Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Федотовой Е.В. и Шайдуллина Р.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Хакимова Салавата Хамидовича, Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан и Администрации Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 31 марта 2022 г. по гражданскому делу N 2-2968/2021 по иску Хакимова Салавата Хамидовича к Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан и Администрации Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о взыскании убытков.
Заслушав доклад судьи Непопалова Г.Г, объяснения истца ХакимоваС.Х, третьего лица Хакимовой Т.С, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Хакимов С.Х. обратился в суд свышеуказанным иском к ответчикам, мотивируя тем, что вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 октября 2020 г. признано незаконным распоряжение Администрации Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 10 августа 2018 г. об исключении семьи истца из списка на получение социальной выплаты при рождении ребенка, на Администрацию Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан возложена обязанность включить семью Хакимова С.Х. в список молодых семей - получателей социальной выплаты при рождении ребенка, согласно распоряжению Главы Администрации Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 20 января 2015 г. N 15. Согласно уведомлению Администрации Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 22 декабря 2020г. распоряжением от 18 декабря 2020 г. Хакимов С.Х. восстановлен в списке молодых семей, имеющих право на предоставление социальной выплаты при рождении (усыновлении) ребенка, распоряжение Главы Администрации Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 10 августа 2018 г. в части исключения Хакимова С.Х. из списка молодых семей на получение социальной выплаты при рождении ребенка признано утратившим силу.
Согласно ответу Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан от 27 января 2021 г. N 16-07/75, предоставление молодым семьям социальных выплат при рождении (усыновлении) ребенка (детей) до конца 2015 г. полностью завершилось в 2020 г, в 2021 г. в бюджете республики средства в рамках данной программы не предусмотрены.
Не согласившись с данным ответом, 02 февраля 2021 г. истец направил повторное обращение в Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан, в котором ходатайствовал о рассмотрении возможности реализации семьей Хакимовых законного права на получение социальной выплаты, которая не была получена в результате незаконных действий Администрации Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан.
Согласно ответу от 02 марта 2021 г. Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан направило в адрес Министерства финансов Республики Башкортостан письмо с просьбой рассмотреть возможность выделения денежных средств для предоставления семье Хакимовых социальной выплаты при рождении (усыновлении) ребенка (детей).
10 марта 2021 г. в адрес Хакимова С.Х. поступило письмо из Министерства строительства Республики Башкортостан о том, что согласно ответу Министерства финансов Республики Башкортостан от 03 марта 2021 г. согласно государственной программе "Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан", реализация мероприятий по предоставлению социальных выплат при рождении (усыновлении) ребенка (детей) завершена в 2020 г. Законом Республики Башкортостан "О бюджете Республики Башкортостан на 2021 год и на плановый 2022 и 2023 годов" на указанные цели средства не предусмотрены. Учитывая изложенное, Министерство строительства Республики Башкортостан сообщило о том, что предоставление за счет средств бюджета Республики Башкортостан указанной социальной выплаты семье Хакимовых в рамках бюджетного законодательства не предоставляется возможным.
В результате незаконных действий Администрации Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан истцу и его семье причинены значительные убытки в виде неполучения социальной выплаты.
Кроме того, 06 апреля 2012 г. между ПАО Роскомснаббанк и заемщиками Хакимовым С.Х, Хакимовой Т.С. заключен ипотечный кредитный договор для строительства индивидуального жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: "адрес", "адрес", по условиям которого предоставлен ипотечный кредит в размере 1138500 рублей сроком на 180 месяцев. Согласно справке о суммах уплаченных платежей в счет погашения обязательств по ипотечному кредиту по состоянию на 01 января 2021 г. общий объем исполненных обязательств по кредитному договору составляет: в счет погашения основного долга - 705886 рублей, в счет погашения процентов за пользование кредитом - 889919 рублей 49 копеек, остаток долга - 432614рублей.
