Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Кривенкова О.В, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Алая Евгения Николаевича на решение Кировского районного суда города Саратова от 9 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 10 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Алая Евгения Николаевича к окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 17 по выборам депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва, участковой избирательной комиссии N 139 о признании недействительными и отмене итогов голосования.
Заслушав доклад судьи Кривенкова О.В, объяснения представителей административных ответчиков Гордиенко Т.Н. и Бочаровой Е.Е, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора четвертого отдела (кассационного) с дислокацией в городе Саратове апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ильина Ю.В, полагавшего, что кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Алай Е.Н, являясь кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы шестого созыва по Саратовскому одномандатному избирательному округу N 17, обратился в суд с административным иском, в котором с учетом уточнений просил признать недействительными и отменить итоги голосования на избирательном участке N 139 города Саратова, а также отменить решение окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 17 по выборам депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва от 20 сентября 2021 года N 13-01, возложив на окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа N 17 по выборам депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва обязанность принять новое решение по результатам голосования. Административный истец мотивировал свои требования тем, что при проведении выборов депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва в сентябре 2021 года ответчиками были допущены нарушения избирательного законодательства, которые повлияли на итоги голосования и исказили волеизъявление граждан. Так, решением окружной избирательной комиссии от 15 сентября 2021 года N 11-03 участковой избирательной комиссии N 139 было дополнительно выдано 936 бюллетеней для голосования на выборах депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва в связи с дополнительным списком военнослужащих, зарегистрированных в границах избирательного участка. Указывал, что в ходе проверки хода голосования выяснилось, что участковая избирательная комиссия N 139 выдает бюллетени для голосования военнослужащим, проходящим срочную военную службу на территории избирательного округа. По мнению административного истца, выдача бюллетеней для голосования на муниципальных выборах военнослужащим, проходящим срочную военную службу, не проживающим и не зарегистрированным на территории муниципального образования "Город Саратов" является незаконным и противоречит принципам избирательного законодательства.
Решением Кировского районного суда города Саратова от 9 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 10 марта 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной 25 июля 2022 года через суд первой инстанции, Алай Е.Н. просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В кассационной жалобе излагает доводы, аналогичные изложенным в административном иске и апелляционной жалобе. Кроме того, обращает внимание на то, что списки избирателей из числа военнослужащих в копиях не были приобщены к материалам административного дела, что, по мнению подателя жалобы, является существенным нарушением, которое с безусловностью влечет отмену вынесенных по делу судебных актов.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
В силу части 15 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Саратовской городской Думы от 25 июня 2021 года назначены выборы депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва на 19 сентября 2021 года.
Решением избирательной комиссии муниципального образования "Город Саратов" от 1 июля 2021 года N 01/8-44-214 сформирована окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа N 17 по выборам депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва.
На основании постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от 9 января 2013 года N 1 образована участковая избирательная комиссия N 139, определены границы участка: улица Артиллерийская, дом 2, улица им. Академика Навашина С.Г, дом 16 и дом 18.
Решением территориальной избирательной комиссии Кировского района города Саратова от 23 мая 2018 года N 01-09/400-р сформирована участковая избирательная комиссия N 139 со сроком полномочий пять лет (2018-2023 гг.)
19 сентября 2021 года состоялись выборы депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 17.
Итоги голосования на избирательном участке N 139 оформлены участковой избирательной комиссией протоколом об итогах голосования 19 сентября 2019 года в 22 часа 32 минуты.
Как следует из протокола участковой избирательной комиссии от 19 сентября 2021 года, число избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования - 636, число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией - 1 086, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, в том числе - 0. Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно в помещении окружной избирательной комиссии, - 0, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим в помещении для голосования в день голосования, - 384, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования, - 6, число погашенных избирательных бюллетеней - 696, число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования, - 6, число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования, - 384, число недействительных избирательных бюллетеней - 17, число действительных избирательных бюллетеней - 373, число утраченных избирательных бюллетеней - 0, число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении, - 0. Число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата: Алай Е.Н. - 73, Григоренко Д.В. - 48, Маслов А.В.- 226, Ряскова А.В. - 26. Сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоко, - 0.
Протокол подписан председателем участковой избирательной комиссии, заместителем председателя комиссии, секретарем комиссии и шестью членами комиссии из семи (один отсутствовал), то есть кворум имелся.
Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 17 по выборам депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва от 20 сентября 2021 года N 13-01 на основании протокола N 1 окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 17 о результатах выборов зарегистрированный кандидат Маслов А.В. признан избранным депутатом Саратовской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 17
Из материалов дела следует, что Алай Е.Н. также являлся зарегистрированным кандидатом и участвовал в выборах депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 17.
Отказывая в удовлетворении административного иска, районный суд, с которым согласился областной суд, исходил из того, что права и законные интересы Алай Е.Н. административными ответчиками не нарушены, поскольку нарушения избирательного законодательства, на которые ссылался административный истец, не привели к искажению воли избирателей, а равно не создали условий невозможности установления действительной воли избирателей.
С указанными выводами соглашается судебная коллегия по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона Саратовской области от 31 октября 2005 года N 107-ЗСО "О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области" сведения об избирателях-военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части.
Согласно пункту 4.15 постановления ЦИК России от 29 июля 2020 года N 262/1934-7 "О методических рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления" после установления итогов голосования на общем избирательном участке командир воинской части обязан принять по акту и обеспечить хранение книги списка избирателей, содержащей сведения об избирателях, представленные командиром части, а на избирательном участке, образованном в пределах расположения воинской части, - всего списка избирателей. Список избирателей (книга списка избирателей) хранится в воинской части не менее одного года со дня официального опубликования результатов выборов, после чего уничтожается по акту, который передается в соответствующую территориальную избирательную комиссию.
