Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области на решение Орловского областного суда от 13 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 февраля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению акционерного общества "ЭкоСити" к департаменту жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области о признании недействующим со дня вступления решения в законную силу абзаца седьмого пункта 10.2 "Система транспортирования твердых коммунальных отходов" раздела 10 Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Орловской области, утвержденной приказом департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 16 сентября 2019 года N 443, признании недействующим со дня принятия приказа департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 19 мая 2021 года N 253 "О согласовании временного изменения схемы потоков твердых коммунальных отходов".
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, объяснения представителя департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области Афониной С.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя акционерного общества "ЭкоСити" Донцовой О.Г, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, представителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Зеленая Роща" Гришаковой Е.М, просившей об удовлетворении кассационной жалобы, заключение старшего прокурора четвертого отдела (кассационного) с дислокацией в городе Саратове апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Жаднова С.В, полагавшего кассационную жалобу неподлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
приказом департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области (далее также - Департамент) от 16 сентября 2019 года N 443 утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - ТКО), на территории Орловской области (далее по тексту - Территориальная схема).
Приказ департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 16 сентября 2019 года N 443 (далее также - Приказ N 443) с приложением к нему опубликован в Государственной специализированной информационной системе "Портал Орловской области - публичный информационный центр" http://orel-region.ru и на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 24 сентября 2019 года, а также внесен в реестр нормативных правовых актов органов исполнительной власти специальной компетенции Орловской области 29 сентября 2019 года.
Абзац седьмой пункта 10.2 "Система транспортирования твердых коммунальных отходов" раздела 10 "Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" Территориальной схемы предусматривает, что изменение региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами схемы потоков отходов, установленной территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Орловской области возможно по предварительному согласованию с департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области в случаях:
технологических ограничений и сбоев работы объектов инфраструктуры по обращению с отходами, используемых для обеспечения сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов;
форс-мажорных обстоятельств, обуславливающих невозможность соблюдения утвержденной схемы потоков отходов;
отсутствия действующих и введенных в эксплуатацию объектов, предназначенных для обеспечения обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
Приказом Департамента от 19 мая 2021 года N 253 "О согласовании временного изменения схемы потоков твердых коммунальных отходов" (далее также - приказ Департамента от 19 мая 2021 года), изданным на основании выше приведенных положений пункта 10.2 раздела 10 Территориальной схемы и письма регионального оператора Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Зеленая Роща" (далее также - ООО "УК "Зеленая Роща") от 19 мая 2021 года N 800-и, в связи с технологическим ограничением деятельности по обработке твердых коммунальных отходов на объекте обработки - мусоросортировочном комплексе Акционерного общества "ЭкоСити" (далее также - АО "ЭкоСити", Общество), являющегося оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и владельцем объекта обработки отходов, согласовано временное, на период до прекращения технологического ограничения деятельности по обработке ТКО на объекте обработки - мусоросортировочном комплексе АО "ЭкоСити" (город Орел), изменение схемы потока твердых коммунальных отходов, с направлением ТКО, собранных на территории Заводского района города Орла и прилегающих территориях Орловского района Орловской области, на мусоросортировочный комплекс общества с ограниченной ответственностью "Экоград" (п. Нарышкино Урицкого района Орловской области) (далее по тексту - ООО "Экоград").
АО "ЭкоСити" обратилось в суд с названным административным иском, в котором с учетом уточнения заявленных требований просило признать недействующими со дня вступления решения в законную силу абзац седьмой пункта 10.2 "Система транспортирования твердых коммунальных отходов" раздела 10 Территориальной схемы; со дня принятия приказ Департамента от 19 мая 2021 года.
Требования мотивированы тем, что оспариваемые положения Территориальной схемы приняты с превышением компетенции, не соответствуют требованию формальной определенности, поскольку содержат термин "технологические ограничения", понятие которого в федеральном и отраслевом законодательстве отсутствует, создают возможность его произвольного толкования и применения, устанавливают для регионального оператора и Департамента необоснованно широкие пределы усмотрения, следовательно, содержат коррупциогенный фактор, предусмотренный пунктом 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, и противоречат части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
Кроме того, Общество указало, что приказом Департамента от 19 мая 2021 года фактически внесены изменения в Приложение В1 "Перспективная логистическая модель (схема потоков ТКО на период 2019-2029 годов)" Территориальной схемы, что противоречит федеральному законодательству, регламентирующему порядок внесения изменений в Территориальную схему, неотъемлемой частью которой является схема потоков отходов. Считает, что указанный приказ принят с нарушением порядка его принятия и правил введения в действие; противоречит пункту 10 статьи 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", пункту 1 статьи 15 и статье 16 Федерального закона "О защите конкуренции", пунктам 29-34 Правил от 22 сентября 2018 года N 1130, статье 8 Закона Орловской области от 15 апреля 2003 года N 319-ОЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области".
Судом в ходе рассмотрения дела произведена замена административного ответчика департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области его правопреемником департаментом жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области (далее - Департамент ЖКХ, ТЭК и энергосбережения Орловской области).