Таким образом, ввиду незаконных действий ответчиков истцом не получена социальная выплата при рождении ребенка, ему причинены убытки в виде сумм платежей в счет погашения процентов по кредиту: за 2018 г. - в размере 73508 рублей, за 2019 г. - 74559 рублей, за 2020 г. - 58279 рублей 49копеек, а всего - 206346 рублей 49 копеек. Размер социальной выплаты в объеме стоимости 12 кв.м. жилья на списание основной суммы долга и уплату процентов по кредитному (ипотечному) договору от 06 апреля 2012 г, причитающейся семье Хакимовых, составляет 401220 рублей.
С учетом изложенного, Хакимов С.Х. просил суд взыскать с ответчиков в его пользу: денежную компенсацию за неполученную социальную выплату при рождении ребенка в рамках республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 г.г, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 апреля 2011 г, в размере 401220 рублей; убытки в виде уплаты процентов по ипотечному кредиту в размере 206346 рублей 49 копеек; расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решением Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 июня 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 30 сентября 2021 г, в удовлетворении исковых требований Хакимова С.Х. отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 20 января 2022 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 30 сентября 2021 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Верховный Суд Республики Башкортостан.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 31 марта 2022 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу постановлено новое решение о частичном удовлетворении исковых требований Хакимова С.Х, с Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в пользу истца взысканы: убытки в размере 401220 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей. В остальной части в удовлетворении исковых требований Хакимова С.Х. отказано.
В кассационной жалобе Хакимовым С.Х. ставится вопрос об изменении апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 31 марта 2022 г. в части отказа во взыскании с ответчиков в пользу истца суммы платежей в счет погашения процентов по кредиту в размере 206346 рублей 49 копеек, а также в части отказа во взыскании с ответчиков государственной пошлины в размере 9275рублей 66 копеек. Основаниями для отмены постановления суда апелляционной инстанции в данной части истец указывает нарушения норм материального и процессуального права, поскольку судом апелляционной инстанции неверно определены юридически значимые обстоятельства по делу и не дана надлежащая оценка представленным доказательствам.
Администрация городского округа г. Уфа Республики Башкортостан и Администрация Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в кассационной жалобе просят отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 31 марта 2022 г. в части удовлетворения исковых требований Хакимова С.Х. Основаниями для отмены постановления суда апелляционной инстанции в данной части также указывают нарушения норм материального и процессуального права.
В судебном заседании истец Хакимов С.Х. и третье лицо Хакимова Т.С. доводы кассационной жалобы истца поддержали, просили изменить постановление суда апелляционной инстанции и удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме, против удовлетворения кассационной жалобы Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан и Администрации Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан возражали.
Представители Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Администрации Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Министерства финансов Республики Башкортостан, ГКУ Управление капитального строительства Республики Башкортостан и Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалобы рассмотрены в отсутствие указанных выше неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, заслушав объяснения истца и третьего лица, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационные жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, решением Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 октября 2020 г. признано незаконным распоряжение Администрации Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 10 августа 2018г. об исключении семьи Хакимова С.Х. из списка на получение социальной выплаты при рождении ребенка, на Администрацию Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан возложена обязанность включить семью Хакимова С.Х. в список молодых семей - получателей социальной выплаты при рождении ребенка согласно распоряжению Главы Администрации Советского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан от 20 января 2015 г. N 15.
Указанные выше судебным актом установлено, что 14 января 2015 г. Хакимов С.Х. обратился в Администрацию Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении социальной выплаты при рождении ребенка в рамках республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2011-2015 г.г, в объеме стоимости 12 кв.м. жилья в связи с рождением ребенка.
Протоколом общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 16 января 2015 г. Хакимов С.Х. с составом семьи 3 человека включены в список на получение социальной выплаты при рождении ребенка ранее признанных нуждающимися в жилых помещениях.
