Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Белоусовой Ю.К, Фахретдиновой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения следственный изолятор N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю
на решение Пятигорского городского суда от 11.08.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 22.02.2022
по административному делу по административному исковому заявлению прокурора города Пятигорска Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю и Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, пояснения представителя административных ответчиков Петровой Я.Р, поддержавшей доводы кассационной жалобы, а также возражения против ее удовлетворения прокурора Отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Карасева С.В, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Пятигорска Ставропольского края обратился в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в Пятигорский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю (далее - УФСИН России по Ставропольскому краю) и Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю (далее - ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю), с учетом уточнений принятых судом к рассмотрению, о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Просил признать незаконным бездействие ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю по непринятию мер, направленных на устранение допущенных этим учреждением нарушений действующего федерального законодательства, статьи 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", выразившееся в несоблюдении норм санитарной площади в камере на одного человека, а также статей 8, 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статей 4, 5 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", выразившееся в несоблюдении санитарно-гигиенических норм и правил.
Просил суд возложить на УФСИН России по Ставропольскому краю и ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю:
в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения норм и требований действующего федерального законодательства - обеспечить пребывание, содержание в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в условиях, соответствующих, отвечающих санитарной норме, приходящейся на одного человека площади, не менее 4 квадратных метров;
в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда привести ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю в надлежащее санитарно-гигиеническое состояние, а именно: устранить в режимном корпусе N 1 повреждения стен, потолка и пола коридора, а также стен, потолка и пола камер NN93, 94, 99, 105, 115, 116, 137, 145; устранить в режимном корпусе N 2 повреждения стен, потолка и пола коридора, а также стен, потолка и пола камер N N 2, 3, 4, 5, 11, 12, 14, 16, 20, 21; устранить в режимном корпусе N 3 повреждения стен, потолка и пола коридора, а также стен, потолка и пола камер N N 27, 32, 42, 47, 48, 49, 62, 71, 86; с привлечением главного государственного санитарного врача - начальника филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-26 ФСИН России по Ставропольскому краю провести санитарный обход всех жилых и нежилых помещений, расположенных в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю, выявить причины и определить способы, перечень необходимых к принятию мер для устранения имеющихся нарушений санитарных и гигиенических норм и требований;
провести переустройство (перепланировку) душевой, расположенной в первом режимном корпусе, выполнить гидроизоляцию стен камеры N 105, близкой по расположению к душевой (имеющей с ней общую смежную стену), исключив наличие излишней влаги, после чего провести в камере N 105 косметический ремонт стен и потолков;
в соответствии с разделом 5 пункта 42 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовноисполнительной системы" обеспечить наличие во всех камерах, расположенных в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю: столов и скамеек с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; полок для туалетных принадлежностей; бачков с питьевой водой; подставок под бачок для питьевой воды; радиодинамиков для вещания общегосударственной программы; урн для мусора; тазов для гигиенических целей и стирки одежды;
в соответствии с требованиями свода Правил СП 247.1325800.2016 "Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утв. Приказом Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.04.2016 N 245/пр, обеспечить наличие во всех камерах, расположенных в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю: уборочного инвентаря, его маркировку в соответствии и в зависимости от назначения помещений и видов работ, для уборки которых он используется; иной маркировки и отдельных мест для хранения инвентаря, используемого для уборки туалетов; дезинфицирующих средств для обработки инвентаря, предназначенного для уборки туалетов, которыми он обрабатывается после использования; моющих средств, проточной воды и мест для просушки уборочного инвентаря.
Требования мотивированы выявленными в ходе проводимой проверки не соблюдением норм и требований действующего федерального законодательства в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю, тем самым нарушаются права и охраняемые законом интересы участников уголовного судопроизводства. По результатам проверки в адрес начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю 19.01.2020 внесено представление об устранении нарушений закона в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю.
Решением Пятигорского городского суда от 11.08.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 22.02.2022, требования к УФСИН России по Ставропольскому краю, а также требования о признании незаконным бездействия ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю по непринятию мер, направленных на устранение допущенных им нарушений действующего федерального законодательства - статьи 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", выразившееся в несоблюдении норм санитарной площади в камере на одного человека и возложения в указанной части исполнения обязанностей, оставлены без удовлетворения.
Иные требования удовлетворены в полном объеме, на ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю возложена обязанность сообщить прокурору г. Пятигорска Ставропольского края об исполнении решения суда в течение шести месяцев со дня вступления его в законную силу.
Не согласившись с постановленными судебными актами, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю обжаловало их в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене в части, в которой требования прокурора удовлетворены, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении его требований, поскольку выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судами нарушены нормы материального и процессуального права при рассмотрении дел такой категории, выводы о проявленном бездействии являются необоснованными, поскольку учреждением соответствующие меры, направленные на соблюдение норм и требований действующего законодательства, в том числе в части санитарно-гигиенических норм, выполняются.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 26.08.2022.
