N 77-4532/2022
суда кассационной инстанции
07 сентября 2022 года г. Самара
Шестой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Колотовкина П.В, при секретаре Хабибулиной Э.М, с участием:
защитников-адвокатов Латушкиной А.Н. и Спицына Л.С, прокурора Осипова Р.С, рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационному представлению заместителя прокурора Республики Татарстан Даминова О.А. на приговор Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 14 марта 2022 года.
Выслушав мнение прокурора Осипова Р.С, поддержавшего доводы кассационного представления, а также мнения защитников-адвокатов Лутушкиной А.Н. и Спицына Л.С, возражавших против удовлетворения кассационного представления и отмены приговора в части разрешения вопроса о вещественных доказательствах, суд
установил:
приговором Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 14 марта 2022 года осуждены:
Белов Н.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец "адрес", гражданин "данные изъяты", не судимый, по ч.1 ст. 228 УК РФ к наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей;
Сергеев М.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец "адрес", гражданин "данные изъяты", судимый:
- 27 июля 2021 года по части 1 статьи 157 УК РФ к 10 месяцам исправительных работ с удержанием 5 % заработка ежемесячно в доход государства, постановлением от 05 октября 2021 года наказание в виде исправительных работ заменено на лишение свободы сроком 3 месяца 10 дней в колонии-поселении, наказание отбыто 04 марта 2022 года;
- 11 ноября 2021 года по части 1 статьи 157 УК РФ к 8 месяцами исправительных работ с удержанием 5% заработной платы ежемесячно в доход государства, на основании статьи 70 УК РФ к назначенному наказанию частично присоединено наказание по приговору от 27 июля 2021 года и окончательно определено 1 год исправительных работ с удержанием 5% заработной платы ежемесячно в доход государства, наказание по приговору от 27 июля 2021 года отбыто 04 марта 2022 года, наказание по приговору от 11 ноября 2021 года не отбыто;
по части 1 статьи 228 УК РФ к 6 месяцам исправительных работ с удержанием 5 % заработной платы ежемесячно в доход государства, по части 1 статьи 228 УК РФ к 6 месяцам исправительных работ с удержанием 5 % заработной платы ежемесячно в доход государства.
На основании части 2 статьи 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний, назначено Сергееву М.А. наказание в виде 8 месяцев исправительных работ с удержанием 5 % заработной платы ежемесячно в доход государства.
На основании части 5 статьи 69 УК РФ по совокупности преступлений к наказанию, назначенному по настоящему приговору, частично присоединена неотбытая часть наказания по приговору от 11 ноября 2021 года, и окончательно назначено Сергееву М.А. наказание в виде 1 года 2 месяцев исправительных работ с удержанием из заработка ежемесячно 5% в доход государства.
В силу части 1 статьи 72.1 УК РФ на Сергеева М.А. возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления приговора в законную силу пройти курс лечения от наркомании.
Вещественные доказательства по уголовному делу: мобильный телефон марки " "данные изъяты"" постановлено вернуть по принадлежности, мобильный телефон марки " "данные изъяты"" - уничтожить, наркотическое средство - мефедрон (4-мелилметкатинон) массой 0, 87 грамма (сейф пакет N "данные изъяты"), первичный полимерный пакет, фрагменты изоленты и фольги, наркотическое средство 1-фенил-2(пирролидин-1-ил)ментан-1он) и первоначальные упаковки - хранить в камере вещественных доказательств отдела МВД РФ по Лениногорскому району.
В апелляционном порядке приговор не обжаловался.
Приговором суда Белов Н.В. признан виновным в незаконном приобретении, хранении и перевозке без цели сбыта наркотических средств в значительном размере; Сергеев М.А. признан виновным в незаконном приобретении без цели сбыта наркотических средств в значительном размере, а также в незаконном приобретении и хранении без цели сбыта наркотических средств в значительном размере.
