Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Климовой В.В, Черчага С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панина Владимира Юрьевича к МВД РФ, ГУ МВД России по Ставропольскому краю, ОМВД России по Георгиевскому городскому округу Ставропольского края о признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Панина Владимира Юрьевича на решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 10 декабря 2021 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 12 апреля 2022 года, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В, выслушав объяснения посредством видеоконференц-связи с ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ставропольскому краю Панина В.Ю, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Панин В.Ю. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании за счет средств Казны Российской Федерации компенсации морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием в размере 7 000 000 рублей.
Решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 10 декабря 2021 года исковые требования Панина В.Ю. к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел РФ, ГУ МВД России по Ставропольскому краю, ОМВД России по Георгиевскому городскому округу Ставропольского края о признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда, - удовлетворены частично.
Суд признал действия должностных лиц ОМВД России по Георгиевскому городскому округу, выразившиеся в неправомерных методах содержания под стражей, незаконными.
Суд взыскал с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу Панина В.Ю. компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей, отказав в оставшейся части заявленных исковых требований в части взыскания компенсации морального вреда на сумму 6 970 000 рублей.
В удовлетворении исковых требований Панина В.Ю. к ГУ МВД России по Ставропольскому краю, ОМВД Российской Федерации по Георгиевскому городскому округу Ставропольского края о взыскании компенсации морального вреда, - отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 12 апреля 2022 года решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 10 декабря 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Панин В.Ю. ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, считает, что они вынесены незаконно и необоснованно с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра принятых по делу судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, с 1 по 8 августа 2003 года Панин В.Ю. содержался в ИВС ОВД г. Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края, расположенном по адресу: "адрес", будучи подозреваемым в совершении ряда преступлений, в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Панин В.Ю. вступившим в законную силу приговором Ставропольского краевого суда от 29 декабря 2003 года признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 117, п.п. "а, д" ч. 2 ст. 105, ч. 3 ст. 30 - п.п. "а, к" ч. 2 ст. 105, ч. 1 ст. 313 УК РФ и ему на основании ч. 3, 5 ст. 69 УК РФ назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 22 года с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
Согласно протоколу осмотра места происшествия от 8 августа 2003 года с фототаблицей, схемой к нему и приговору Ставропольского краевого суда от 29 декабря 2003 года, по прибытию в ИВС ОВД г. Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края 1 августа 2003 года Панин В.Ю. был пристегнут наручниками к отопительной трубе в коридоре ИВС.
Также из приговора Ставропольского краевого суда от 29 декабря 2003 года следует, что Панин В.Ю. в ночь с 7 на 8 августа 2003 года совершил побег из ИВС ОВД г. Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края, в чем вину свою признал.
Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 150, 151, 1069, 1071 ГК РФ, учел требования Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Правил внутреннего распорядка ИВС и исходил из того, что факт содержания истца в ИВС ОВД г. Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края в период с 1 августа 2003 года по 8 августа 2003 года в ненадлежащих условиях, обусловленных помещением в коридор ИВС, и нахождения Панина В.Ю. пристегнутым в течение указанного периода времени наручниками к отопительной трубе вне камеры, без предоставления спального места, и других необходимых условий, установлен.
Определяя размер компенсации морального вреда, суды первой и апелляционной инстанции, исходя из установленных обстоятельств дела и положений действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения, с учетом характера и объема перенесенных истцом нравственных и физических страданий, срока нахождения Панина В.Ю. в условиях изолятора, индивидуальных особенностей истца, фактические обстоятельства причинения вреда, принимая во внимание истечение длительного периода времени с момента содержания Панина В.Ю. до обращения истца за защитой своих прав (более 17 лет), отсутствие фактов его обращения в уполномоченные органы с жалобами на ненадлежащие условия в период его содержания в ИВС, а также степень страданий, которые претерпел истец в связи с нарушением его личных неимущественных прав содержанием в ИВС в ненадлежащих условиях, неправомерное поведение самого истца, что установлено приговором суда от 29 декабря 2003 года, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, посчитали соразмерной сумму компенсации морального вреда, подлежащей взысканию в пользу истца, в размере 30 000 рублей.
Правовая позиция судов первой и апелляционной инстанций, изложенная в обжалуемых судебных постановлениях, и выводы о взыскании компенсации морального вреда мотивированы, не противоречат требованиям действующего законодательства и установленным по делу обстоятельствам, по существу кассационной жалобой не опровергнуты.
Доводы кассационной жалобы Панина В.Ю. о заниженном размере компенсации морального вреда не являются основанием для отмены оспариваемых судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не усмотрел нарушений норм материального или процессуального права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, исходя из доводов кассационной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 10 декабря 2021 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 12 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Климова В.В.
Черчага С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.