Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Котовой Н.Н. на решение Московского областного суда от 13 мая 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Попова Д.Г о признании недействующим с даты принятия постановления Правительства Московской области от 2 октября 2018 года N 690/34 "Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области" с приложением.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, объяснения представителя Правительства Московской области Перьминовой А.М, представителя комитета по ценам и тарифам Московской области Усовой М.Г, представителя министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области Петуховой А.В, представителя ООО "Экопромсервис", ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" Докукина С.Ю, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение старшего прокурора четвертого отдела (кассационного) с дислокацией в городе Саратове апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Жаднова С.В, полагавшего кассационную жалобу неподлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Попов Д.Г. обратился в суд с названным административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим с даты принятия постановление Правительства Московской области от 2 октября 2018 года N 690/34 "Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области" с приложением.
В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемое постановление принято с нарушением нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, и нарушают его права и законные интересы. В результате принятия оспариваемого постановления единый тариф на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области необоснованно завышен.
Решением Московского областного суда от 13 мая 2019 года в удовлетворении административного иска отказано. В апелляционном порядке решение суда обжаловано не было и вступило в законную силу.
В кассационной жалобе, поданной Котовой Н.Н. в Первый кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции от 13 мая 2019 года как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы выражает несогласие с выводами суда, указывает, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует действующему законодательству, принят с нарушением порядка его принятия, нарушает права и законные интересы заявителя.
Правительством Московской области, комитетом по ценам и тарифам Московской области, ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск", ООО "Экопромсервис" на кассационную жалобу поданы письменные возражения.
Иные лица, участвующие по делу, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы в суд кассационной инстанции не представили, не возражали относительно рассмотрения кассационной жалобы без их участия.
С учетом части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судом норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебного акта в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно положениям части 7, пункта 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются; выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Московской области, не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания его недействующим.
Оснований не согласиться с выводами суда оснований не имеется.
Постановлением Правительства Московской области от 2 октября 2018 года N 690/34 "Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области" утверждены предельные единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области на 2019 год.
В соответствии с частью 1 статьи 24.9 Федерального закона от 24 июня 1998года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 7.1 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта, Российской Федерации, относится установление тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом "г" части 1 статьи 12 Закона Московской области от 8 ноября 2001 года N 171/2001-ОЗ "Об отходах производства и потребления в Московской области" установлено, что утверждение предельных тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами относится к полномочиям Правительства Московской области.
Согласно пункту 9 Перечня услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется Правительством Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 1 сентября 2011 года N 938/35 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) в Московской области" на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на первый год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами государственное регулирование цен осуществляется Правительством Московской области.
Частями 1, 4 статьи 24.8 Федерального закона от 24 июня 1998года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесено, в том числе оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором. Регулированию подлежит предельный тариф в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в частности единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.
Оспариваемое постановление N 690/34 официально опубликовано на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru 3 октября 2018 года, в газете "Ежедневные новости. Подмосковье", N 194 16 октября 2018 года.
Государственное регулирование цен (тарифов) в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными расходами", а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 года N 163 8/16.
Судом установлено, что постановление N 690/34 принято в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 22 декабря 2016 года N 984/47 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Московской области", распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 20 марта 2018года N 104-РМ "Об утверждении документации об отборе региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области", заявками на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области, протоколами о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области от 19 сентября 2018 года.
Единые тарифы на услугу региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами установлены на первый год действия соглашения об организации деятельности по обращению с отходами в соответствии с пунктом 94 Методических указаний исходя из величины необходимой валовой выручки, определенной в конкурсной заявке регионального оператора, тарифов и объемов твердых коммунальных отходов, определенных в составе конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 94 Методических указаний единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на первый год действия соглашения об организации деятельности по обращению с отходами устанавливаются по формуле, содержащейся в Методических рекомендациях.
Собственные расходы региональных операторов определены в конкурсной заявке, тарифы операторов по обращению с ТКО, масса отходов, учтенная при установлении тарифов в 2019 году и масса отходов, транспортирование которых будет осуществлялось региональным оператором в 2019 году, определены в составе конкурсной документации.
Предельные единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами установлены по 7 зонам деятельности региональных операторов.
При установленных судом фактических обстоятельствах дела судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами областного суда о соответствии оспариваемого постановления нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, о соблюдении порядка его принятия, поскольку такие выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении закона, подлежащего применению при рассмотрении настоящего дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы нарушений судом норм материального или процессуального права не допущено.
Соблюдение порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта проверено судом, нарушений не установлено, в связи с чем доводы Котовой Н.Н. о нарушении порядка принятия оспариваемого постановления отклоняются судебной коллегией как не нашедшие своего подтверждения.
Утверждение заявителя жалобы о превышении предусмотренного статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничения повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в рамках предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой платы за коммунальные услуги является несостоятельным, поскольку оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором в 2019 году являлось новым видом регулируемой деятельности и новой коммунальной услугой.
Ссылка заявителя жалобы на необходимость оценки оспариваемого постановления на предмет соответствия законодательству, действовавшему в 2021 году, не основана на нормах закона. Проверка нормативного правового акта, принятого в 2019 году и распространявшего свое действие исключительно на правоотношения, существовавшие в 2019 году, не может быть осуществлена на предмет соответствия законодательству будущих периодов.
Доводы Котовой Н.Н. об экономической необоснованности установленных оспариваемым постановлением тарифов на услуги региональных операторов фактически сводятся к несогласию с их размером и не содержат конкретных указаний на допущенные нарушения или экономическую необоснованность включенных в необходимую валовую выручку региональных операторов затрат.
Доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, которые опровергали бы выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, выводы, изложенные в судебном акте, мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися доказательствами, которым дана оценка в соответствии со статей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Московского областного суда от 13 мая 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Котовой Н.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 23 сентября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.