Преступления совершены в г. Лениногорске Республики Татарстан 06 мая 2001 года и 25 августа 2021 года при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационном представлении заместитель прокурора Республики Татарстан Даминов О.А, не оспаривая установленные судом обстоятельства совершения преступлений и их правовую оценку, считает постановленный приговор подлежащим частичной отмене в связи с существенным нарушением уголовно-процессуального законодательства и неправильным применением уголовного закона. Указывает, что по смыслу ч.5 ст. 69 УК РФ, при избрании судом принципа частичного сложения с наказаний, сложению с наказанием, назначенным по последнему приговору суда, подлежит окончательное наказание, назначенное первым приговором суда. Приговором от 27 июля 2021 года Сергееву было назначено окончательное наказание в виде 1 года исправительных работ. Между тем оспариваемым приговором окончательное наказание Сергееву было назначено путем частичного присоединения к наказанию по данному приговору наказания в виде 8 месяцев исправительных работ. Кроме того, обращает внимание, что при совершении преступления Белов использовал мобильный телефон " "данные изъяты"", а Сергеев мобильный телефон " "данные изъяты"". Однако суд в нарушение п.1 ч.3 ст. 81 УПК РФ и п. "г" ч.1 ст. 104.1 УК РФ не конфисковал данные предметы, а постановилвозвратить " "данные изъяты"" осужденному Белову и уничтожить мобильный телефон " "данные изъяты"", который не является доказательством по данному уголовному делу, то есть фактически не определилсудьбу вещественного доказательства - мобильного телефона " "данные изъяты"". Просит приговор в части назначения окончательного наказания Сергееву М.А. по правилам ч.5 ст. 69 УК РФ и разрешения судьбы вещественных доказательств отменить и направить для рассмотрения в этой части в порядке ст. ст. 396, 397 и 399 УПК РФ в тот же суд в ином составе суда.
Проверив производство по настоящему уголовному делу в полном объёме в соответствии со ст. 401.16 УПК РФ, обсудив доводы кассационного представления, суд приходит к следующему.
Уголовное дело по ходатайству осуждённых Белова Н.В. и Сергеева М.А, выразивших согласие с предъявленным обвинением, рассмотрено судом первой инстанции в особом порядке судебного разбирательства, в соответствии с главой 40 УПК РФ, против проведения которого также не возражал и государственный обвинитель.
Предусмотренные требованиями ст. ст. 314-316 УПК РФ условия особого порядка судебного разбирательства судом соблюдены.
Из протокола судебного заседания следует, что осужденные полностью признали свою вину и добровольно, после консультации с защитниками, заявили ходатайства о рассмотрении дела в особом порядке судебного разбирательства, осознавая характер и последствия такого ходатайства.
Описательно-мотивировочная часть приговора соответствует положениям ст. 307 УПК РФ, в том числе содержит описание преступных деяний, признанных судом доказанными.
Установив, что обвинение, с которым согласились осуждённые, подтверждается собранными по делу доказательствами, суд, изучив с учетом ограничений, предусмотренных ч. 7 ст. 316 УПК РФ, обстоятельства дела, пришел к правильному выводу, что предъявленное обвинение обоснованно и постановилобвинительный приговор.
Все требования уголовно-процессуального закона, строгое соблюдение которых обеспечивает полное, всестороннее и объективное рассмотрение дела, судом первой инстанции были выполнены, квалификация действиям осужденных дана верно: Белова Н.В. по ч.1 ст. 228 УК РФ, как незаконное приобретение, хранение и перевозка без цели сбыта наркотических средств в значительном размере; а Сергеева М.А. по двум преступлениям, предусмотренным ч.1 ст. 228 УК РФ, как незаконное приобретение и хранение без цели сбыта наркотических средств в значительном размере.
При назначении осужденным наказания были учтены все имеющие значение для определения вида и размера наказания обстоятельства: характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, данные об их личности, смягчающие и отягчающее наказание обстоятельства, влияние назначенного наказания на исправление осужденных и условия жизни их семей.
Как следует из обстоятельств совершения преступления, изложенных в приговоре, мобильный телефон " "данные изъяты"", принадлежащий Белову Н.В, был использован последним лишь при получении от Сергеева М.А. координат тайника-закладки с наркотическим средством.
При этом Сергеев, к тому времени, уже произвел оплату за указанное наркотические средства и обладал информацией об их местонахождении. Все последующие действия по изъятию, хранению и перевозке наркотических средств совершались Беловым Н.В. без применения мобильного телефона.
Учитывая изложенное, что каких-либо сведений о том, что мобильный телефон, принадлежащий Белову Н.В, в соответствии с п. 1 ч.3 ст. 81 УПК РФ является орудием, оборудованием или иным средством совершения преступления, не имеется, доводы кассационного представления о необходимости конфискации данного вещественного доказательства являются несостоятельными и удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемый приговор подлежит изменению по следующим основаниям.
В силу требований ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения судебных решений в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного закона, повлиявшие на исход дела.
В соответствии ст. 297 УПК РФ приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым, и признается таковым, если он постановлен в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и основан на правильном применении уголовного закона, в том числе при назначении наказания.
