Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдинова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 23 августа 2022 года) жалобу руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия Угурчиева И.Я. на вступившие в законную силу решение судьи Магасского районного суда Республики Ингушетия от 3 марта 2022 года и решение судьи Верховного Суда Республики Ингушетия от 11 мая 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности министра финансов Республики Ингушетия Эсмурзиева М-Ш.О.,
УСТАНОВИЛА:
постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия Угурчиева И.Я. от 6 декабря 2021 года N 14-21/90 исполняющий обязанности министра финансов Республики Ингушетия Эсмурзиев М-Ш.О. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Магасского районного суда Республики Ингушетия от 3 марта 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Ингушетия от 19 мая 2021 года, постановление должностного лица Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия от 6 декабря 2021 года отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, руководитель Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия Угурчиев И.Я. просит отменить и возвратить на новое рассмотрение в Магасский районный суд Республики Ингушетия.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Эсмурзиев М-Ш.О, извещенный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы должностного лица, представил возражения, в которых просил оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
Данная жалоба рассматривается судьей Пятого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 2 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании приказа председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 года N 27л/с.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.
Частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как усматривается из материалов дела, исполняющий обязанности министра финансов Республики Ингушетия Эсмурзиев М-Ш.О. привлечен к административной ответственности, предусмотренной приведенной нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за невыполнение им в срок до 11 октября 2021 года пункта 2 представления должностного лица Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия от 24 августа 2021 года N 14-17-28/1955, в котором содержалось требование об устранении нарушений бюджетного законодательства и условий заключенных соглашений, выразившихся в неустранении необоснованного дублирования Министерством финансов Республики Ингушетия отдельных полномочий по исполнению бюджета Республики Управлением Федерального казначейства по Республике Ингушетия, переданных последнему Правительством Республики Ингушетия в рамках Соглашения от 15 мая 2019 года об осуществлении Управлением Федерального казначейства по Республике Ингушетия отдельных функций по исполнению бюджета Республики Ингушетия при кассовом обслуживании исполнения бюджета.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, судья районного суда отменил его и прекратил производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Основанием принятия такого решения послужили выводы судьи районного суда о незаконности выданного представления.
Признав пункт 2 представления от 24 августа 2021 года N 14-17-28/1955 должностного лица Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия незаконным, судья районного суда в решении от 3 марта 2022 года сослался на недоказанность дублирования функций других финансовых органов, отметив, что в представлении не определен объем конкретных действий, выполнение которых требовалось от Министерства финансов Республики Ингушетия для устранения выявленного нарушения.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, представление от 24 августа 2021 года N 14-17-28/1955 было выдано объекту финансового контроля в соответствии с требованиями статей 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по результатам внеплановой выездной проверки, назначенной приказом руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия от 25 марта 2021 года N 80 о/д.
Таким образом, указанное представление выдано должностным лицом, осуществляющим государственный финансовый контроль, в пределах компетенции и в соответствии с должностными полномочиями.
Согласно пункту 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением в целях данного Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных бюджетных нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому бюджетному нарушению:1) требование об устранении бюджетного нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения в случае невозможности его устранения.
В названном представлении были указаны: характер допущенных нарушений бюджетного законодательства; нормы, которые были нарушены финансовым органом в своей деятельности; мероприятия, подлежащие исполнению в целях устранения причин и последствий допущенных нарушений; сроки их устранения (л.д. 8-14).
Сведений о несогласии лица, которому выдано представление, с фактами и выводами, изложенными в предписании от 24 августа 2021 года N 14-17-28/1955, материалы дела не содержат. Приложения к предписанию, содержащие такие сведения, в материалах дела также отсутствуют.
Таким образом, требования, предъявляемые к предписаниям (в том числе и к их содержанию), выдаваемым должностными лицами Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия, в данном случае были соблюдены. Ссылка судьи районного суда на эффективность такого механизма исполнения бюджета, обеспечивающего его сохранность и экономию, существенного значения для рассмотрения дела не имеет, поскольку не является предметом представления.
Вышеизложенное свидетельствует о необоснованности выводов судьи районного суда о незаконности выданного представления. Оставляя без изменения названное решение судьи районного суда и отказывая в удовлетворении жалобы должностного лица, судья Верховного Суда Республики Ингушетия в решении от 11 мая 2022 года правовой оценки приведенным обстоятельствам не дал.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Требования приведенных норм о всестороннем и полном рассмотрении дела судьей районного суда не выполнены.
Материалы дела об административном правонарушении, которые подлежали судебной проверке, из административного органа судьей районного суда получены не были, доказательства, собранные по настоящему делу в рамках рассмотрения жалобы не исследовались и правовой оценки не получили, подлинника вынесенного должностным лицом постановления о назначении Эсмурзиева М.-Ш.О. административного наказания, законность и обоснованность которого проверялась, в распоряжении судьи районного суда не имелось. При рассмотрении жалобы судьей районного суда исследованы только материалы жалобы на постановление должностного лица, состоящие из копий документов, которые были представлены заявителем.
Допущенное судьей районного суда нарушение требований статей 24.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, повлияло на всесторонность и полноту рассмотрения дела, поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного его разрешения, выяснены не были.
Судьей Верховного Суда Республики Ингушетия данное нарушение также не устранено, жалоба исполняющего обязанности руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия на решение судьи районного суда рассмотрена без истребования и проверки материалов дела об административном правонарушении.
В связи с изложенным решение судьи Магасского районного суда Республики Ингушетия от 3 марта 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Ингушетия от 11 мая 2021 года, вынесенные в отношении исполняющего обязанности министра финансов Республики Ингушетия Эсмурзиева М-Ш.О. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение судье Магасского районного суда Республики Ингушетия.
При новом рассмотрении дела с учетом вышеизложенного судье Магасского районного суда Республики Ингушетия следует всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела в их совокупности, надлежащим образом проверить доводы, приведенные в жалобе должностного лица, и в возражениях лица, привлеченного к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции, ПОСТАНОВИЛ:
жалобу руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия Угурчиева И.Я. - удовлетворить.
Решение судьи Магасского районного суда Республики Ингушетия от 3 марта 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Ингушетия от 11 мая 2022 года, вынесенные в отношении исполняющего обязанности министра финансов Республики Ингушетия Эсмурзиева М-Ш.О. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Направить данное дело об административном правонарушении в отношении названного лица на новое рассмотрение в Магасский районный суд Республики Ингушетия.
Судья Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Фахретдинова
Справка:
судья районного суда Мурзабеков Г.А.
судья Верховного Суда Арчаков М.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.