Протоколом общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 10 августа 2018 г. Хакимов С.Х. исключен из списка на получение социальной выплаты при рождении ребенка ранее признанных нуждающимися в жилых помещениях, в связи с несоответствием пункту 2.1 Порядка: при формировании заявки молодых семей-получателей социальной выплаты при рождении ребенка и рассмотрении учетного дела Хакимова С.Х. было установлено, что истец распоряжением Главы Администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 15 октября 2009 г. N 1004-р был признан нуждающимся в жилом помещении и включен в состав участников городской программы социального жилищного кредитования по администрации района. Молодая семья Хакимова С.Х. нуждающейся в жилых помещениях признана не была (письмо от 09 февраля 2015 г.), Хакимов С.Х. был признан нуждающимся в жилом помещении один (без семьи) в рамках государственной программы социального жилищного ипотечного кредитования, согласно распоряжению Администрации Орджоникидзевского района г. Уфы Республики Башкортостан от 15 октября 2009 г. Хакимов С.Х. не был извещен о снятии его с учета на получение социальной выплаты 10 августа 2018 г.
Таким образом, данным судебном актом установлен факт незаконного исключения Хакимова С.Х. из списка на получение социальной выплаты при рождении второго ребенка.
Из материалов дела также следует, что 09 ноября 2020 г. Администрация городского округа г. Уфа Республики Башкортостан направила в адрес ГКУУправление по реализации жилищных программ заявку на предоставление в 2020 г. социальных выплат (дополнительных социальных выплат) при рождении (усыновлении) ребенка (детей) молодым семьям, дети в которых родились (были усыновлены) в период с 19 августа 2015 г. по 31 декабря 2015 г, которые ранее не вошли в заявку на предоставление социальных выплат в 2020 г. в рамках Государственной программы "Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан", утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 г. Одновременно информировала, что решением Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан исковые требования Хакимова С.Х. о признании незаконным распоряжения Администрации Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 10 августа 2018 г. N 678 и обязании включить его семью в список молодых семей - получателей социальных выплат при рождении ребенка удовлетворены.
18 декабря 2020 г. Администрация Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан уведомила Администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о том, что на основании решения Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 октября 2020 г, вступившего в законную силу, распоряжением Администрации Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 18 декабря 2020 г. Хакимов С.Х. восстановлен в списке молодых семей, имеющих право на предоставление социальный выплаты при рождении (усыновлении) ребенка. Распоряжение главы Администрации Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 10 августа 2018 г. в части исключения Хакимова С.Х. из списка молодых семей на получение социальной выплаты при рождении ребенка признано утратившим силу.
22 декабря 2020 г. Администрацией Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в адрес Хакимова С.Х. направлено уведомление о том, что на основании решения Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 21 октября 2020 г. распоряжением Администрации Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 18 декабря 2020 г. Хакимов С.Х. восстановлен в списке молодых семей, имеющих право на предоставление социальной выплаты при рождении (усыновлении) ребенка. Распоряжение Главы Администрации Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 августа 2018 года в части исключения Хакимова С.Х. из списка молодых семей на получение социальной выплаты при рождении ребенка признано утратившим силу.
26 января 2021 г. Администрация городского округа г. Уфа Республики Башкортостан уведомила ГКУ Управление по реализации жилищных программ о вступлении в законную силу указанного выше решения Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан и о восстановлении Хакимова С.Х. распоряжением главы Администрации Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 18 декабря 2020 г. в списке молодых семей, имеющих право на предоставление социальной выплаты при рождении (усыновлении) ребенка.
Из ответов Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан от 27 января 2021 г. и от 02 марта 2021 г. на обращения Хакимова С.Х. о разъяснениях порядка и условий получения социальной выплаты в связи с вступлением в законную силу решения суда следует, что учитывая, что предоставление молодым семьям социальных выплат при рождении (усыновлении) ребенка (детей) до конца 2015 г. полностью завершилось в 2020 г, в 2021 г. в бюджете республики средства в рамках данной программы не предусмотрены. 04 февраля 2021 г. в адрес Министерства финансов Республики Башкортостан направлено письмо с просьбой рассмотреть возможность выделения денежных средств для предоставления семье Хакимова С.Х. социальной выплаты.
