Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Подгорновой О.С, судей Речич Е.С, Иванова А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 27 апреля 2022 г. по гражданскому делу N 2- 2889/2021 по иску Давыдюка Ивана Анатольевича к Комитету жилищно- коммунального хозяйства администрации городского округа Сызрань Самарской области об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Подгорновой О.С, судебная коллегия
установила:
Давыдюк И.А. обратился в суд с исковым заявлением к Комитету жилищно- коммунального хозяйства администрации городского округа Сызрань Самарской области об оспаривании решения.
Требования мотивированы тем, что 15 апреля 2021 г. Комитет жилищно- коммунального хозяйства администрации городского округа Сызрань направил ему письмо том, что в связи с поступлением в местный бюджет средств из областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жильем отдельных категорий граждан и для получения выплаты на приобретение или строительства жилья, необходимо предоставить в жилищный отдел комитета перечисленные в письме документы.
В предусмотренные сроки им (истцом) соответствующий пакет документов в соответствии с перечнем был представлен, однако решением комиссии по жилищным вопросам при администрации городского округа Сызрань 14 мая 2021 г. в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья было отказано, так как им не предоставлено удостоверение единого образца.
Просил суд признать решение комиссии по жилищным вопросам при администрации городского округа Сызрань N 9 от 14 мая 2021 г. об отказе в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья незаконным, обязать комиссию по жилищным вопросам предоставить ему социальную выплату на приобретение или строительство жилья, осуществив расчет размера социальной выплаты.
Решением Сызранского городского суда Самарской области от 13 октября 2021 г. исковые требования Давыдюка И.А. удовлетворены частично.
Суд постановилпризнать решение комиссии по жилищным вопросам, оформленной выпиской из протокола заседании комиссии по жилищным вопросам при администрации городского округа Сызрань N9 от 14 мая 2021 г. об отказе Давыдюку И.А. в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительства жилья незаконным, обязать комиссию по жилищным вопросам при администрации городского округа Сызрань возобновить рассмотрение заявления от 5 апреля 2021 г. Давыдюка И.А. о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительства жилья как гражданину, относящемуся к членам семей погибших (умерших) ветеранов и инвалидов боевых действий, очередника N9, с составом семьи 1 человек.
Суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, привлек к участию в деле в качестве соответчика администрацию городского округа Сызрань.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 27 апреля 2022 г. решение суда первой инстанции от 13 октября 2021 г. отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования Давыдюка И.А. удовлетворены. Решение комиссии по жилищным вопросам, оформленное выпиской из протокола заседании комиссии по жилищным вопросам при администрации городского округа Сызрань N9 от 14 мая 2021 г. об отказе Давыдюку И.А. в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительства жилья признано незаконным. На администрацию городского округа Сызрань возложена обязанность предоставить Давыдюку И.А. социальную выплату на приобретение или строительство жилья как гражданину, относящемуся к членам семей погибших (умерших) ветеранов и инвалидов боевых действий.
В кассационной жалобе Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 27 апреля 2022 г, принять новое судебное постановление об отказе в удовлетворении заявленных требований либо направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы указано, что судом апелляционной инстанции неправильно применена часть 1 статьи 28 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", а также не установлены значимые для правильного разрешения дела обстоятельства, вследствие чего сделаны ошибочные выводы о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. Статус члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий подтверждается путем выдачи соответствующего удостоверения. Суд апелляционной инстанции сделал вывод о возможности реализации права истца на получение социальной выплаты, не установив наличие каких-либо препятствий в получении Давыдюком И.А. удостоверения на свое имя, то есть судом не исследованы обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Также в кассационной жалобе содержится ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Иные участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Как следует из материалов дела, Давыдюк Анатолий Дмитриевич (отец истца Давыдюка И.А.) проходил военную службу на территории Демократической Республики Афганистан с 30 октября 1982 г. по 23 ноября 1983 г. и с 4 июля 1984 г. по 26 июля 1986 г. В указанные периоды Давыдюк А.Д. принимал участие в боевых действиях и имел статус "ветеран боевых действий".
Давыдюк А.Д. умер 8 декабря 1992 г, 9 декабря 1992 г. был исключен в связи со смертью из списка личного состава войсковой части. Смерть Давыдюка А.Д. связана с исполнением обязанностей военной службы.
На основании постановления администрации г. Сызрани от 26 сентября 1994 г. N 904 Давыдюк Ольга Николаевна (супруга Давыдюка А.Д. и мать истца была поставлена на очередь по списку семей погибших, инвалидов и участников ВОВ и лиц, приравненных к ним, с составом семьи 2 человека, в том числе, и сын Давыдюк И.А, 11 июня 1987 года рождения (которому на момент постановки на очередь было 7 лет).
В материалах учетного дела из жилищного отдела на Давыдюк О.А. имеется копия удостоверения (серия ЖР N 099521 от 4 октября 1993 г.), выданная Давыдюк О.Н, согласно которому она имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих.
После смерти Давыдюк О.Н. (матери истца), решением жилищной комиссии от 21 апреля 2004 г. Давыдюк И.А. оставлен в списках семей погибших, инвалидов и участников ВОВ и лиц, приравненных к ним, с первичной даты постановки в очередь.
Постановлением администрации городского округа Сызрань N 14 от 29 января 2007 г. Давыдюку И.А, как очереднику N 40, сыну умершего участника боевых действий в Афганистане, была предоставлена по договору найма специализированного жилого помещения "адрес" специализированном доме для инвалидов, участников ВОВ и лиц, приравненных к ним, в "адрес".
