Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края на решение Новоалександровского районного суда Ставропольского края от 19 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 30 июня 2022 г.
по административному делу по административному иску прокурора Новоалександровского района в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия по содержанию и ремонту автомобильной дороги, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаринина Э.П, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Новоалександровского района обратился в защиту неопределенного круга лиц в суд с административным иском к Администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия по непринятию мер по содержанию и ремонту автомобильной дороги "ст. Кармалиновская - п. Краснозоринский - п. Равнинный - х. Родионов" Новоалександровского городского округа Ставропольского края, кадастровый номер 26:04:000000:6643; возложить на Администрацию Новоалександровского городского округа Ставропольского края обязанность до 31 декабря 2022 г. устранить нарушения путем ремонта дефектов (выбоин) проезжей части, дефектов обочины на указанной автомобильной дороге.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Новоалександровского района по поручению прокуратуры Ставропольского края проведена проверка информации, опубликованной на официальном сайте средства массовой информации в статье "Между поселками в Новоалександровском городском округе нет транспорта из-за нерентабельности перевозок". Согласно выписке из ЕГРН собственником данной автомобильной дороги с 14 января 2021 г. является Новоалександровский городской округу Ставропольского края, протяженностью 24 442 м, строительство завершено в 2016 г. В ходе проверки 22 февраля 2022 г. с привлечением инспектора государственной безопасности дорожного движения прокурорской проверкой установлено, что наличие недостатков, выразившихся в несоблюдении требований пунктов 5.2.4, 5.3.1 ГОСТ 50597-2017 в виде дефектов покрытия проезжей части (выбоины), занижение обочины, древесно-кустарниковая растительность. В связи с выявленными недостатками 24 февраля 2022 г. в адрес главы Новоалександровского городского округа внесено представление о устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения, которое рассмотрено, однако нарушения не устранены.
Решением Новоалександровского районного суда Ставропольского края от 19 апреля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 30 июня 2022 г, требования прокурора удовлетворены; бездействие администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края по непринятию мер по содержанию и ремонту автомобильной дороги "ст. Кармалиновская - п. Краснозоринский - п. Равнинный - х. Родионов" Новоалександровского городского округа Ставропольского края, кадастровый номер 26:04:000000:6643, признано незаконным, на администрацию Новоалександровского городского округа Ставропольского края возложена обязанность до 31 декабря 2022 г. устранить нарушения путем ремонта дефектов (выбоин) проезжей части, дефектов обочины указанной автомобильной дороги.
В кассационной жалобе Администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края, поданной 2 августа 2022 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 9 августа 2022 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости автомобильная дорога "ст. Кармалиновская - п. Краснозоринский - п. Равнинный - х. Родионов", протяженностью 24442 метров, с кадастровым номером 26:04:000000:6643 принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Новоалександровского городского округа Ставропольского края, которое зарегистрирована 14 января 2021 г.
Прокуратурой Новоалександровского района Ставропольского края с привлечением в качестве специалистов должностных лиц ОГИБДД ОМВД России по Новоалександровскому городскому округу 22 февраля 2022 г. проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения участка автомобильной дороги "ст. Кармалиновская - пос. Краснозоринский - пос. Равнинный - х. Родионов".
В ходе проведения проверки установлены недостатки, а именно: нарушение требований пунктов 5.2.4, 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, в связи с чем, в адрес главы Новоалександровского городского округа Ставропольского края вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения, однако нарушения не устранены.
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурор суд, исходя из положений федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения и дорожной деятельности, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив факт ненадлежащего состояния дорожного полотна, пришел к выводу о том, что администрацией Новоалександровского городского округа не принято мер к устранению дефектов дорожного покрытия проезжей части автомобильной дороги "ст. Кармалиновская - пос. Краснозоринский - пос. Равнинный - х. Родионов", что послужило основанием для возложения соответствующей обязанности.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда первой инстанции согласился, признав их основанными на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, а также на верной оценке юридически значимых обстоятельств административного дела. При этом судом апелляционной инстанции мотивированно отклонены доводы жалобы о том, что администрацией Новоалександровского городского округа регулярно проводится ямочный ремонт данной автомобильной дороги, поскольку материалам дела подтверждено наличие перечисленных в акте проверки недостатков, их устранение в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 и сроками их устранения административным ответчиком не доказаны.
Судебная коллегия полагает выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и нормам права, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены либо изменения постановленных по делу судебных актов по доводам жалобы не находит.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 6 статьи 13 названного Федерального закона установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Аналогичные положения содержат пункты 3, 5 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пунктам 5.3.1 и 5.3.2 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов (таблица А.2 приложения А), влияющих на безопасность дорожного движения, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.4. Возвышение обочины и разделительной полосы над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается на всех категориях дорог и группах улиц. Срок устранения возвышения обочины и разделительной полосы одни сутки.
Согласно пункту 5.2.4 названного ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили указанные нормы права к спорным правоотношениям и пришли к обоснованным выводам о том, что административными ответчиками допущено бездействие, выразившееся в неустранении недостатков автомобильной дороги местного значения.
Непринятие административным ответчиком мер к ликвидации устранению дефектов дорожного покрытия проезжей части автомобильной дороги "ст. Кармалиновская - пос. Краснозоринский - пос. Равнинный - х. Родионов" нарушает право граждан на безопасность дорожного движения неопределенного круга лиц, тогда как органы местного самоуправления осуществляют полномочия в области обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения.
При таком положении суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным бездействия административного ответчика, а также в силу прямого предписания статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, указали на способ восстановления нарушенного права, что подразумевает необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца. Поскольку на момент рассмотрения дела доказательств тому, что дефекты автомобильной дороги ликвидированы суду первой инстанции не предоставлены, а также не предоставлены суду апелляционной инстанции, судом апелляционной инстанции в части возложения на орган местного самоуправления обязанности по устранению выявленных нарушений является законным и обоснованным.
Доводы жалобы о том, что судами неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, не учтены сведения о том, что указанная дорога с связи с ее фактическим выполнением функций автомобильной дороги регионального (межмуниципального) значения, интенсивности движения, в том числе грузового автотранспорта, содержится с учетом софинансирования из краевого бюджета, в настоящее время ведутся работы по разработке проектно-сметной документации, после чего планируется ведение капитального ремонта данного участка дороги, с последующей передачей данного участка дороги в собственность Ставропольского края подлежат отклонению, поскольку не опровергают сведений о государственной регистрации права муниципальной собственности в отношении указанной автомобильной дороги на момент ее проверки органом прокуратуры.
Такие доводы по существу охватываются вопросами исполнения судебного акта в порядке статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, однако обязанности органа местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения не прекращают.
Утверждение заявителя жалобы о регулярном ямочном ремонте автомобильной дороги, и отсутствии незаконного бездействия на стороне органа местного самоуправления, было предметом рассмотрения нижестоящих судебных инстанций и мотивированно ими опровергнуто на основании материалов дела.
При таком положении судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новоалександровского районного суда Ставропольского края от 19 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 30 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 сентября 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.