Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г.
судей Бросовой Н.В, Кириченко А.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Долининой Евгении Александровны на решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 1 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 26 апреля 2022 года по гражданскому делу N 2-1620/2021 по иску Долининой Евгении Александровны к ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области о включении периодов работы в специальный страховой стаж, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, пояснения представителя истца Долининой Е.А. по доверенности Шевченко М.Я, возражения представителя ответчика ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области по доверенности Лыжовой А.М, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Истец Долинина Е.А. обратилась в суд с иском к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Куйбышевском районе г..о. Самара (межрайонное), в котором просила включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном порядке исчисления специального стажа как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев периоды: с 01 декабря 2001 года по 30 ноября 2008 года - работа в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации в Самарском военно-медицинском институте; с 01 декабря 2008 года по 30 ноября 2010 года - работа в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации в Клиниках Самарского государственного медицинского университета; применить льготный порядок исчисления специального стажа как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев к периоду: с 08 августа 2000 года по 31 августа 2001 года - работа в должности медицинской сестры палатной в отделении неотложной хирургии в 358 окружном Краснознаменном военном клиническом госпитале; установить, что по состоянию на 08 сентября 2020 года ею выработан 30-летний стаж работы, связанной с осуществлением лечебной деятельности. В обоснование иска указала на то, что 08 сентября 2020 года обратилась в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Куйбышевском районе г..о. Самары (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Куйбышевском районе г..о. Самары (межрайонное) было принято решение N от 22 декабря 2020 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа 30 лет, засчитав в льготный стаж 16 лет 1 месяц 3 дня.
Считает, что ответчиком были неправомерно не засчитаны в специальный медицинский стаж вышеуказанные периоды работы, поскольку она действительно работала на данных должностях в вышеуказанных медицинских учреждениях во все данные периоды времени, что подтверждается соответствующими справками, а также записями в трудовой книжке.
В ходе рассмотрения дела ответчик ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Куйбышевском районе г.о. Самара (межрайонное) был заменен на надлежащего ответчика ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области.
Решением Куйбышевского районного суда г. Самары от 1 ноября 2021 года исковые требования Долининой Евгении Александровны к ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области о включении периодов работы в специальный страховой стаж, оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 26 апреля 2022 года решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 1 ноября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Долининой Е.А. ставится вопрос об отмене судебных актов, и вынесении нового решения, которым включить в льготном исчислении специальный стаж Долининой Е.А, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч.1 ст.30 ФЗ от 28 декабря 2013 года периоды: с 08 августа 2000 года по 31 августа 2001 года в должности медицинской сестры палатной в отделении неотложной хирургии в 358 Окружном Краснознаменном военном клиническом госпитале; с 01 декабря 2001 года по 30 ноября 2010 года в должности медицинской сестры- анестезиста отделения реанимации и интенсивной терапии (для больных хирургического профиля, с палатой гнойной хирургии) Центра анестезиологии и реанимации, реанимации и интенсивной терапии Самарского военно-медицинского института.
Представитель истца Долининой Е.А. по доверенности Шевченко М.Я. в судебном заседании доводы кассационной жалобы поддержала, просила отменить обжалуемые постановления судов первой и апелляционной инстанций, удовлетворив требования.
Представитель ответчика ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области по доверенности Лыжова А.М, в судебном заседании возражал против доводов кассационной жалобы, просила оставить обжалуемые постановления судов первой и апелляционной инстанций, без изменения.
Иные стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных выше неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя истца Долининой Е.А. по доверенности Шевченко М.Я, возражения представителя ответчика ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области по доверенности Лыжовой А.М, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судами не допущено.
Как установлено судом, 08 сентября 2020 года Долинина Е.А. обратилась в ГУ-УПФ РФ в Куйбышевском районе г.о. Самары (межрайонное) с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии, как медицинскому работнику, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и выработавшему необходимый 30-летний медицинский стаж.
Решением ГУ-УПФ РФ в Куйбышевском районе г.о. Самары (межрайонное) от 22 декабря 2020 года N истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения из-за отсутствия требуемого специального стажа 30 лет, всего в льготный стаж истца засчитано 16 лет 1 месяц 3 дня.
