Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Нафикова И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Дерметхановой А. М.
на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 17.03.2022
по административному делу по административному исковому заявлению Дерметхановой А. М. к Администрации сельского поселения "село Калининаул" о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Дерметханова А.М. обратилась в Казбековский районный суд Республики Дагестан с административным иском о признании незаконным отказа Администрации сельского поселения "село Калининаул", выраженного в постановлении N 316 от 26.10.2019, в предоставлении ей земельного участка, на который она имеет право в силу Федерального Закона N 136 - ФЗ от 25.10.2001, Указа Президента РФ от 07.05.2012 года N 1119, распоряжения Правительства РФ от 29.06.2010 N 327 и статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку ее семья является многодетной.
Просила признать за ней право на получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство расположенного в с. Калининаул (Салавюрт) Казбековского района общей площадью 6 соток и обязать ответчика предоставить ей указанный земельный участок.
Решением Казбековского районного суда Республики Дагестан от 23.11.2021 в удовлетворении требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 17.03.2022 решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым административное исковое заявление удовлетворено частично, признано незаконным и отменено решение главы администрации сельского поселения "село Калининаул" Казбековского района Республики Дагестан N 316 от 26.10.2019 в части отказа в предоставлении Дерметхановой А.М. земельного участка, на администрацию сельского поселения "село Калининаул" Казбековского района Республики Дагестан возложена обязанность в установленном законом порядке повторно рассмотреть заявление административного истца Дерметхановой А.М. о предоставлении земельного участка. В остальной части требований отказано.
Не согласившись с постановленным судебным актом суда апелляционной инстанции в части отказанных требований, административный истец обжаловала его в кассационном порядке, просит в указанной части принять новое решение об удовлетворении ее требований, поскольку в указанной части судом апелляционной инстанции нарушены нормы материального и процессуального права, направленные на восстановление нарушенных прав административного истца.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 18.08.2022.
На кассационную жалобу Администрацией сельского поселения "село Калининаул" поданы возражения, в которых выражается несогласие с ее доводами.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Дерметханова А.М. зарегистрирована с 08.07.1998 по адресу "адрес". Иные члены ее семьи, в том числе трое несовершеннолетних детей, имеют регистрацию по этому же адресу.
31.08.2005 Дерметханова А.М. обратилась в администрацию сельского поселения "село Калининаул" Казбековского района с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства жилого дома.
Постановлением администрации N 316 от 26.10.2019, по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 9 Закона Республики Дагестан от 29.12.2017 N 116 "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Дагестан", в предоставлении ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, отказано.
По настоящему делу административной истец просила предоставить ей земельный участок, как семье имеющей 3-х детей, один из которых является инвалидом, в очереди на его предоставление она стоит с 2005 года. Исходя из фактических обстоятельств дела, основанием отказа послужило фактическое не проживание семьи административного истца в с. Калининаул.
Пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Согласно положениям пункта 2 статьи 9 Закона Республики Дагестан от 29.12.2017 N 116 "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в РД" бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории РД в установленном порядке: гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, не имеющий жилья или обеспеченный жилой площадью ниже учетной нормы площади жилого помещения, вправе по месту постоянного жительства получить для индивидуального жилищного строительства земельный участок в собственность бесплатно.
Статьей 10 Закона Республики Дагестан от 20.12.2017 N 116 "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Дагестан" предусмотрены случаи бесплатного предоставления гражданам, имеющим грех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), земельных участков, находящихся в собственности Республики Дагестан или муниципальной собственности.
Так, в силу части 1 данной статьи граждане, имеющие трех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), не достигших возраста восемнадцати лет, имеют право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в собственности Республики Дагестан или муниципальной собственности, в следующих случаях:
отсутствия у них земельных участков, ранее предоставленных им в собственность (бесплатно), постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение;
постоянного их проживания в течение не менее чем трех последних лет на территории муниципального образования Республики Дагестан, в границах которого находится испрашиваемый земельный участок.
Указанным в части 1 настоящей статьи гражданам земельные участки предоставляются в соответствии с документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки муниципальных образований в Республике Дагестан в порядке, установленном статьей 11 настоящего Закона.