Решением Орловского областного суда от 13 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 февраля 2022 года административный иск удовлетворен. Признаны недействующими с момента вступления решения суда в законную силу абзац седьмой пункта 10.2 "Система транспортирования твердых коммунальных отходов" раздела 10 Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Орловской области, утвержденной приказом департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 16 сентября 2019 года N 443; со дня издания приказ департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 19 мая 2021 года N 253 "О согласовании временного изменения схемы потоков твердых коммунальных отходов".
В кассационной жалобе, поданной 8 июля 2022 года через Орловский областной суд, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 22 июля 2022 года, Департамент ЖКХ, ТЭК и энергосбережения Орловской области просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель кассационной жалобы выражает несогласие с выводами судов нижестоящих инстанций, полагает, что судами неверно применены нормы материального и процессуального права. Повторяя доводы, изложенные при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, указывает, что абзац 7 пункта 10.2 раздела 10 Территориальной схемы был принят в пределах предоставленных Департаменту полномочий и направлен на предупреждение чрезвычайных ситуаций, поскольку при отсутствии правового регулирования отдельных вопросов обращения с отходами федеральными нормативными правовыми актами Департамент вправе осуществить региональное правовое регулирование; данный абзац пункта 10.2не подлежал проверке, так как указанный акт уже оспаривался АО "ЭкоСити" по тем же основаниям, Общество отказалось от заявленных требований и отказ принят судом; приказ Департамента от 19 мая 2021 года N 253 затрагивает права конкретного перечня юридических лиц, что свидетельствует о том, что внесение изменений в нормативный правовой акт Территориальную схему не допускалось, данный приказ не обладает признаками нормативного правового акта.
АО "Эко Сити" на кассационную жалобу поданы письменные возражения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Согласно положениям части 7, пункта 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются; выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Из содержания статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Порядок принятия и введения в действие приказа Департамента от 16 сентября 2019 года N 443 об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, в Орловской области судами проверен, участвующими по делу лицами не оспаривался.
Разрешая заявленные требования и признавая недействующей Территориальную схему в части абзаца седьмого пункта 10.2 "Система транспортирования твердых коммунальных отходов" раздела 10 Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Орловской области, утвержденной приказом Департамента от 16 сентября 2019 года N 443, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с превышением установленных законом полномочий в нарушение положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, нарушает права и законные интересы административного истца, который является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, в связи с изданием приказа Департамента от 19 мая 2021 года.
Оснований не согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами.
Исходя из положений пункта 3 этой же статьи территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя, в том числе: данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации); данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов; данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте Российской Федерации (с разбивкой по годам); данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации; данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов; данные о месте нахождения объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов; оценку объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов; прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми
коммунальными отходами, рассчитанные в соответствии с требованиями к составу и содержанию территориальных схем; сведения о зонах деятельности регионального оператора; электронную модель территориальной схемы обращения с отходами.
В состав Территориальной схемы обращения с ТКО Орловской области включена схема потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, с указанием графического обозначения мест, количества образующихся отходов, количества объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, что соответствует положениям пункта 3 статьи 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ.
В пункте 10.2 Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО, Орловской области, установлена система транспортирования ТКО на территории Орловской области по данным организаций, транспортирующих отходы.
Из абзаца 7 пункта 10.2 "Система транспортирования твердых коммунальных отходов" раздела 10 "Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" Территориальной схемы следует, что изменение региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами схемы потоков отходов, установленной территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Орловской области возможно по предварительному согласованию с Департаментом в случаях:
- технологических ограничений и сбоев работы объектов инфраструктуры по обращению с отходами, используемых для обеспечения сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов;
- форс-мажорных обстоятельств, обуславливающих невозможность соблюдения утвержденной схемы потоков отходов;
- отсутствия действующих и введенных в эксплуатацию объектов, предназначенных для обеспечения обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года N 1130 утверждены Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем (далее по тексту Правила).
Территориальная схема включает разделы, указанные в пункте 5 Правил, в том числе, схему потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов с графическим отображением (пункт "ж").
Раздел "Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" должен содержать графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, указанных в подпункте "а" пункта 10 настоящих Правил и расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, а также информацию о количестве образующихся и поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов (пункт 12 Правил).
Корректировка территориальных схем осуществляется путем внесения в нее изменений по мере необходимости.
Основаниями для корректировки территориальной схемы являются:
а) изменение условий реализации территориальной схемы, в том числе соответствующие изменения законодательства Российской Федерации, выявление новых источников образования отходов, мест накопления отходов, объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;
б) выявление способов оптимизации потоков с учетом действующих и вновь введенных объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;
в) ввод в эксплуатацию новых объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;
г) вывод из эксплуатации (ликвидация) объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
д) заключение соглашений между субъектами Российской Федерации по вопросам обращения с отходами (пункты 29, 30 Правил).
Перечень оснований для корректировки территориальной схемы и порядок внесения в нее изменений, исчерпывающим образом закреплены в пунктах 30, 31-34 Правил, их изменение и дополнение относится исключительно к компетенции федерального законодателя.
