Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" М. на вступившие в законную силу постановление начальника ОГИБДД ОМВД России "Труновский" от 8 ноября 2021 г. N 18810026130001207124, решение судьи Труновского районного суда Ставропольского края от 28 декабря 2021 г., решение судьи Ставропольского краевого суда от 2 марта 2022 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника ОГИБДД ОМВД России "Труновский" N 18810026130001207124 от 8 ноября 2021 г, оставленным без изменения решением судьи Труновского районного суда Ставропольского края от 28 декабря 2021 г, общество с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" (далее также - общество, ООО "данные изъяты"") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Ставропольского краевого суда от 2 марта 2022 г. состоявшиеся по делу акты изменены, назначенное обществу наказание в виде административного штрафа в размере 400 00 рублей снижено до 200 000 рублей, в остальном постановление должностного лица и решение судьи районного суда оставлены без изменений.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор М. просит отменить вынесенные в отношении ООО " "данные изъяты"" акты, приводя доводы об их незаконности, и прекратить производство по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Основанием для привлечения общества постановлением начальника ОГИБДД ОМВД России "Труновский" N 18810026130001207124 от 8 ноября 2021 г. к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и обжалуемых актах выводы о том, что 8 сентября 2021 г. в 17 часов 00 минут ООО " "данные изъяты"" допустило выпуск на линию транспортного средства марки КАМАЗ N, государственный регистрационный знак N, с прицепом марки N, имеющим государственный регистрационный знак N, осуществляющего перевозку опасного груза - селитры аммиачной, под управлением водителя ФИО3, не имеющего свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов.
Признавая общество виновным по части 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо ГИБДД и судебные инстанции исходили из того, что им нарушены правила перевозки опасных грузов.
Соглашаясь с постановлением административного органа, судебные инстанции пришли к выводу, что совокупностью представленных в деле доказательств подтверждается наличие в действиях ООО "АГРОМАРКЕТ" состава вменяемого ему административного правонарушения.
Вместе с тем с состоявшиеся по делу акты нельзя признать законными и обоснованными по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названных статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае, если оно извещено в установленном порядке о месте и времени его составления. При этом копия протокола об административном правонарушении направляется указанному лицу в течение трех дней со дня составления протокола.
Таким образом, названными выше нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие при составлении протокола об административном правонарушении.
Иное толкование указанных норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении "адрес" был составлен в 12 часов 15 минут 8 ноября 2021 г. в отсутствие законного представителя ООО " "данные изъяты"", в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Данных, которые могли бы свидетельствовать о том, что законному представителю общества направлялось извещение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, в материалах дела не имеется.
Уведомление от 29 октября 2021 г. N, оформленное в адрес общества, надлежащим признать нельзя, поскольку этим уведомлением согласно его содержанию законный представитель уведомляется о необходимости явки к 9 часам 8 ноября 2021 г. для ознакомления с материалами дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и дачи объяснений, а не для участия при составлении протокола об административном правонарушении.
Нет также в материалах дела данных о направлении обществу копии протокола об административном правонарушении в соответствии с требованиями части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до рассмотрения дела по существу.
В силу части 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Согласно материалам дела, оно начальником ОГИБДД ОМВД России "Труновский" рассмотрено с вынесением постановления о привлечении ООО " "данные изъяты"" к административной ответственности в отсутствие законного представителя (защитника) общества 8 ноября 2021 г.
Вместе с тем данных об извещении законного представителя общества о месте и времени рассмотрения дела в материалах настоящего дела также не имеется.
Изложенное свидетельствует о том, ООО " "данные изъяты"" было лишено предоставленных статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 48 Конституции Российской Федерации гарантий защиты и процессуальных прав. Составление протокола об административном правонарушение в отсутствие законного представителя ООО " "данные изъяты"", не извещенного надлежащим образом о совершении данного процессуального действия, а также рассмотрение дела непосредственно после оформления протокола без извещения законного представителя общества о месте и времени рассмотрения дела при том, что на момент рассмотрения дела он не был осведомлен о том, совершение какого административного правонарушения вменено обществу, фактически лишило указанное лицо возможности реализовать гарантии защиты при рассмотрении дела, в том числе квалифицированно возражать относительно существа и обстоятельств вмененного административного правонарушения, представлять доказательства в подтверждение своей позиции.
Судебные инстанции, рассматривая жалобы общества на вынесенные по делу акты, допущенные должностными лицами административного органа нарушения порядка привлечения ООО " "данные изъяты"" к административной ответственности не устранили.
Изложенное свидетельствует, что обжалуемые судебные акты не отвечают установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях о всесторонности, полноте и объективности выяснения обстоятельств каждого дела и разрешении его в соответствии с законом.
В соответствии с требованиями пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вместе с тем в настоящее время возможность возвращения дела на новое рассмотрение с учетом того, что протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков на стадии подготовки дела к рассмотрению, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно, утрачена.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. На момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения ООО " "данные изъяты"" к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек.
При таких обстоятельствах постановление начальника ОГИБДД ОМВД России "Труновский" от 8 ноября 2021 г. N 18810026130001207124, решение судьи Труновского районного суда Ставропольского края от 28 декабря 2021 г, решение судьи Ставропольского краевого суда от 2 марта 2022 г, вынесенные в отношении ООО " "данные изъяты"" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу на основании положений пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" М. удовлетворить.
Постановление начальника ОГИБДД ОМВД России "Труновский" от 8 ноября 2021 г. N 18810026130001207124, решение судьи Труновского районного суда Ставропольского края от 28 декабря 2021 г, решение судьи Ставропольского краевого суда от 2 марта 2022 г, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции И.А. Нафиков
Справка:
судья районного суда Кухарев А.В.
судья краевого суда Загорская О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.