Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу Порабковича Евгения Петровича на вступившие в законную силу постановление врио руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Татарстан от 10 марта 2022 года, решение судьи Мензелинского районного суда Республики Татарстан от 21 апреля 2022 года, решение судьи Верховного суда республики Татарстан от 6 июля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Порабковича Евгения Петровича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением врио руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Татарстан от 10 марта 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Мензелинского районного суда Республики Татарстан от 21 апреля 2022 года, решением судьи Кировского областного суда от 15 марта 2022 года, Порабкович Евгений Петрович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить постановление должностного лица и судебные акты, вынесенные в отношении него по данному делу об административном правонарушении, считая их незаконными, и прекратить производство по делу.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации одной из обязанностей собственников и арендаторов земельных участков является использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением.
В силу статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Как усматривается из материалов дела, Порабкович Е.П. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, площадью 6.3 га, расположенного в границах Новомелькенского сельского поселения Мензелинского муниципального района Республики Татарстан, собственность зарегистрирована 19.05.2020 года.
30.06.2021 года государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Татарстан при проведении контрольно-надзорных мероприятий без взаимодействия было выявлено нарушения требовании земельного законодательства Российской Федерации, а именно земельный участок сельскохозяйствеиного назначения с кадастровым номером N общей площадью 6, 3 га, расположенный в границах Новомелькенского сельского поселения Мензелинского муниципального района Республики Татарстан, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования зарос сорной растительностью высотой до 1 м. Признаков использования земельного участка для сельскохозяйственного производства не установлено.
11.02.2022 года государственным инспектором отдела земельного надзора в отношении Порабковича Е.П. проведена внеплановая документарная проверка на основании распоряжения Управления от 19.01.2022 года N 24, в ходе которой были запрошены документа, подтверждающие использование земельного участка для сельскохозяйственного производства. Однако документов предоставлено не было.
В рамках проверки должностным лицом административного органа установлен факт нарушения Порабковичем Е.П. положений статей 12, 13, 42, 78 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом врио руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Татарстан в отношении Порабковича Е.П. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с последующим привлечением к административной ответственности, установленной указанной нормой.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: заявлением самого Порабковича Е.П. с просьбой провести проверку в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N (л.д.23), приказом Управления от 25 июня 2021 N41/П/2021 был утверждено плановое (рейдовое) задание на осмотр, обследование земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами N (л.д.28); актом выездного обследования территории N54/12- П от 30 июня 2021 года с приложенными фототаблицами (л.д.29-30); предписанием об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства от 11 февраля 2022 N 7/12 (л.д.49); решением о проведении внеплановой документарной проверки и актом внеплановой документарной проверки N 5/12 от 11 февраля 2022 (л.д.42-44, 47-78); протоколом об административном правонарушении N4/12 от 11 февраля 2022 года (л.д.57) и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Таким образом, Порабкович Е.П. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку совершенное им деяние образует объективную сторону состава данного административного правонарушения.
В жалобе заявитель приводит доводы о нарушении процедуры проведения проверки, об отсутствии в материалах дела согласования органов прокуратуры на проведение 30 июня 2021 года планового (рейдового осмотра), ссылаясь на то, что с 2018 года он является индивидуальным предпринимателем, а в силу статьи 71 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" рейдовый осмотр может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 настоящего Федерального закона.
Однако согласно статье 98 указанного Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 года, в то время как выездное обследование земельных участков с кадастровыми номерами N на основании приказа Управления Россельхознадзора по Республике Татарстан N41 от 25.06.2021 года проведено 30.06.2021 года, то есть до вступления в законную силу Федерального закона N248-ФЗ.
Ссылка административного органа при этом на статью 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и пункт 3 Приказа Минсельхоза РФ N 475 от 16 октября 2015 года является правомерной.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приказом Управления от 25 июня 2021 N41/П/2021 был утверждено плановое (рейдовое) задание на осмотр, обследование земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 16:28:000000:1361 и 16:28:150301:47.
Лицами, уполномоченными на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования, назначены заместитель начальника отдела земельного надзора ФИО4 и государственные инспекторы отдела земельного надзора ФИО5, ФИО6
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено.
Более того, согласно материалам дела, Порабкович Е.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой административным правонарушением признается невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, как собственник земельного участка. Следовательно, указанное административное правонарушение непосредственно не связано с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности.
Доводы жалобы не влекут отмену состоявшихся по делу об административном правонарушении актов, поскольку не свидетельствуют об отсутствии в действиях Порабковича Е.П. состава вмененного административного правонарушения и о наличии существенных нарушений процессуальных требований.
Вопреки доводам жалобы Порабкович Е.П. при производстве по делу юридически значимые обстоятельства судами определены правильно. Все представленные доказательства были оценены в совокупности, им дана надлежащая правовая оценка, вывод о наличии события правонарушения и виновности Порабковича Е.П. в совершении вмененного административного правонарушения является правильным и обоснованным.
Порядок и срок давности привлечения Порабковича Е.П. к административной ответственности соблюдены.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу актов не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление врио руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Татарстан от 10 марта 2022 года, решение судьи Мензелинского районного суда Республики Татарстан от 21 апреля 2022 года, решение судьи Верховного суда республики Татарстан от 6 июля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Порабковича Евгения Петровича, оставить без изменения, жалобу Порабковича Евгения Петровича - без удовлетворения.
Судья Э.Г.Штейн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.