Исследовав материалы дела, изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с названным Кодексом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулирует и определяет Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации (статья 4 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").
В соответствии с пунктом 9 статьи 17 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях.
Частью 1 статьи 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Согласно статье 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации (часть 1). Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных (часть 3).
Указанные положения в полной мере были учтены судами при рассмотрении настоящего дела.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой города Пятигорска Ставропольского края, проверки соблюдения данных требований ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю, выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований, связанных с ненадлежащими условиями содержания в камерах данного учреждения.
Так, выявлен ряд нарушений федерального законодательства о материально-бытовом обеспечении подозреваемых, обвиняемых и осужденных в части их обеспечения надлежащими материально-бытовыми условиями содержания, а также обеспечения бытовыми условиями, отвечающими требованиям санитарии, а именно: стены, потолок, пол коридора и камеры в режимном корпусе N 1 ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю на всех трех этажах в нарушение пункта 1 статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384 "Технический регламент безопасности зданий и сооружений" с повреждениями.
Администрацией учреждения не обеспечивалось выполнение положений Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", предусматривающие право граждан на благоприятную среду обитания. Так, значительная часть камер (25), в том числе предназначенных для размещения женщин, не отвечали требованиям гигиены и санитарии, на стенах и потолках в них имелся грибковый налет, а также отслоения штукатурки и краски. Администрацией ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю не проводилась должная работа по дератизации и дезинсекции в учреждении, что привело к размножению в камерах синантропных насекомых (тараканы).
Уровень освещенности во всех проверенных камерах ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю ниже установленных норм, предусмотренных требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ 24940-2016 "Здания и сооружения. Методы измерения освещенности", введенного в действие Приказом Госстандарта от 20.10.2016 N 1442-ст. В карцерных помещениях ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю отсутствуют окна.
В помещении душевой отмечается наличие плесневого грибка на потолке, стенах, покрытие пола с множественными дефектами; душевая оборудована скамьей, изготовленной из материалов, неустойчивых к воздействию влаги и дезинфицирующих средств - деревянная с дефектами, душевые лейки, резиновые коврики отсутствуют. Стирка нательного белья, личных полотенец и т.п. осуществляется в камерах в личных пластиковых тазах, сушка там же, что приводит к повышению влажности, вследствие чего в камерах образуется плесень, грибок. В камерах, близких по расположению к душевой, стены с признаками излишней влаги, что не дозволяет проводить косметический ремонт стен и потолков.
Оборудование камер ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю не в полной мере отвечало предъявляемым Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 N 189, требованиям. В большинстве камер размеры скамеек для сидения не соответствовали числу посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере, либо отсутствовали вовсе, не се камеры учреждения оборудованы средствами радиовещания уборочный инвентарь представлен не в полном объеме (отсутствуют швабры для помывки пола в труднодоступных местах), практически повсеместно отсутствовали подставки для бачков с питьевой водой, в некоторых камерах в баках отсутствовала питьевая вода.
В камерах режимных корпусов ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю также выявлены повреждения стен, нарушена целостность пола, уборочный инвентарь представлен не в полном объеме, во многих камерах ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю отсутствуют урны для сбора мусора.
В соответствии с заключением главного государственного санитарного врача-начальника филиала ЦТС ЭН ФКУЗ МСЧ-26 ФСИН России данные недостатки выявлялись ранее и носят систематический характер.
С учетом изложенного у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения требований в части, поскольку критерии, предусмотренные статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания в действиях учреждения незаконного бездействия, установлены.
Всем доводам прокурора и административного ответчика, а также представленным последним доказательствам принятия мер по соблюдения надлежащего санитарного и гигиенического состояния учреждения, судами дана надлежащая мотивированная оценка. При этом рассмотрение дела в соответствии со статьей 14 Кодекса административного судопроизводства осуществлялось при активной роли суда.
Судами установлено нарушение административным ответчиком положений Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в части материально-бытового обеспечения, выполнения установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
При рассмотрении дела было установлено, что часть нарушений в ходе судебного разбирательства была устранена.
При этом, судом первой инстанции обоснованно, с учетом положений пункта 1 части 2 и части 89 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на административного ответчика возложено исполнение соответствующих обязанностей, направленных на устранение допускаемых нарушений.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, у судебной коллегии основания для признания выводов судебных инстанций неверными, отсутствуют.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, позиция сторон рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные сторонами доказательства, а также истребованные судами, получили надлежащую оценку судов по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что принятые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их отмены или изменения, предусмотренных статьей 328 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы связаны с несогласием с принятыми решениями по существу, что не свидетельствует о наличии оснований для их отмены, направлены на переоценку доказательств и выводов судов, основания для которой отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пятигорского городского суда от 11.08.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 22.02.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения следственный изолятор N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29.09.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.