Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдинова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 23 августа 2022 года) жалобу и дополнение к жалобе главы администрации муниципального образования "Городской округ г. Назрань" Республики Ингушетия Евлоева У.Х., на вступившие в законную силу постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Ингушетия от 22 марта 2022 года, решение судьи Магасского районного суда Республики Ингушетия от 20 апреля 2022 года и решение судьи Верховного Суда Республики Ингушетия от 29 июня 2022 года, вынесенные в отношении администрации муниципального образования "Городской округ г. Назрань" Республики Ингушетия по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Ингушетия Белоцерковниковой Н.Ю. от 22 марта 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Магасского районного суда Республики Ингушетия от 20 апреля 2022 года и решение судьи Верховного Суда Республики Ингушетия от 29 июня 2022 года, администрация муниципального образования "Городской округ г. Назрань" Республики Ингушетия признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей в доход государства.
В жалобе и в дополнении к ней, поданных в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, глава администрации муниципального образования "Городской округ г. Назрань" Республики Ингушетия Евлоев У.Х. просит отменить вынесенные в отношении администрации муниципального образования "Городской округ г. Назрань" Республики Ингушетия постановление должностного лица и судебные акты, считая их незаконными.
Данная жалоба рассматривается судьей Пятого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 2 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании приказа председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 года N 27л/с.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения администрации муниципального образования "Городской округ г. Назрань" Республики Ингушетия к административной ответственности) неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (приводится в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностное лицо службы судебных приставов составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом, что предусмотрено частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Статьей 113 названного Федерального закона предусмотрено, что в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Ингушетия Картоева М.А. от 29 мая 2019 года в отношении должника - администрации муниципального образования "Городской округ г. Назрань" Республики Ингушетия возбуждено исполнительное производство на основании решения Магасского районного суда Республики Ингушетия от 6 марта 2019 года о возложении на администрацию муниципального образования "Городской округ г. Назрань" Республики Ингушетия обязанности обратиться в суд о расторжении договоров по нецелевому использованию земельных участков и взыскании задолженности по арендным платежам.
В установленный для добровольного исполнения срок требования, содержащиеся в исполнительном документе, администрацией муниципального образования "Городской округ г. Назрань" Республики Ингушетия не исполнены, в связи с чем 21 декабря 2020 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Ингушетия Картоева М.А. вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора, установлен новый срок для исполнения требований до 31 декабря 2020 года.
13 декабря 2021 года администрации муниципального образования "Городской округ г. Назрань" Республики Ингушетия вручено требование от 8 декабря 2021 года об исполнении требований исполнительного документа сроком до 15 декабря 2021 года с предупреждением о последствиях неисполнения в виду наступления административной ответственности по статье 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
15 февраля 2022 года по факту неисполнения во вновь установленный судебным приставом-исполнителем срок (после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора) судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Ингушетия Картоевым М.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которого постановлением начальника отделения - старшим судебным приставом Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Ингушетия Белоцерковниковой Н.Ю. от 22 марта 2022 года администрации муниципального образования "Городской округ г. Назрань" Республики Ингушетия привлечена к административной ответственности по названной норме Кодекса.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, копией постановления о взыскании исполнительского сбора, копией требования, протоколом об административном правонарушении и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с положениями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных должностным лицом службы судебных приставов и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Сведений о том, что на момент привлечения администрации муниципального образования "Городской округ г. Назрань" Республики Ингушетия к административной ответственности срок исполнения судебного акта был увеличен в связи с отсрочкой или рассрочкой его исполнения, об отложении исполнительных действий, приостановлении, прекращении или окончании исполнительного производства в порядке, установленном Федеральным законом 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", материалы дела не содержат и заявителем не представлено.
Должностное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что юридическим лицом - администрацией муниципального образования "Городской округ г. Назрань" Республики Ингушетия не приняты своевременные, необходимые и достаточные меры к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, и соблюдению норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя, при рассмотрении настоящего дела не установлено.
Учитывая то, что требования, содержащиеся в исполнительном документе не исполнялись в течение длительного времени, не были исполнены они и на момент рассмотрения жалоб администрации муниципального образования "Городской округ г. Назрань" Республики Ингушетия в судебных инстанциях, таких доказательств не представлено и с настоящей жалобой, довод жалобы о принятии всех зависящих мер, направленных на исполнение исполнительного документа, в связи с чем оснований для привлечения администрации муниципального образования "Городской округ г. Назрань" Республики Ингушетии к административной ответственности не имелось, не может быть признан состоятельным.
Деяние администрации муниципального образования "Городской округ г. Назрань" Республики Ингушетия квалифицировано по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства, регулирующего исполнительное производство.
Доводы жалобы о том, что администрация муниципального образования "Городской округ г. Назрань" Республики Ингушетия, обратившись в суд с административным иском о расторжении договора аренды и взыскании арендных платежей в дальнейшем воспользовалась правами, предоставленными ей гражданским процессуальным законодательством, и заявила об уточнении своих требований, исключив из их числа требования о расторжении договора аренды, подлежат отклонению, поскольку в связи с названными процессуальными действиями вопрос о расторжении договора аренды не получил судебной оценки.
В целом доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки нижестоящими судебными инстанциями, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях администрации муниципального образования "Городской округ г. Назрань" Республики Ингушетия объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Порядок и срок давности привлечения Администрации к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание администрации муниципального образования "Городской округ г. Назрань" Республики Ингушетия назначено в пределах санкции части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции, ПОСТАНОВИЛ:
постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Ингушетия от 22 марта 2022 года, решение судьи Магасского районного суда Республики Ингушетия от 20 апреля 2022 года и решение судьи Верховного Суда Республики Ингушетия от 29 июня 2022 года, вынесенные в отношении администрации муниципального образования "Городской округ г. Назрань" Республики Ингушетия по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу и дополнение к жалобе главы администрации муниципального образования "Городской округ г. Назрань" Республики Ингушетия Евлоева У.Х. - без удовлетворения.
Судья Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Фахретдинова
Справка:
судья районного суда Панченко Ю.В.
судья Верховного Суда Цечаев С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.