Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 22 июля 2022 года кассационную жалобу ООО "ЗападноАбдулинО" на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 4 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 30 июня 2022 года по административному делу N 2а-1654/2022 по административному исковому заявлению ООО "ЗападноАбдулинО" к Главе города Оренбурга Салмину Сергею Александровичу о признании недействующим постановления от 15 сентября 2021 года N 68-п "О введении режима повышенной готовности на части территории муниципального образования "город Оренбург".
Проверив материалы административного дела, заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и доводы кассационной жалобы, выслушав в ее поддержку объяснения представителя ООО "ЗападноАбдулинО" по доверенности Шатиловой А.С, возражения представителя администрации г. Оренбурга по доверенности Старых Ю.А. против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Макарова Е.Н, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
3 апреля 2013 года за ООО "ЗападноАбдулинО" (далее - административный истец) на основании договора от 3 октября 2006 года N 1 было зарегистрировано право собственности на незавершенный строительством "данные изъяты" "данные изъяты" (далее - "данные изъяты"
Строительство "данные изъяты" предполагалось на двух смежных земельных участках с кадастровыми номерами N и N.
Решением Арбитражного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, на ООО "ЗападноАбдулинО" возложена обязанность ликвидировать разработанный для строительства комплекса котлован на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0220001:9, поскольку он в текущем состоянии представляет угрозу обрушения соседнего с ним здания "Военное собрание", являющегося объектом культурного наследия.
22 апреля 2021 года комиссией в составе заместителя начальника инспекции государственной охраны объектов культурного наследия, главного инженера АО НПО ПИ "Оренбурггражданпроект", заместителя председателя комитета по управлению имуществом г. Оренбурга и другими проведен осмотр объекта культурного наследия "Военное собрание" в целях определения рисков ухудшения его технического состояния, по итогам которого сделан вывод о необходимости незамедлительной засыпки котлована с послойным уплотнением по проекту, поскольку на кирпичных стенах здания имеются трещины шириной раскрытия 10 мм, характер которых свидетельствует о неравномерной осадке фундамента под стены со стороны открытого котлована, что позволяет сделать вывод об аварийном состоянии стен и возможности их обрушения, и поскольку происходит сдвиг грунта с откосов внутрь котлована, связанный с длительным отсутствием мероприятий по их укреплению.
Решением заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности г. Оренбурга, оформленным протоколом от 18 августа 2021 года N 12, ситуация, связанная с возможностью внезапного обрушения здания, признана как обстановка, создающая угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, в связи с чем, должностным лицам даны определенные поручения.
Согласно акту обследования земельного участка с кадастровым номером N от 14 сентября 2021 года на земельном участке расположен котлован, строительно-монтажные работы не ведутся, имеются признаки обрушения стен котлована, ограждение частично разрушено, работы по засыпке котлована не ведутся.
Постановлением первого заместителя Главы г. Оренбурга Салмина С.А. от 15 сентября 2021 года N 68-п "О введении режима повышенной готовности на части территории МО г. Оренбург" в целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с угрозой внезапного обрушения здания, с 15 сентября 2021 года введен режим повышенной готовности для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации, с установлением зоны режима повышенной готовности в границах земельных участков с кадастровыми номерами N (на котором расположен котлован) и N (на котором расположено здание объекта культурного наследия "Военное собрание").
Этим же постановлением председателю Комитета по управлению имуществом г. Оренбурга поручено организовать мероприятия по ликвидации котлована на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0220001:9 и ограничения пешеходного движения на определенной территории, проведение постоянного контроля и мониторинга за техническим состоянием и развитием существующих дефектов и повреждений, способных привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
Текст постановления от 15 сентября 2021 года N 68-п был размещен в день его издания (15 сентября 2021 года) на официальном Интернет-портале г. Оренбурга www.orenburg.ru.