В специальный стаж истца не включены периоды работы: с 08 августа 2000 года по 31 августа 2001 года - работа в должности медицинской сестры палатной в отделении неотложной хирургии в 358 окружном Краснознаменном военном клиническом госпитале не засчитана в льготном исчислении, так как документально не подтверждена работа в отделение неотложной хирургии; с 01 декабря 2001 года по 30 ноября 2008 года - в должности медицинской сестры-анестезиста отделения реанимации и интенсивной терапии в Самарском военно-медицинском институте, так как наименование учреждения не предусмотрено Списком учреждений, утвержденным Постановлением от 29 октября 2002 года N 781; с 01 декабря 2008 года по 30 ноября 2010 года - в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации клиники анестезиологии и реаниматологии в Клиниках Самарского государственного медицинского университета, поскольку документально не подтверждена льготная работа в течение полного рабочего дня за ставку заработной платы, работала 0, 5 ставки.
Из трудовой книжки на имя Долининой Е.А. следует, что с 01 декабря 2001 года по 30 ноября 2008 года Долинина Е.А. осуществляла трудовую деятельность в должности медицинской сестры-анестезиста отделения реанимации и интенсивной терапии в Самарском военно-медицинском институте.
Архивной справкой N от 22 ноября 2019 года, выданной Центральным архивом Центрального военного округа, подтверждается, что с 1 декабря 2001 года Долинина Е.А. переведена на должность медицинской сестры-анастезиста отделения реанимации и интенсивной терапии (для больных хирургического профиля, с палатой гнойной хирургии) Центра анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии. На основании приказа Министра обороны РФ от 25 августа 2010 года N 1117, приказа начальника Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова (после переименования) от 2 сентября 2010 года, в связи с ликвидацией академии уволен гражданский персонал, в числе которых указана Долинина Е.А. - медицинская сестра-анастезист отделение реанимации и интенсивной терапии Центр анестезиологии и реанимации.
Согласно сведениям, предоставленным ГУ-УПФ в Железнодорожном районе г.о. Самара (межрайонное) центр анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии, Центр анестезиологии-реанимации не поименовано в Клиниках ФГОУ ВПО "СВМИ", является самостоятельным структурным подразделением. Индивидуальные сведения за период с 01 декабря 2001 года по 30 ноября 2010 года представлены верно без кода выслуги лет, так как "Центр анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии", "Центр анестезиологии-реанимации" не поименовано в числе структурных подразделений государственных и муниципальных организаций, указанных в п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781.
Разрешая спор в части включения в специальный медицинский стаж истца периода ее работы в должности медицинской сестры - анестезиста отделения реанимации и интенсивной терапии в Самарском военно-медицинском институте, суд исходил из того, что Самарский военно-медицинский институт не предусмотрен Списками в качестве учреждения, работа в котором дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку не является учреждением здравоохранения, отнесен к образовательным учреждениям. Из представленных истцом документов не следует, что отделение реанимации и интенсивной терапии входит в перечень структурных подразделений, работа, в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение, а также не представлено доказательств того, что указанное подразделение входило в структуру клиник данного института.
Руководствуясь данными обстоятельствами, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения в специальный медицинский стаж истца периода ее работы в должности медицинской сестры-анестезиста отделения реанимации и интенсивной терапии в Самарском военно-медицинском институте, поскольку возможность зачета в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости периодов работы в организациях, не относящихся к учреждениям, поименованным в Списке, пенсионным законодательством не предусмотрена.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 N 781 (ред. от 26 мая 2009) "О списках работ, профессий, должностей, Разрешая спор в части включения периода работы с 08 августа 2000 года по 31 августа 2001 года - работа в должности медицинской сестры палатной в отделении неотложной хирургии в 358 окружном Краснознаменном военном клиническом госпитале, суд исходил из того, что документально не подтверждена работа истца в отделении неотложной хирургии, льготная справка не предоставлена, документы 358 окружного военного клинического госпиталя за период с 2000 - 2001 годы на хранение в архивы Министерства обороны РФ не сданы, в связи с чем суд пришел к выводу, что требования Долининой Е.А. в указанной части не подлежат удовлетворению.