Как следует из материалов уголовного дела 11 ноября 2021 года приговором Лениногорского городского суда Республики Татарстан Сергеев М.А. был осужден по ч.1 ст. 157 УК РФ к 8 месяцам исправительных работ с удержанием 5 % заработной платы ежемесячно в доход государства. На основании 70 УК РФ путем частичного присоединения наказания по приговору от 27 июля 2021 года, окончательное наказание Сергееву было назначено в виде 1 года исправительных работ с удержанием 5 % заработной платы в доход государства.
Преступления, за которые Сергеев был осуждена обжалуемым приговором, совершены им до приговора от 11 ноября 2021 года. Таким образом, окончательное наказание должно быть назначено с учетом положений ч.5 ст. 69 УК РФ, то есть, принимая во внимание категорию тяжести преступлений, путем поглощения менее строгого наказания более строгим либо путем частичного или полного сложения назначенных наказаний.
Однако, определив принцип частичного сложения наказания, суд, вопреки требованиям ст. 69 УК РФ, присоединил неотбытую часть наказания, назначенного приговором от 11 ноября 2021 года, то есть фактически применил правила назначения наказания по совокупности приговоров в соответствии со ст. 70 УК РФ.
Данное нарушение уголовного закона при назначении Сергееву М.А. является существенным, в связи с чем суде кассационной инстанции считает необходимым изменить приговор в части назначения окончательного наказания Сергееву М.А. по правилам ч.5 ст. 69 УК РФ, а также зачесть в указанный срок отбытое наказание по предыдущему приговору в виде 10 месяцев исправительных работ.
При этом суд кассационной инстанции исходит из того, что вносимые в приговор изменения не влекут ухудшение положения осужденного.
Кроме того, как верно указано в кассационном представлении, вопреки требованиям п. 2 ч.1 ст. 309 УПК РФ, согласно которому в резолютивной части приговора, должно содержаться решение вопроса о вещественных доказательствах, суд первой инстанции в резолютивной части приговора не определилсудьбу мобильного телефона " "данные изъяты"", признанного вещественным доказательством, а постановилуничтожить мобильный телефон марки " "данные изъяты"", сведений о котором в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, указание суда в описательно-мотивировочной части об уничтожении вещественного доказательства - мобильного телефона " "данные изъяты"", а также указание в резолютивной части об уничтожении вещественного доказательства - мобильного телефона марки " "данные изъяты"" подлежат исключению, а уголовное дело в части решения вопроса о вещественном доказательстве - мобильном телефоне " "данные изъяты"" - передаче в суд первой инстанции для рассмотрения в порядке ст. 396 - 399 УПК РФ в ином составе суда.
Иных нарушений, влекущих отмену или изменение судебного решения, по делу не установлено, в связи с чем в остальной части приговор следует оставить без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 401.13 - 401.16 УПК РФ, суд
постановил:
приговор Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 14 марта 2022 года в отношении Сергеева М.А. и Белова Н.В. изменить:
исключить из описательно-мотивировочной и резолютивной частей приговора указание о назначении Сергееву М.А. окончательного наказания на основании ч.5 ст. 69 УК РФ путем частичного присоединения к наказанию, назначенному по настоящему приговору, неотбытой части наказания по приговору от 11 ноября 2021 года, и назначении окончательного назначения в виде 1 года 2 месяцев исправительных работ с удержанием из заработка ежемесячно 5% в доход государства;
на основании ч.5 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, назначенных данным приговором и приговором от 11 ноября 2021 года, окончательного назначить Сергееву М.А. наказание в виде исправительных работ на срок 1 год 2 месяца с удержанием из заработка ежемесячно 5 % в доход государства. Зачесть в окончательное наказание отбытое наказание по приговору от 11 ноября 2021 года в виде 10 месяцев исправительных работ;
исключить из описательно-мотивировочной части приговора указание об уничтожении вещественного доказательства - мобильного телефона " "данные изъяты"";
исключить из резолютивной части приговора указание об уничтожении вещественного доказательства - мобильного телефона марки " "данные изъяты"".
Уголовное дело в части решения вопроса о вещественном доказательстве - мобильном телефоне " "данные изъяты"" - передать в Лениногорский городской суд Республики Татарстан для рассмотрения в порядке ст. 396 - 399 УПК РФ в ином составе суда.
В остальной части приговор Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 14 марта 2022 года в отношении Сергеева М.А. и Белова Н.В. оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации по правилам главы 47.1 УПК РФ.
Судья П.В. Колотовкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.