Частью 4 стать 11 данного Закона граждане, указанные в части 1 статьи 10 настоящего Закона, изъявившие желание приобрести бесплатно в собственность земельный участок, направляют в орган местного самоуправления по месту их жительства заявление о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность. Форма заявления устанавливается органом местного самоуправления.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью (часть 1); на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (часть 16).
Исходя из толкования во взаимосвязи части 1 статьи 17 указанного закона, согласно которой инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и части 16 статьи 17 этого же закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства с учетом цели использования земельного участка установлено в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов; соответственно, указанное право ставится в зависимость от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Предоставление земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, в собственность бесплатно осуществляется в случае, если соответствующая возможность предусмотрена законом субъекта Российской Федерации (подпункты 6, 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решением Собрания депутатов сельского поселения "село Калининаул" от 28.04.2018 N 41 утвержден Порядок о бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории сельского поселения "село Калининаул" Казбековского района Республики Дагестан. (далее - Порядок).
Согласно пункту 1 части 4 указанного Порядка, предоставление земельных участков, расположенных на территории сельского поселения в собственность для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, дачного строительства, огородничества или ведения личного подсобного хозяйства осуществляется: лицам, проживающим в сельском населенном пункте не менее трех лет и состоящим на учете в органах местного самоуправления муниципального образования в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации; семьям, имеющим детей-инвалидов.
Предоставление земельных участков, расположенных на территории сельского поселения в собственность для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, дачного строительства, огородничества или ведения личного подсобного хозяйства, животноводства, дачного строительства осуществляется гражданам, имеющим трех и более детей. (часть 5 пункт 1 Порядка).
Бесплатное предоставление в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков осуществляется в первоочередном порядке, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов (пункт 5 Порядка).
Право граждан, имеющих трех и более детей, включая их несовершеннолетних и совершеннолетних детей (родных, усыновленных, (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), пасынков и падчериц) на бесплатное предоставление земельного участка сохраняется до момента предоставления им земельного участка (пункт 6 Порядка).
Порядок о бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории сельского поселения "село Калининаул" Казбековского района Республики Дагестан также содержит информацию о порядке обращения в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка, указан список документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении земельного участка (пункт 9 Порядка).
По итогам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов уполномоченным органом принимается одно из следующих решений: о включении в реестр; об отказе во включении в реестр (пункт 13 Порядка).
Пунктом 15 Порядка предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа во включении в реестр: отсутствуют основания для бесплатного предоставления земельного участка в собственность заявителя в соответствии с действующим законодательством; не представлены документы, подтверждающие основания для бесплатного предоставления земельного участка в собственность заявителя, либо представлены документ, заявления, состав, форма или содержание которых не соответствует требованиям действующего законодательства.
В связи с этим суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в части и признавая отказ незаконным, пришел к правильному выводу, что достаточных оснований, указывающих на наличие препятствий для предоставления Дерметхановой А.М. земельного участка в с. Калининаул на основании 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, административный ответчик суду не привел.
С чем соглашается судебная коллегия, поскольку данные выводы основаны на фактических обстоятельствах дела и нормах материального права, регулирующие спорные правоотношения. При этом суд апелляционной инстанции обоснованно, с учетом положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возложил на администрацию обязанность в установленном законом порядке повторно рассмотреть заявление административного истца Дерметхановой А.М. о предоставлении земельного участка. Такая обязанность соответствует принципам разделения властей, направлена на восстановление законных прав и интересов административного истца.
Вопреки доводам кассационной жалобы основания для возложения такой обязанности как предоставить земельный участок, у суда не имелось, в связи с чем ей обосновано в данной части требований отказано. Доводы кассационной жалобы направлены на получение земельного участка, минуя соответствующую процедуру по его предоставлению, вместе с тем суд не может подменить собой орган исполнительной власти в компетенцию которого входит разрешение таких вопросов.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что принятый судом апелляционной инстанцией судебный акт является законным и обоснованным, при его принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 17.03.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Дерметхановой А. М. без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
И.А. Нафиков
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28.09.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.