Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Новоженина О.Р., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "АртТайл" Милофановой Е.П. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 160 Исаклинского судебного района Самарской области от 8 декабря 2021 года, решение судьи Исаклинского районного суда Самарской области от 9 февраля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью "АртТайл",
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 160 Исаклинского судебного района Самарской области от 8 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Исаклинского районного суда Самарской области от 9 февраля 2022 года, общество с ограниченной ответственностью "АртТайл" (далее - ООО "АртТайл", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа с учётом положений 3.2, 3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 3 034703 рублей 50 копеек.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, директор общества Милофанова Е.П. просит отменить вынесенные судебные акты, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив в соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трехсот тысяч рублей.
Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (пункт 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В силу статей 432, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации условие о сроках выполнения работ является существенным условием государственного или муниципального контракта.
Согласно части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34, 95 названного Федерального закона.
Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 107 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ).
Из материалов дела следует и установлено судебными инстанциями, что 25 февраля 2021 года между муниципальным бюджетным учреждением "Управление по строительству администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области" и ООО "АртТайл" заключены:
- муниципальный контракт N 6Т на выполнение работ по устройству спортивной площадки в с. Краснояриха муниципального района Челно- Вершинский Самарской области на общую сумму 1 490 985 рублей;
- муниципальный контракт N 7Т на выполнение работ по устройству спортивной площадки в с. Новое Аделяково муниципального района Челно-Вершинский Самарской области на общую сумму 1 525 440 рублей;
- муниципальный контракт N 8Т на выполнение работ по устройству спортивной площадки в с. Озерки муниципального района Челно- Вершинский Самарской области на общую то сумму 1 513 522 рублей;
- муниципальный контракт N 9Т на выполнение работ по устройству спортивной площадки в с. Чувашское Урметьево муниципального района Челно-Вершинский Самарской области на общую сумму 1 539 460 рублей.
В соответствии с пунктами 4.1.1 каждого из данных муниципальных контрактов дата окончания выполнения работ определена - до 01 июля 2021 года. Пунктами 4.1.2 каждого из данных муниципальных контрактов их срок действия определён с момента заключения до 31 декабря 2021 года.
В установленный муниципальными контрактами срок работы не выполнены, объекты заказчику не переданы, акты выполненных работ не представлены. По состоянию на 1 июля 2021 года стоимость неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом, составляет по всем четырём контрактам 6 069 407 рублей.
Неисполнение обязательств, предусмотренных контрактами, привело к срыву реализации мероприятий по благоустройству сельских территорий, предусмотренных приложением N 13 к государственной программе Самарской области "Комплексное развитие сельских территорий Самарской области на 2020-2025годы" и нарушению прав граждан на проживание и осуществление жизнедеятельности в комфортных благоприятных условиях, тем самым причинён существенный вред охраняемым законом интересам общества и государства, при этом указанное деяние не повлекло уголовной ответственности.
Данные обстоятельства выявлены в ходе проверки соблюдения законодательства о контрактной системе, проведённой прокуратурой Челно- Вершинского района Самарской области в период с 21 сентября 2021 года по 27 сентября 2021 года на основании решения прокурора Челно-Вершинского района Самарской области от 20 сентября 2021 года N 467.
Постановлением прокурора Челно-Вершинского района Самарский области от 27 сентября 2021 года в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведённые обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 7.32 названного Кодекса.
Вывод мирового судьи о совершении обществом указанного административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Деяние указанного лица квалифицировано по части 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами законодательства о контрактной системе и названного Кодекса.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела свидетельствуют о том, что общество не приняло все зависящие от него меры по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Жалоба на постановление рассмотрена судьёй районного суда в полном объёме, с соблюдением требований статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, все доводы заявителя в том числе о том, что мировым судьёй не установлено причинение обществом существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, были предметом рассмотрения, они обоснованно отклонены по основаниям, подробно изложенным в решении. Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда оснований не имеется.
Существенность вреда может определяться его размером, характером и, как правило, выражается в материальном ущербе, нарушении нормальной работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений.
Определяющим для квалификации административного правонарушения по части 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является не только размер ущерба, но и значение последствий для самого потерпевшего.
Как установлено судебными инстанциями неисполнение обществом обязательств, предусмотренных контрактом, привело к не достижению в установленный срок целей, поставленных заказчиком перед исполнителем (подрядчиком), которые в данном случае определены социальной значимостью такого объекта как спортивные площадки, в рамках государственной программы "Комплексное развитие сельских территорий Самарской области на 2020-2025 годы".
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Вместе с тем имеются основания для внесения изменений в постановление и судебное решение.
Административное наказание назначено ООО "АртТайл" в соответствии с санкцией части 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, введена в действие с 6 апреля 2022 года статья 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающая особенности назначения наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесённым к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
Согласно части 1 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включённым по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесённым к малым предприятиям, в том числе к микро предприятиям, включённым по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Из материалов дела следует, что ООО "АртТайл" включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10 октября 2017 года
(категория микропредприятие). Санкцией части 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, поэтому административный штраф ООО "АртТайл" должен назначаться в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей.
Учитывая, что при определении размера наказания мировой судья учёл положения частей 3.2, 3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходил из минимального размера штрафа, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то при определении размера штрафа с учётом 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит учитывать правила, предусмотренные названными нормами.
Учитывая статус юридического лица, неисполнение назначенного административного наказания на день рассмотрения жалобы заявителя кассационным судом, с учётом положений части 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, улучшающей правовое положение общества, назначенное наказание в виде административного штрафа подлежит снижению.
Таким обозом размер административного штрафа подлежит снижению до 151 735 рублей 17 копеек из расчёта 5% от суммы неисполненных обязательств 6 069 407 рублей с применением положений частей 3.2, 3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
В связи с чем, постановление мирового судьи судебного участка N 160 Исаклинского судебного района Самарской области от 8 декабря 2021 года, решение судьи Исаклинского районного суда Самарской области от 9 февраля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "АртТайл" подлежат изменению путём снижения назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 151 735 рублей 18 копеек.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "АртТайл" Милофановой Е.П. удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка N 160 Исаклинского судебного района Самарской области от 8 декабря 2021 года, решение судьи Исаклинского районного суда Самарской области от 9 февраля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью "АртТайл" изменить, снизив назначенное административное наказание в виде административного штрафа до 151 735 рублей 18 копеек.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Судья О.Р. Новоженина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.