В дополнение к ранее направленному письму Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан 10 марта 2021 г. уведомило Хакимова С.Х. о том, что Министерство финансов Российской Федерации сообщило, что согласно государственной программе "Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан" реализация мероприятий по предоставлению социальных выплат при рождении (усыновлении) ребенка (детей) завершена в 2020 г. Законом Республики Башкортостан "О бюджете Республики Башкортостан на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов" на указанные цели средства не предусмотрены. Таким образом, предоставление за счет средств бюджета Республики Башкортостан социальной выплаты при рождении (усыновлении) ребенка (детей) семье Хакимовых в рамках бюджетного законодательства не представляется возможным.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании неполученной социальной выплаты, суд первой инстанции исходил из того, что нарушенное право Хакимова С.Х. на получение социальной выплаты было восстановлено судом в соответствии с избранным им способом, а заявленные истцом к взысканию суммы не являются убытками.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о том, что социальная выплата не является доходом, получаемым при обычных условиях гражданского оборота, в связи с чем заявленная истцом сумма расходов по погашению процентов по кредиту является для истца не убытками, а исполнением обязательств по кредитному договору, которые он принял на себя добровольно, действуя по своей воле и в своем интересе, а также не могут расцениваться неполученным доходом (упущенной выгодой). Нарушенное право истца на получение социальной выплаты было восстановлено судом в соответствии с избранным истцом способом. На наличие вреда, причиненного иными незаконными действиями ответчика, истцом не указывалось в обоснование своих требований и доказательств этому не представлялось.
Уплата процентов в определенном размере предусмотрена кредитным договором вне зависимости от получения истцом социальной выплаты и ее направления на погашение основного долга.
Доводы истца о наличии у него права на получение в 2018 г. социальной выплаты, неполучение которой явилось прямым следствием неправомерности действий со стороны органов местного самоуправления, судом апелляционной инстанции были отклонены, поскольку нарушенное право истца на получение социальной выплаты восстановлено судом в соответствии с избранным истцом способом.
Расходы по погашению кредита не являются для истца убытками по смыслу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации. Такие выплаты направлены на исполнение истцом условий кредитного договора, которым установлена обязанность истца возвратить кредит и уплатить проценты за его пользование. Наличие этой обязанности не связано с действиями ответчика, умаление имущества истца в форме выплат процентов по кредиту является самостоятельным обязательством истца по отношению к заимодавцу, в котором ответчик как сторона не участвует.
Доказательств, указывающих на то, что имеет место совокупность условий для взыскания убытков виде уплаченных по кредитному договору процентов, по данному делу не установлено. Между тем, отсутствие одного из элементов состава деликтного правонарушения исключает наступление имущественной ответственности ответчика.
Изложенное указывает на отсутствие причинно-следственной связи между неполучением истцом социальной выплаты и тем, что истец несет расходы по гашению процентов по кредиту. Не доказан по делу и размер убытков в испрашиваемом истцом размере, а также вина ответчика в причинении убытков.
Между тем, руководствуясь статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующими спорные правоотношения, и разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по их применению, суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Хакимова С.Х. о взыскании суммы неполученной социальной выплаты, указав, что, исходя из существа рассматриваемого спора, юридически значимыми обстоятельствами по делу, которые необходимо было установить суду первой инстанции, являются совершение ответчиком противоправных действий (бездействия), возникновение у потерпевшего убытков и их размер, причинно-следственная связь между действием (бездействием) и его последствиями, виновность ответчика по непредоставлению социальной выплаты.
Суд первой инстанции не исследовал вопрос о том, повлияло ли решение Администрации Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 10 августа 2018 г. в части исключения Хакимова С.Х. из списка молодых семей на получение социальной выплаты при рождении ребенка, на его право и возможность получения указанной социальной выплаты до окончания срока ее действия, в случае отсутствия указанных действий администрации.
Необходимые сведения для правильного разрешения дела могли быть получены судом посредством истребования от ответчика дополнительных письменных доказательств.
Приняв во внимание, что данные обстоятельства судом первой инстанции не обсуждались, но в апелляционной жалобе ответчик ссылается на них, для установления юридически значимых обстоятельств суд апелляционной инстанции в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приобщил и исследовал представленные ответчиком новые доказательства, поскольку суд первой инстанции в нарушение требований статей 57, 148 и 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не предложил сторонам представить дополнительные доказательства, что привело к неправильному определению предмета доказывания и лишению сторон возможности представления суду соответствующих доказательств.
