Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Калиновского А.А, судей Крамаренко Т.М, Подгорновой О.С, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Главного управления Министерства Российской по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по "адрес" на решение Советского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу N по иску ФИО1 к Главному управлению Министерства Российской по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по "адрес" о признании незаконным требования о выселении из квартиры, признании права пользования квартирой на условиях социального найма, обязании исключить квартиру из состава специализированного жилищного фонда, по встречному иску Главного управления Министерства Российской по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по "адрес" к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении, заслушав доклад судьи ФИО6 кассационного суда общей юрисдикции ФИО9, выслушав заключение прокурора четвертого отдела (кассационного) (с дислокацией в "адрес") управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, судебная коллегия по гражданским делам ФИО6 кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по "адрес" о признании незаконным требования о выселении из служебной квартиры, признании права пользования квартирой на условиях социального найма, возложении обязанности исключить квартиру из состава специализированного жилищного фонда.
В обоснование иска указано, что ФИО1 является пенсионером органов МЧС России и состоит на учёте нуждающихся жилых помещениях по договору социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ, в период прохождения ФИО1 службы в Управлении, между сторонами был заключён договор найма служебного жилого помещения по адресу "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ Управление уведомило ФИО1 о расторжении договора найма служебного жилого помещения в связи с увольнением из органов МЧС и о необходимости выселения из названного жилого помещения.
Истец ссылается на то, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о том, что названная квартира относится к служебному жилому фонду. Указанные обстоятельства, как полагает истец являются основаниями для признания незаконным требования ответчика о выселении из поименованной квартиры, признания за ФИО1 права пользования квартирой на условиях договора социального найма, и возложения на ответчика обязанности исключить спорную квартиру из специализированного жилого фонда и заключить с ФИО1 договор социального найма названной квартиры.
Главное управление МЧС России по "адрес" обратилось к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 с встречным иском о признании утратившими право пользования жилым помещением и выселении. Встречный иск мотивирован тем, что квартира по адресу "адрес" относится к специализированному жилому фонду МЧС России и предоставлена ФИО1 в связи прохождением им службы в Управлении. Полагая, что увольнение ФИО1 из органов МЧС России, является основанием для прекращения заключенного с ФИО1 договора найма служебного жилого помещения, истец по встречному иску просит признать ФИО1 и членов его семьи ФИО2, ФИО3, ФИО4 ФИО5 утратившими право пользования спорной квартирой выселить их без предоставления иного жилого помещения.
Решением Советского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, иск ФИО1, встречный иск Главного управления Министерства Российской по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по "адрес" оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов. По мнению заявителя, судами первой и второй инстанций допущены нарушения норм материального права. В кассационной жалобе содержится просьба отмене решения суда и апелляционного определения Верховного Суда Республики Татарстан в части отказа в удовлетворении исковых требований Главного управления МЧС России по "адрес" и принятии по делу нового решения об удовлетворении встречного иска.
В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор четвертого отдела (кассационного) (с дислокацией в "адрес") управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунов В.Ю, поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, полагал что состоявшиеся по делу судебные акты приняты с нарушением норм материального права в части разрешения встречного иска.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, представителя не направили.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте ФИО6 кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора, проверив законность принятых по делу судебных актов, судебная коллегия ФИО6 кассационного суда приходит к выводу о наличии оснований для частичной отмены апелляционного определения.
В соответствии с частью первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судами предыдущих инстанций установлено, и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и Главным управлением МЧС России по "адрес" заключён договор найма служебного жилого помещения N, в соответствии с которым ФИО1 на время прохождения службы предоставлено служебное жилое помещение по адресу: "адрес". Пунктом 4 договора предусмотрено, что совместно с нанимателем в квартиру вселялись члены его семьи ФИО2, ФИО5, ФИО4, ФИО3
Приказом N-НС от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уволен со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе.
ДД.ММ.ГГГГ Управление направило ФИО1 требование об освобождении названного служебного жилого помещения в связи с увольнением из органов МЧС России.
Разрешая возникший спор по существу, суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения иска ФИО1 При этом суд сослался на то, что предоставленная истцу квартира по адресу: "адрес" отнесена к специализированному жилищному фонду на основании приказа начальника ГУ МЧС России по "адрес" в соответствии Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N поэтому не может быть предоставлена истцу по договору социального найма.
В части отказа в удовлетворении иска ФИО1 решение суда не обжаловалось в суд апелляционной инстанции, не обжалуется и в кассационной жалобе, соответственно не может быть предметом проверки суда кассационной инстанции.
Рассматривая встречный иск, суд первой инстанции руководствовался статьями 103, 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", частью 1 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктами 27, 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897. Исходя из того, что ФИО1 с семьей в составе супруги, сына, матери и отца в настоящее время проживают в жилом помещении по адресу: "адрес", по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состоит на очереди по обеспечению жилым помещением по договору социального найма, приняв во внимание, что на момент прекращения службы ФИО1 имел выслугу более 10 лет пришел к выводу о том, что, ФИО1 и члены его семьи не подлежат выселению из спорного жилого помещения, переданного в оперативное управление ГУ МЧС России по "адрес", без предоставления им другого жилого помещения.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Между тем судебная коллегия по гражданским делам ФИО6 кассационного суда Общей юрисдикции находит, что судебные постановления приняты с нарушением норм материального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе служебные жилые помещения.
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Частью 1 статьи 102 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим кодексом основаниям.
Как указано в части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Отказывая в удовлетворении иска о выселении ФИО1 из служебного жилого помещения, закрепленного за истцом по встречному иску на праве оперативного управления, суд первой инстанции руководствовался пунктами 27 и 28 типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897, в силу которых сотрудник, имеющий выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, не может быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Между тем установленный данным положением порядок распоряжения жилыми помещения не распространяет свое действие на жилые помещения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий либо федеральной противопожарной службы.
При вынесении решения суд не принял во внимание, что отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной инспекции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 данного закона).
Пунктом 4 статьи 8 указанного федерального закона предусмотрено, что категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 217 утверждены Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.
Пунктом 15 Правил установлено, что истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, поскольку на ФИО1, относящегося к сотрудникам противопожарной службы, распространяются указанные Правила, согласно которым расторжение служебного контракта является основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения, то применение судами к спорным правоотношениям типового положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, является ошибочным.
Ссылка суда первой инстанции на невозможность выселения ответчиков из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в связи с их нахождением на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не имеет правового значения, поскольку спорное жилье является служебным, было предоставлено в пользование ФИО1 и членам его семьи для временного проживания в нем на период прохождения им службы, на момент разрешения судом спора ФИО1 в служебных отношениях с истцом не состоял.
Не могут быть приняты во внимание выводы суда апелляционной инстанции о том, что ФИО1 являясь пенсионером, не подлежит выселению из занимаемого жилого помещения, поскольку в соответствии с положениями пункта 2 части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях пенсионеры по старости.
Между тем материалы дела не содержат сведений о том, ФИО1 является пенсионером по старости.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию.
Названные выше требования закона судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм действующего законодательства являются существенными и непреодолимыми и могут быть исправлены только посредством отмены вступившего в законную силу судебного акта.
При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным, оно подлежит отмене в части отказа в удовлетворении встречного иска, а дело в отменной части - направлению на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части отказа в удовлетворении встречного иска.
Дело в отменной части направить на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий А.А. Калиновский
Судьи Т.М. Крамаренко
О.С. Подгорнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.