Судами установлено, что по решению окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 17 по выборам депутатов Саратовской городской думы шестого созыва от 8 сентября 2021 года N 10-01 утверждено количество бюллетеней для голосования на выборах депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва, передачу бюллетеней для голосования на выборах участковым избирательным комиссиям постановлено осуществить 15 сентября 2021 года по адресу: г. Саратов, ул. Большая Казачья, д. 14, каб. 20.
В частности участковой избирательной комиссии избирательного участка N 139 было передано 150 бюллетеней.
В соответствии с постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 9 января 2013 года N 1 "Об образовании избирательных участков, участков референдума на территории муниципального образования "Город Саратов" для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума" (в редакции от 16 июня 2021 года) на территории избирательного участка N 139 расположена войсковая часть 42984 (улица Артиллерийская, дом 2), а также несколько домов по улице им. Академика Навашина С.Г, а именно дом 16 и дом 18.
На основании решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 17 по выборам депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва от 15 сентября 2021 года N 11-03 участковой избирательной комиссии N 139 было выдано дополнительное количество бюллетеней в количестве 936 штук в связи с дополнительным списком военнослужащих, зарегистрированных в границах избирательного участка N 139.
Таким образом, на избирательном участке N 139 для организации голосования на выборах депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва находилось два списка избирателей. Один содержал данные по избирателям-военнослужащим, второй - по гражданским избирателям.
Согласно акту передачи списков избирателей по выборам депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва от 7 сентября 2021 года список гражданских избирателей содержал данные на 175 человек.
Акт передачи списка по избирателям-военнослужащим указывает на 459 человек, списки избирателей из числа военнослужащих были переданы командиром войсковой части N 42984 председателю участковой избирательной комиссии избирательного участка N 139.
Из списков избирателей следует, что в них включены 634 избирателя, зарегистрированных по адресу: город Саратов, улица Артиллерийская, дом 2.
По информации УМВД России по городу Саратову от 27 октября 2021 года N при войсковой части N 42984 по адресу: город Саратов, улица Артиллерийская, дом 2 по состоянию на 21 октября 2021 года зарегистрированы военнослужащие и члены их семей в количестве 759 человек.
При рассмотрении дела судом обозревались предоставленные войсковой частью N 42984 списки избирателей-военнослужащих и членов их семей. В ходе судебного разбирательства судом апелляционной инстанции были исследованы списки избирателей избирательного участка N 139, согласно которым все избиратели были зарегистрированы на территории войсковой части N 42984 по адресу: город Саратов, улица Артиллерийская, дом 2. При этом военнослужащих, проходящих службу по призыву, в данных списках не имелось.
Судами отмечено, что действующим законодательством не предусмотрено утверждение списков избирателей избирательными комиссиями, списки избирателей, зарегистрированных на территории войсковой части N 42984, в избирательную комиссию города не направлялись и там не хранились.
Таким образом, довод административного истца о наличии нарушений избирательного процесса на избирательном участке N 139 при подготовке и проведении выборов проверен и опровергнут судом апелляционной инстанции как необоснованный и не подтвержденный допустимыми доказательствами.
Как указано в пункте 1.2 статьи 77 Федерального закона N 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования в случае: нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума; других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в постановлении от 22 апреля 2013 года N 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.
Вместе с тем, судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Согласно абзацу второму части 1 статьи 10 Закона Саратовской области от 31 октября 2005 года N 107-ЗСО "О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области" сведения об избирателях-военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части.
Таким образом, для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие доказательств таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.
Участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума (пункт 1 статьи 67 Федерального закона N 67-ФЗ).
В пункте 27 статьи 68 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что, если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса.
В ходе рассмотрения административного дела судами установлено, что протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу N 17 избирательного участка N 139 подписан 19 сентября 2021 года в 22 часа 38 минут всеми членами комиссии с правом решающего голоса, оснований для признания его недействительным не имеется.
Кроме того, особых мнений от членов участковой комиссии, а также заявлений, жалоб относительно процедуры подсчета голосов избирателей в участковую избирательную комиссию не поступало.
Данный протокол подписан лицами, наделенными таким правом в соответствии с действующим законодательством, доказательств того, что в содержание протокола вносились заведомо ложные сведения, в материалах дела не имеется, расхождений в количестве выданных и имеющихся при подсчете избирательных бюллетеней также не выявлено.
Соответственно, оснований для отмены итогов голосования на избирательном участке N 139 города Саратова не выявлено и судами не установлено.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебной защите подлежит лишь нарушенное право.
Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что избиратели, зарегистрированные на избирательном участке N 139, имели право голосовать на выборах депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва; избирательный участок N 139 отнесен к территории Кировского района города Саратова; избиратели, зарегистрированные в пределах войсковой части N 42984, обладали активным избирательным правом на территории Кировского района города Саратова, нарушений прав и законных интересов административного истца в ходе судебного разбирательства не установлено.
Вопреки доводам жалобы, списки избирателей избирательного участка N 139, зарегистрированных на территории войсковой части N 42984, содержат персональные данные, обозревались в судебных заседаниях и не могли быть приобщены к материалам дела.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, все юридически значимые обстоятельства определены верно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых по делу судебных актов, не содержат и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки нижестоящих судов, и выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений суда не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда города Саратова от 9 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 10 марта 2022года оставить без изменения, кассационную жалобу Алая Евгения Николаевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 28 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.