Административный истец, утверждая, что названное постановление первого заместителя Главы г. Оренбурга принято в нарушение требований пунктов 24, 25 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", не содержит в себе указания на обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности, предусматривает проведение неуполномоченным лицом мероприятий по разрушению принадлежащего ООО "ЗападноАбдулинО" на законном праве строения, подменяя функции службы судебных приставов и взыскателя по исполнительному производству, возбужденному на основании решения Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47- 13112/2019, обратившись в суд, просило признать упомянутый нормативный правовой акт недействующим.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 4 апреля 2022 года, оставленным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 30 июня 2022 года без изменения, административное исковое заявление ООО "ЗападноАбдулинО" оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права, просит принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления. В обоснование доводов кассационной жалобы ее автор, повторяя содержание административного искового заявления и апелляционной жалобы, не соглашается с выводами судебных инстанций о правомерности оспариваемого им нормативного правового акта.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами обеих инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемое постановление принято компетентным органом, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, порядок и процедура его принятия, опубликования соблюдены.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами судов, как основанными на применимых нормах материального и процессуального права и надлежащей оценке представленных сторонами доказательств.
Так, в соответствии с подпунктом "и" части 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (статьи 1 Закона).
Пунктами 24, 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" закреплено, что решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.
Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются:
а) обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;
б) границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации;
в) силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;
г) перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации;
д) должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации.
Согласно пункту 4.4 Постановления администрации города Оренбурга от 10 августа 2011 года N 5511-п "О комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности г. Оренбурга" комиссия с целью выполнения возложенных на нее задач осуществляет следующие функции: дает оценку обстановки на территории муниципального образования "город Оренбург", принимает решения о признании сложившейся ситуации чрезвычайной либо угрожающей возникновением чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.
В силу пунктов 8 и 28 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием и надлежащей оценкой представленных в материалы дела доказательств, в частности акта визуального осмотра от 22 апреля 2021 года объекта культурного наследия "Военное собрание" по адресу: "адрес", акта от 14 сентября 2021 года обследования земельного участка с кадастровым номером N, из содержания которых следует, что названный объект культурного наследия, вследствие наличие сдвигов грунта с откосов внутрь котлована по причине длительного отсутствия мероприятий по укреплению откосов, имеет признаки аварийности, угрозы обрушения стен, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильным выводам о том, что аварийная ситуация на указанной территории, представляющая опасность для окружающих, в случае обрушения может повлечь гибель людей, а также разрушение объекта культурного наследия.
Таким образом, обстановка, сложившаяся на спорной территории, подпадает под понятие чрезвычайной ситуации, устранение которой требовало от администрации муниципального образования принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Вопреки доводам кассационной жалобы, как верно констатировали судебные инстанции, оспариваемое постановление от 15 сентября 2021 года N 68-п "О введении режима повышенной готовности на части территории МО г. Оренбург" принято в пределах полномочий должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, а его содержание соответствует вышеприведённым нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Какие-либо права, свободы и законные интересы ООО "ЗападноАбдулинО", как собственника незавершенного строительством торгового объекта, принятием оспариваемого нормативного правого акта не нарушены.
Напротив, в соответствии с данным постановлением орган местного самоуправления принимает меры по устранению причин, способствующих возникновению чрезвычайной ситуации, в том числе и на земельном участке, на котором расположен незавершенный строительством объект.
При этом Администрацией учтено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 26 октября 2020 года на ООО "ЗападноАбдулино" возложена обязанность ликвидировать котлован на земельном участке с кадастровым номером N, однако данное общество своевременных мер по исполнению судебного акта не предприняло, что повлекло угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.
Судебная коллегия соглашается с суждениями суда первой инстанции о том, что возложение обязанности по ликвидации котлована на председателя комитета по управлению имуществом г. Оренбурга не противоречит требованиям закона, поскольку в силу вышеприведенных норм исполнение решений комиссии может быть возложено на любые организации, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, руководитель органа местного самоуправления вправе определить должностных лиц, ответственных за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации.
При таких обстоятельствах, у судов обеих инстанций отсутствовали, приведенные в пункте 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, условия для удовлетворения административного искового заявления ООО "ЗападноАбдулино".
Выводы судов первой и апелляционной инстанций отвечают задачам и принципам административного судопроизводства, обеспечены точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением положений, регулирующих спорное правоотношение и подлежащих применению в настоящем деле.
Учитывая, что доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены этими судами при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали бы изложенные в них выводы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 4 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 30 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ЗападноАбдулино" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 15 сентября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.