Постановлением администрации городского округа Сызрань N 3032 от 9 ноября 2012 г. Давыдюк И.А. был исключен из списков очередности по списку ветеранов и инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) ветеранов и инвалидов боевых действий N 15 на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Основанием для исключения из списка очередности послужило отсутствие у Давыдюка И.А. удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 21 Федерального закона "О ветеранах".
Вступившим в законную силу решением Сызранского городского суда Самарской области от 21 февраля 2013 г. постановление администрации городского округа Сызрань N 3032 от 9 ноября 2012 г. об исключении Давыдюка И.А. из списков очередности ветеранов и инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) ветеранов и инвалидов боевых действий признано незаконным, Давыдюк И.А. восстановлен в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку ветеранов и инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) ветеранов и инвалидов боевых действий.
15 апреля 2021 г. Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Сызрань в адрес истца направил письмо исх. N 219, в котором сообщалось, что в связи с поступлением в местный бюджет средств из областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жильем отдельных категорий граждан и для получения выплаты на приобретение или строительства жилья, Давыдюк И.А. необходимо предоставить в жилищный отдел КЖКХ следующие документы: заявление о предоставлении социальной выплаты (заполняется после предоставления всех документов); копия документа, удостоверяющего личность гражданина; копия документа, подтверждающего факт постоянного проживания гражданина на территории муниципального образования Самарской области; информацию (сведения) органа регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации о гражданине и членах его семьи запрашивается органами местного самоуправления в установленном законодательством Российской Федерации порядке или представляется гражданином по собственной инициативе в случае, если она ему выдана не позднее чем за тридцать дней до даты обращения гражданина с заявлением о предоставлении социальной выплаты; информацию (сведения) органа, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии недвижимости в собственности у гражданина и членов его семьи запрашивается органами местного самоуправления в установленном законодательством Российской Федерации порядке или представляется гражданином по собственной инициативе в случае, если она ему представлена не позднее чем за тридцать дней до даты обращения гражданина с заявлением о предоставлении социальной выплаты; обязательство о расторжении договора найма специализированного жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения.
Давыдюк И.А. в предусмотренные сроки представил пакет документов в соответствии с перечнем, указанным в письме.
Однако решением Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Сызрань от 14 мая 2021 г. в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья истцу отказано, так как им не было предоставлено удостоверение единого образца, предусмотренное статьей 28 Федерального закона от 12 января 1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах".
Установив указанные обстоятельства, правильно применив положения статей 16, 21, 23.2, 28 Федерального закона от 12 января 1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах", пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", статьи 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 г. N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области", пункта 5 Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан (утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 77), суд апелляционной инстанции удовлетворил заявленные Давыдюком И.А. требования.
Поскольку Давыдюк И.А. был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как член семьи умершего ветерана боевых действий до 1 января 2005 г, и его статус подтвержден вступившим в законную силу решением суда, выводы суда апелляционной инстанций о наличии у него права на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" являются правильными, соответствующими приведенному правовому регулированию и обстоятельствам дела, оснований для их переоценки у судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
При разрешении спора суд правильно определилхарактер правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Вопреки доводам кассационной жалобы, в материалах дела имеются ответы на обращения Давыдюка И.А. о выдаче удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий.
Министерство социально-демографической и семейной политики в Самарской области в письме от 10 октября 2019 г. со ссылкой на пункт 1 статьи 21 и статью 28 Федерального закона от 12 января 1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах" сообщило, что поскольку пенсия по случаю потери кормильца умершего Давыдюка А.Д. была назначена и выплачивалась по 30 июня 2005 г, документов, подтверждающих получение пенсии по случаю потери кормильца, по настоящее время, не представлено, выдать удостоверение члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий не представляется возможным (л.д. 134, т. 1).
Военным комиссариатом городов Сызрань и Октябрьск, Сызранского и Шигонского районов Самарской области в письме от 29 июля 2019 г. сообщается, что поскольку Давыдюк И.А. не является получателем пенсии по линии Министерства обороны, военный комиссариат не вправе выдать удостоверение члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий (л.д. 135, т. 1).
ГКУ СО "Главное управление социальной защиты населения Западного округа" в ответе от 12 октября 2021 г. указало, что на обращение Давыдюка И.А. о выдаче удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых. действий было принято решение об отказе в связи с отсутствием права на его получение, так как пенсия по случаю потери кормильца была назначена и выплачивалась по 30 июня 2005 г. В настоящее время Давыдюк И.А. является получателем мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как ветеран боевых действий (л.д. 136, т.1).
В то же время, право Давыдюка И.А. на получение жилья как члена семьи умершего ветерана боевых действий даже при отсутствии удостоверения соответствующего образца подтверждено решением Сызранского городского суда Самарской области от 21 февраля 2013 г, а доводы кассационной жалобы в указанной части сводятся к оспариванию обстоятельств, установленных этим судебным актом.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что мера социальной поддержки в виде обеспечения истца, нуждающегося в улучшении жилищных условий и вставшего на учет до 1 января 2005 г, гарантируется Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" вне зависимости от времени получения им удостоверения о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные этим законом, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные истцом требования.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергли. При рассмотрении настоящего гражданского дела судом апелляционной инстанции не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому они не могут служить основанием для кассационного пересмотра вступившего в законную силу апелляционного определения.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 27 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий О.С. Подгорнова
Судьи Е.С. Речич
А.В. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.