Письмом ГКУ Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 19 июля 2018 г. запрошена у администраций муниципального района (городского округа) Республики Башкортостан копии учетных дел молодых семей, включенных в списки молодых семей, изъявивших желание получить социальные выплаты (дополнительные социальные выплаты) при рождении (усыновлении) ребенка (детей), дети в которых родились (были усыновлены) в период с 16 декабря 2013 г. по 31 декабрь 2014 г.
Администрация Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан 15 августа 2018 г. направила заявку на предоставление социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка (детей) на 2018 г. и копии справок об остатке задолженности по договорам об улучшении жилищных условий включенных в заявку молодых семей, дети которых родились с 16 декабря 2013 г. по 31 декабря 2014 г. К данному письму приложен список из 30 семей.
Согласно платежным поручениям от 13 ноября 2018 г. семьи ГариповойЛ.Р, Галимарданова Н.Н, Бородкина В.Г, Баталова М.И. получили социальные выплаты.
Из ответов Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан от 27 января 2021 г. исх. N 16-07/75 и от 02 марта 2021 г. на обращения Хакимова С.Х. о разъяснениях порядка и условий получения социальной выплаты в связи с вступлением в законную силу решения суда следует, что учитывая, что предоставление молодым семьям социальных выплат при рождении (усыновлении) ребенка (детей) до конца 2015 г. полностью завершилось в 2020 г, в 2021 г. в бюджете республики средства в рамках данной программы не предусмотрены.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчиков пояснил, что очередность на получение социальной выплаты определялась по дате рождения второго ребенка.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 апреля 2011 г. N 131 "О Республиканской программе государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015годы" утверждена республиканская программа государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 г.г.
Согласно пункту 5 Программы, улучшение жилищных условий молодых семей в рамках реализации Программы предполагается осуществлять путем предоставления одной из форм государственной поддержки и финансовой помощи: социальная выплата на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 (далее по тексту - Подпрограмма).
Согласно пункту 5.4 Программы предоставление социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома молодым семьям - участникам Подпрограммы и социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка (детей) за счет средств бюджета Республики Башкортостан осуществляется в порядке согласно приложениям N 1 и 2 к Программе соответственно.
Согласно Порядку предоставления социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка (детей), введенному постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10 марта 2016 г. N 73 "О внесении изменений в государственную программу "Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан" (Порядком предоставления социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка (детей), утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 апреля 2011 г. N 131 "О республиканской программе государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы"), для получения социальной выплаты молодая семья в течение года после рождения (усыновления) ребенка (детей) представляет в администрацию муниципального образования Республики Башкортостан по месту жительства документы, установленные пунктом 2.3.
Пунктом 2.1 Порядка установлено, что право на получение социальной выплаты имеет молодая семья, отвечающая следующим требованиям:
а) признанная в установленном порядке нуждающейся в жилых помещениях на момент заключения договора об улучшении жилищных условий;
б) имеющая непогашенный остаток по договору об улучшении жилищных условий на момент рождения (усыновления) ребенка (детей);
в) возраст каждого из супругов либо родителя в неполной семье на момент рождения (усыновления) ребенка (детей) не превышал 35 лет;
г) ребенок (дети) в такой семье рожден (рождены) (усыновлен (усыновлены)) до 31 декабря 2015 г. включительно.
Согласно пункту 2.2 Порядка социальная выплата предоставляется молодой семье на погашение основной суммы долга и уплату процентов по договорам об улучшении жилищных условий в объеме стоимости общей площади жилья в случае рождения (усыновления):
первого ребенка - 8 кв. метров;
второго ребенка - 12 кв. метров;
третьего ребенка и последующих - 16 кв. метров.
В семье Хакимова С.Х. второй ребенок дочь Камилла родилась ДД.ММ.ГГГГ
Из представленного ответчиком списка следует, что в семье ГариповойЛ.Р. второй ребенок рожден ДД.ММ.ГГГГ, Галимарданова Н.Н. - ДД.ММ.ГГГГ, Бородкина В.Г. - ДД.ММ.ГГГГ, Баталова М.И. - ДД.ММ.ГГГГ
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что с учетом даты рождения дочери Хакимова С.Х. он мог бы получить социальную выплату 13 ноября 2018 г, если бы его семья не была исключена из списка на ее получение. В настоящее время возможность получения социальной выплаты утрачена, так как реализации программы завершена, что ответчиками не оспаривается.