С данными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, указав, что период работы истца с 1 сентября 2001 года по 30 ноября 2001 года на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица - Долининой Е.А. указан с кодом льготы "хирургия", данный период зачтен ответчиком в льготном порядке исчисления, в то время как спорный период с 08 августа 2000 года по 31 августа 2001 года отмечен с кодом льготы по медицинскому стажу, следовательно, работодатель не подтверждает условия работы истца, а значит данный период подлежит включению в специальный стаж в календарном порядке исчисления. Доказательств иного в материалы дела не предоставлены.
Суд отказал в зачете в специальный стаж периода работы истца с 01 декабря 2008 года по 30 ноября 2010 года в должности медицинской сестры - анестезиста отделения анестезиологии-реанимации клиники анестезиологии и реаниматологии в Клиниках Самарского государственного медицинского университета, поскольку документально не подтверждена льготная работа в течение полного рабочего дня за ставку заработной платы, работала 0, 5 ставки. Решение в указанной части доводами апелляционной жалобы не оспаривалось, в связи с чем не являлось предметом апелляционного рассмотрения.
Судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, действующая на день подачи заявления истцом в органы Пенсионного фонда).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Так, в подпункте "н" пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22 сентября 1999 года N), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее также - Список профессий и должностей от 6 сентября 1991 года N 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
При определении права на досрочную страховую пенсию по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Согласно пункту 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке
в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций;
в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии;
в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений;
в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
На основании перечисленного, стаж работы в должностях, предусмотренных Списками, в высших медицинских образовательных учреждениях, в военно-медицинских институтах может быть зачтен в специальный стаж на основании п.п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, при условии, что работа протекала в структурных подразделениях клиник и больниц высших медицинских образовательных учреждений, военно-медицинских институтов либо в структурных подразделениях учреждений здравоохранения, предусмотренных Списками, что судами не установлено.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что законных оснований для включения в стаж лечебной деятельности истца периода с 01 декабря 2001 года по 30 ноября 2008 года - в должности медицинской сестры-анестезиста отделения реанимации и интенсивной терапии в Самарском военно-медицинском институте, не имелось.
Доводы кассационной жалобы об обратном, основаны на неверном толковании норм права и переоценке доказательств.
На основании п. 5 Правил утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев (подп. "б" п. 5 Правил).
Приложением к названным правилам является Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев.
Указанным перечнем предусмотрены отделения хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1-6, 8, 12, 15, 20, 21, 27-30 (в том числе госпиталей всех наименований) и оперирующие в них врачи специалисты всех наименований, в том числе оперирующие врачи- заведующие; операционные медицинские сестры, включая старших; акушерки, включая старших; медицинские сестры в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом травматологическом, травматологов в ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом.
Судами не установлено и документально не подтверждена работа истца в отделении неотложной хирургии, в связи с чем суды пришли к обоснованному выводу, что требования Долининой Е.А. в указанной части не подлежат удовлетворению.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.
Доводы кассационной жалобы о наличии правовых оснований для включения в специальный (медицинский) стаж истца спорных периодов основаны на неверном, ошибочном толковании норм материального права, а потому не влекут отмену обжалуемых судебных актов. Более того, данные доводы приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебном постановлении, по существу направлены на иную оценку представленных в дело доказательств.
Вопреки доводам кассационной жалобы, из материалов дела следует, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовал представленные сторонами по делу доказательства, дал им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в судебном акте.
Несогласие истца с толкованием судом апелляционной инстанции норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, а также с оценкой представленных по делу доказательств, к чему сводятся приведенные в кассационной жалобе доводы, не может являться основанием для отмены правильного по существу судебного постановления.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений и неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебного постановления.
При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 1 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 26 апреля 2022 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Долининой Евгении Александровны без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Н.В. Бросова
А.Д. Кириченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.