Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Кривенкова О.В, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шубина Владимира Михайловича на решение Новомосковского районного суда Тульской области от 22 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 26 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к Шубину Владимиру Михайловичу о взыскании недоимки по транспортному налогу, пеней.
Заслушав доклад судьи Кривенкова О.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области (далее - УФНС России по Тульской области, Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило взыскать с Шубина В.М. недоимку по транспортному налогу за 2019 год в размере 155 304 рублей, пени в размере 352 рублей 2 копеек. В обоснование административного иска Управление указало, что Шубин В.М является плательщиком транспортного налога, налогоплательщику в связи с его неуплатой направлялось налоговое уведомление, выставлено требования об уплате задолженности, требование не исполнено, недоимка по налогу и задолженность по пеням не погашена, вынесенный по заявлению Управления судебный приказ о взыскании задолженности по обязательным платежам отменен в связи с возражениями должника относительно его исполнения.
Решением Новомосковского районного суда Тульской области от 22 декабря 2021 года административное исковое заявление удовлетворено. С Шубина В.М. в пользу УФНС России по Тульской области взыскана задолженность по уплате транспортного налога за 2019 год по сроку уплаты 1 декабря 2020 года в размере 155 304 рублей, пени за период со 2 декабря 2020 года по 17 декабря 2020 года в размере 352 рублей 2 копеек, всего в размере 155 656 рублей 2 копеек. Кроме того, с Шубина В.М. в бюджет муниципального образования город Новомосковск Тульской области взыскана государственная пошлина в размере 4 313 рублей 12 копеек.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 26 апреля 2022 года решение суда изменено в части размера взысканной недоимки за 2019 год до 149 576 рублей, в части размера взысканной государственной пошлины до 4 199 рублей. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной 28 июля 2022 года через суд первой инстанции, Шубин В.М. просит отменить судебные акты и прекратить производство по административному делу. Указывает, что транспортные средства были приобретены для осуществления предпринимательской деятельности, однако в настоящее время часть из них утилизирована, остальная часть им не используется. Полагает, что подпункт 1 пункта 1 статьи 359 и положения пункта 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации не соответствуют положениям статей 19, 55 Конституции Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
В статье 358 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливаются объекты налогообложения, которыми признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации
Налоговым периодом признается календарный год (статья 360 указанного Кодекса).
В соответствии со статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог относится к региональным налогам, в силу пункта 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
Ставки транспортного налога в Тульской области, порядок и сроки его уплаты установлены Законом Тульской области от 28 ноября 2002 года N 343-ЗТО "О транспортном налоге" в соответствующей редакции.
Согласно статье 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации; сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом в соответствии с пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено данной статьей и главами 25 и 26.1 указанного Кодекса. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как установлено судами при рассмотрении административного дела, в 2019 году Шубин В.М. являлся обладателем транспортных средств: КАМАЗ35511 с государственным регистрационным знаком N, мощность двигателя 210 лошадиных сил; МАЗ-3551600 с государственным регистрационным знаком N, мощность двигателя 240 лошадиных сил; погрузчик фронтальный АМКОДОР N, мощность двигателя 123 лошадиных сил; ЗИЛ-45085 с государственным регистрационным знаком N, мощность двигателя 150 лошадиных сил; МАЗ5516 с государственным регистрационным знаком N, мощность двигателя лошадиных сил; VOLVO VNL64Т с государственным регистрационным знаком N, мощность двигателя 465 лошадиных сил; МАЗ-5516 с государственным регистрационным знаком N, мощность двигателя 330 лошадиных сил; КамАЗ 355102С с государственным регистрационным знаком N, мощность двигателя 240 лошадиных сил; ВТЗ-30СШ с государственным регистрационным знаком N, мощность двигателя 30 лошадиных сил; VOLKSWAGEN 7НС TRANSPORTER c государственным регистрационным знаком N, мощность двигателя 131 лошадиных сил, а, следовательно, являлся плательщиком транспортного налога.
За 2019 год налоговым органом Шубину В.М. исчислен транспортный налог в размере 155 304 рублей, о чем ему направлено налоговое уведомление N от 3 августа 2020 года.
В связи с неуплатой транспортного налога налогоплательщику выставлено требование N по состоянию на 18 декабря 2019 года об уплате транспортного налога в сумме 155 304 рублей, а также пеней в размере 352 рублей 2 копеек со сроком уплаты до 19 января 2021 года.
Мировым судьей судебного участка N 32 Новомосковского судебного района Тульской области по заявлению Управления 15 февраля 2021 года вынесен судебный приказ о взыскании с Шубина В.М. задолженности по транспортному налогу, который определением мирового судьи от 11 мая 2021 года отменен в связи с возражениями должника относительно его исполнения. В городской суд Управление обратилось 2 ноября 2021 года.
Разрешая спор, городской суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что суммы транспортного налога исчислены правильно, налог административным ответчиком своевременно не уплачен, пени начислены обоснованно, порядок взыскания обязательных платежей и срок на обращение в суд соблюдены.
Изменяя решение суда в части размера недоимки по транспортному налогу и государственной пошлины, областной суд правомерно исходил из того, что административным ответчиком сумма в размере 5 728 рублей за 2019 год оплачена, о чем представлен чек от 25 января 2021 года.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П).
При принудительном взыскании сумм налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Срок исполнения требования N установлен до 19 января 2021 года, судебный приказ мировым судьей вынесен 15 февраля 2021 года, что свидетельствует о соблюдении срока, предусмотренного частью 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку судебный приказ отменен 11 мая 2021 года, а в городской суд Управление обратилось 2 ноября 2021 года, установленный частью 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок не пропущен.
Размер налоговой базы, применение налоговых ставок, исчисления налогов было произведено налоговым органом в соответствии с положениями главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Тульской области от 28 ноября 2002 года N 343-ЗТО "О транспортном налоге". Иного расчета административным ответчиком не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, проверка соответствия положений Налогового кодекса Российской Федерации Конституции Российской Федерации не входит в полномочия кассационного суда общей юрисдикции.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, все юридически значимые обстоятельства определены верно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба, каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых по делу судебных постановлений, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
В остальном доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика в суде апелляционной инстанции, они были предметом рассмотрения суда, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность судебных актов, постановленных в соответствии с законом, не влияют.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Новомосковского районного суда Тульской области от 22 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 26 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шубина Владимира Михайловича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 27 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.