Как следует из содержания оспариваемого абзаца седьмого пункта 10.2 раздела 10 Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Орловской области, изменение схемы потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов возможно для регионального оператора по согласованию с Департаментом при наступлении случаев, носящих дополнительный характер по отношению к обстоятельствам, перечисленным в пункте 30 Правил.
Применение указанного нормативного правового положения осуществлена Департаментом путем издания приказа от 19 мая 2021 года N 253, в соответствии с которым, на основании письма регионального оператора ООО "УК "Зеленая Роща" в связи с технологическим ограничением деятельности по обработке твердых коммунальных отходов на объекте обработки - мусоросортировочном комплексе АО "ЭкоСити", являющегося оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и владельцем объекта обработки отходов, согласовано временное, на период до прекращения технологического ограничения деятельности по обработке ТКО, изменение схемы потока твердых коммунальных отходов, с направлением ТКО, собранных на территории Заводского района города Орла и прилегающих территориях Орловского района Орловской области, на мусоросортировочный комплекс ООО "Экоград".
Как установлено судам, сложившаяся на территории Орловской области правоприменительная практика оспариваемых норм свидетельствует о возможности изменения схемы потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов по иным, не предусмотренным в пункте 30 Правил, основаниям.
При этом, судом правильно отмечено, что оспариваемое положение не согласуется с общеправовым критерием определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, без чего недостижимо ее единообразное понимание и применение. В силу конституционного принципа справедливости, проявляющегося, в частности, в необходимости обеспечения баланса прав и обязанностей всех участников правового взаимодействия, установление таких оснований изменения схемы потоков отходов как "технологические ограничения и сбои работы объектов инфраструктуры по обращению с отходами", "форс-мажорные обстоятельства, обуславливающие невозможность соблюдения утвержденной схемы потоков отходов" при отсутствии надлежащего нормативно-правового регулирования свидетельствует о неопределенности правовой нормы.
С учетом изложенного и принимая во внимание разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации в пункте 25 постановления от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд обоснованно признал недействующим абзац седьмой пункта 10.2 раздела 10 Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Орловской области, поскольку нормативный правовой акт в оспариваемо части принят уполномоченным органом с превышением установленных законом полномочий, в нарушение положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, не согласуется с общеправовым критерием определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы.
Доводы административного ответчика о наличии у субъекта Российской Федерации полномочий самостоятельно определять основания для временного изменения схемы потоков отходов, о реализации компетенции субъекта в соответствии со статьей 6 Федерального закона N 89-ФЗ по предупреждению чрезвычайных ситуаций при осуществлении деятельности в области обращения с отходами, противоречат приведенным выше нормам федерального законодательства и не опровергают выводы судебных инстанций.
Доводы кассационной жалобы о том, что оспариваемый абзац 9 пункта 10.2 раздела 10 Территориальной схемы не подлежат проверке, поскольку ранее Обществом он оспаривался по тождественным основаниям, впоследствии общество отказалось от заявленных требований и отказ принят судом, были предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отклонены, поскольку, как установлено судами, поскольку в рассматриваемом случае абзац седьмой пункта 10.2 раздела 10 Территориальной схемы оспаривается по новым основаниям, что обеспечивает реализацию гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации права на судебную защиту прав и свобод и исключает прекращение производства по делу.
Признавая недействующим приказ Департамента от 19 мая 2021 года N 253, суды пришли к правильному выводу о том, что Департамент, корректируя Территориальную схему, действовал произвольно, поскольку наступление обстоятельств, с которыми законодатель в пункте 30 Правил N 1130 связывает возможность изменения Территориальной схемы, им не подтверждено.
Также судом верно отмечено, что то обстоятельство, что выявление способов оптимизации потоков (подпункт "б" пункта 30 Правил), является основанием для корректировки Территориальной схемы, не свидетельствует о правомерности издания оспариваемого приказа и соответствия оспариваемых норм законодательству, имеющему большую юридическую силу, поскольку доказательства отсутствия у административного истца права осуществлять сортировку отходов на объекте вследствие неисполнения им требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения не представлено.
Кроме того, судом установлено, что указанный приказ от 19 мая 2021 года принят без проведения процедуры, предусмотренной пунктами 31-34 Правил N 1130, не прошел предусмотренную региональным законодательством регистрацию, его официальное опубликование, в том числе с учетом требований к всеобщему и бесплатному доступу к Территориальной схеме, предусмотренных пунктом 6 статьи 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ, что в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является самостоятельным основаниям для признания указанного нормативного правового акта недействующим.
Доводы кассационной жалобы о том, что данный приказ от 19 мая 2021 года не обладает признаками нормативности, основан на неверном толковании норм закона.
Приказ от 19 мая 2021 года N 253 содержит нормативные предписания, направленные на изменение существующих правоотношений в сфере обращения с отходами ввиду изменения схемы потоков ТКО, такие нормативные предписания с учетом правовой природы Территориальной схемы обязательны для неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение, в связи с чем вывод суда о том, что названный приказ носит нормативный характер и подлежал изданию с соблюдением требований, изложенных в пунктах 31-34 Правил N 1130, а также требований к регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке, являются правильными.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Иное толкование заявителем кассационной жалобы положений законодательства, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Орловского областного суда от 13 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 сентября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.