Таким образом, имеется совокупность условий для возложения обязанности по возмещению истцу убытков виде неполученной из-за незаконных действий Администрации Советского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан социальной выплаты в размере 401220рублей.
Представленный истцом расчет суммы убытков судом апелляционной инстанции был проверен и признан правильным, доказательств иного размера убытков ответчиками не представлено. При этом, представитель ответчика в суде апелляционной инстанции подтвердил, что при неисключении истца из очереди в 2018 г, он бы получил в ноябре 2018 г. выплату в размере 401220рублей.
В соответствии с Уставом городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, городской округ г. Уфа Республики Башкортостан (далее по тексту - городской округ) - один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Башкортостан.
Администрация Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан является территориальным органом Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, осуществляющей исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения в пределах компетенции, установленной главой Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, на территории Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан. Администрация района входит в структуру администрации города, которая утверждается Советом городского округа г. Уфа Республики Башкортостан по представлению Главы администрации города. Учредителем администрации района является муниципальное образование городской округ г. Уфа Республики Башкортостан. Функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией города, (пункты 1.1-1.3 Положения об Администрации Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, утвержденного Решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 21 ноября 2012 г. N 11/11).
В пункте 1.7 данного положения указано, что администрация района является юридическим лицом, имеет статус муниципального казенного учреждения, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открываемые в соответствии с полномочиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Башкортостан, регулирующими бюджетные правоотношения, гербовую печать с изображением герба городского округа г. Уфа Республики Башкортостан и иные печати, штампы, бланки со своим наименованием. Деятельность администрации района финансируется за счет средств бюджета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в соответствии с утвержденной сметой.
С учетом указанного выше, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что убытки истца в виде неполученной социальной выплаты подлежат возмещению главным распорядителем бюджетных средств Администрацией городского округа г. Уфа Республики Башкортостан. Оснований для возложения предусмотренной статьей 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации солидарной ответственности на ответчиков не имеется.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, постановив по делу новое решение о частичном удовлетворении исковых требований Хакимова С.Х.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции обоснованными и не усматривает оснований для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 31 марта 2022 г. по доводам кассационных жалоб Хакимова С.Х, Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан и Администрации Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, поскольку приведенные выше выводы суда апелляционной инстанции соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения (статьям 1, 15, 16, 421, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации), разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", и обстоятельствам данного гражданского дела.
Приведенные в кассационных жалобах доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов суда апелляционной инстанции не опровергли.
Доводы кассационных жалоб Хакимова С.Х, Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан и Администрации Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан основаны на неверном, ошибочном толковании норм материального права, а потому не влекут отмену обжалуемого судебного постановления. Более того, данные доводы приводились заявителями ранее, являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебном постановлении, по существу направлены на иную оценку представленных в дело доказательств.
Вопреки доводам кассационных жалоб, из материалов дела следует, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовал представленные сторонами по делу доказательства, дал им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в судебном акте.
Несогласие сторон по делу с толкованием судом апелляционной инстанции норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, а также с оценкой представленных по делу доказательств, к чему сводятся приведенные в кассационных жалобах доводы, не может являться основанием для отмены правильного по существу судебного постановления.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судом апелляционной инстанции не допущено нарушений и неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебного постановления.
Иные доводы кассационных жалоб приводились заявителями ранее, являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебном постановлении, по существу направлены на иную оценку представленных сторонами доказательств и иное толкование норм материального и процессуального права.
Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Кассационные жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые не были учтены судом апелляционной инстанции и не получили правовую оценку.
При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационных жалоб Хакимова С.Х, Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан и Администрации Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 31 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Хакимова Салавата Хамидовича, Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан и Администрации Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Е.В. Федотова
Р.Р. Шайдуллин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.