер К1К2, принадлежащее Зодиной А.С, но и другие здания, в частности, здание с кадастровым номером "данные изъяты". Здания, расположенные по одному адресу, имеют различие в корпусах, согласно Публичной кадастровой карте здание с кадастровым номером "данные изъяты" обозначено как корпус 14.
Согласно выпискам из ЕГРН в отношении помещений с кадастровыми номерами "данные изъяты", образующих здание с кадастровым номером "данные изъяты", зарегистрирован договор 2/8 аренды нежилого объекта от 22 ноября 2017 года, арендатор ООО "Корсар", срок действия договора аренды с 20 декабря 2017 года по 22 ноября 2025 года.
Вступившими в законную силу решениями Нижегородского областного суда от 17 августа 2020 года, от 5 апреля 2021 года по административным делам N 3а-487/20, N3а-240/21 по административным исковым заявлениям ИП Зодиной Анжелики Сергеевны о признании недействующими пунктов Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год и 2021 год установлено, что из договора 2/8 аренды нежилого объекта от 22 ноября 2017 года следует, что ИП Зодина А.С. (арендодатель) предоставляет ООО "Корсар" (арендатор) объект, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N, общей площадью 3 737, 7 кв. м, в том числе для организации точки общественного питания (бар) площадью 264 кв. м. Площадь объекта, используемая для организации общественного питания, составляет 7, 06%, что менее 20 % от общей площади здания, необходимых для включения объекта в перечень недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что административным ответчиком не представлено доказательств того, что оспариваемый в части Перечень на 2022 год принят в соответствии с действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, а именно положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, вместе с тем, административным истцом представлены в суд доказательства, подтверждающие, что Перечень на 2022 год в оспариваемой им части противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Кроме того, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области не представлены доказательства принятия мер по определению вида фактического использования спорных объектов недвижимости на момент включения их в Перечень на 2022 год, акт обследования фактического использования спорных объектов, а также не представлены доказательства осуществления в спорных объектах недвижимости бытовых услуг "Морской дворец", ООО "Оздоровительный центр".
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу об отсутствии оснований для отнесения нежилого здания с нежилыми помещениями к административно-деловому или торговому комплексу (центру) исходя из признаков, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Определяя момент, с которого оспариваемый Перечень на 2022 год ни должен быть признан недействующим, суд первой инстанции применил пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемая норма изначально вошла в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, признал соответствующие пункты Перечня на 2022 года недействующими со дня его принятия.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они мотивированы, обоснованы, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что указанные объекты соответствовали критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и подлежали включению в Перечень на 2022 года, судебная коллегия отклоняет, поскольку в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в Перечень на 2022 год.
Между тем административный ответчик относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие указанного здания критериям, установленным статьей 278.2 Налогового кодека Российской Федерации и необходимым для включения указанного объекта в Перечень на 2022 года год не представил, не содержится их и в апелляционной жалобе.
Доказательств того, что 20 и более процентов от общей площади спорного здания или входящих в него помещений предусматривает или используется под размещение офисных или сопутствующих офисной инфраструктуры, торговых объектов или объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а также фактически используется в этих целях, административным ответчиком не представлено и в материалах дела не имеется. Мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимости на момент его включения в Перечень на 2022 год не проводились.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о том, что согласно выпискам из ЕГРН в отношении помещений с кадастровыми номерами "данные изъяты", зарегистрирован договор 2/8 аренды нежилого объекта от 22 ноября 2017 года, арендатор ООО "Корсар", срок действия договора аренды с 20 декабря 2017 года по 22 ноября 2025 года, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку как правильно указал суд первой инстанции вступившими в законную силу решениями Нижегородского областного суда от 17 августа 2020 года по административному делу N 3а-487/20, от 5 апреля 2021 года по административному делу N3а-240/21 установлено, что из договора 2/8 аренды нежилого объекта от 22 ноября 2017 года следует, что ИП Зодина А.С. (арендодатель) предоставляет ООО "Корсар" (арендатор) объект, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N, общей площадью 3 737, 7 кв. м, в том числе для организации точки общественного питания (бар) площадью 264 кв. м. Площадь объекта, используемая для организации общественного питания, составляет 7, 06%, что менее 20 % от общей площади здания, необходимых для включения объекта в перечень недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства (часть 2 статьи 64 КАС РФ).
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Вместе с тем в описательной, мотивировочной и резолютивной частях обжалуемого решения суда от 27 апреля 2022 года имеются описки, а именно ошибочно указан номер приказа министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года N 326-13-03523/21, в то время как правильным является N 326-13-703523/21. Данные описки в силу статьи 184 КАС РФ, пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" подлежат исправлению судом апелляционной инстанции, о чем указывается в резолютивной части апелляционного определения.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижегородского областного суда от 27 апреля 2022 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области - без удовлетворения.
Исправить описки в описательной, мотивировочной и резолютивной частях решения Нижегородского областного суда от 27 апреля 2022 года, указав номер приказа министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года N 326-13-703523/21, вместо ошибочно указанного N 326-13-03523/21.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) через Нижегородский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 9 сентября 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.