Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Курдюковой Н.А, судей Рыжова В.М, Шабановой О.Н, с участием прокурора Вялковой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3561/2021 по иску ГУ МЧС России по Воронежской области к Якунину Игорю Александровичу, Якуниной Ларисе Николаевне о выселении из служебного помещения без предоставления другого жилого помещения
по кассационной жалобе ГУ МЧС России по Воронежской области на решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 13 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 22 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Рыжова В.М, объяснения представителя ГУ МЧС России по Воронежской области Исаковой Н.Н, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Якунина И.А. - адвоката Иващенко М.А, возражавшей против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Вялковой Т.А, полагавшей об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
ГУ МЧС России по Воронежской области обратилось с иском к Якунину И.А, Якуниной Л.Н. о выселении их из служебного жилого помещения, ссылаясь на то, что данное помещение является собственностью Российской Федерации, было передано истцу в оперативное управление, ответчику Якунину И.А. предоставлено на основании договора найма служебного жилого помещения и не освобождено по окончании службы и прекращении действия договора найма до настоящего времени.
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 13 октября 2021 г. указанное исковое заявление в части требований к ответчику Якуниной Л.Н. оставлено без рассмотрения по основанию, указанному в абзаце втором статьи 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 13 октября 2021 г. в удовлетворении иска ГУ МЧС России по Воронежской области к Якунину И.А. о выселении из служебного помещения без предоставления другого жилого помещения отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 22 марта 2022 г. решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 13 октября 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУ МЧС России по Воронежской области ставит вопрос об отмене обжалуемых судебных актов, указывая на нарушение судом норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Полагает, что после ликвидации ФГКУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по Воронежской области" правопреемство истца ограничено передачей прав на имущество, отражает волю собственника имущества ликвидированных учреждений по вопросам распоряжения таким имуществом и не имеет места в отношении передачи прав и обязанностей по договорам найма служебных жилых помещений. Считает, что Якунин И.А, уволенный в 2016 г. со службы в ФПС по достижении предельного возраста нахождения на службе, должен был освободить спорное жилое помещение, имеющее статус служебного. Условие договора найма служебного жилого помещения о действии данного договора до сохранения права нанимателя и членов его семьи на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является ничтожным.
Проверив законность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, обсудив письменные возражения Якунина И.А, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что квартира "адрес", находится в собственности Российской Федерации, передана в оперативное управление ГУ МЧС России по Воронежской области на основании соответствующего распоряжения Территориального управления Росимущества в Воронежской области, имеет статус служебной, что явствует из сообщения ЕГРН.
1 июля 2013 г. с Якуниным И.А, принятым на учет нуждающихся в жилом помещении, ФГКУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по Воронежской области" был заключен договор найма вышеуказанного служебного жилья. Совместно с ним в жилое помещение в качестве члена семьи вселена жена Якунина Л.Н. Данный договор заключен на срок с 1 июля 2013 г. и на период прохождения службы.
Вместе с тем, дополнительным соглашением N 2 от 15 января 2018 г. к указанному договору был установлен срок использования жилого помещения: до сохранения права нанимателя и его членов семьи на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения. Указанному дополнительному соглашению предшествовало поручение Министра МЧС России, данное по результатам личного приема граждан от 24 июня 2016 г. и заключено оно было на основании решения единой комиссии ГУ МЧС России Воронежской области от 9 декабря 2016 г. (протокол N 7).
При этом до заключения дополнительного соглашения Якунин И.А. был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения на основании заседания комиссии ГУ МЧС России по Воронежской области с 20 августа 2015 г, доказательства предоставления ему социальной выплаты отсутствуют, а 18 февраля 2016 г. контракт о прохождении службы с Якуниным И.А. расторгнут, он уволен со службы в ФПС по достижении предельного возраста нахождения на службе согласно Федеральному закону N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 35, 93, 100. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 1, 8 Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п.п. 3, 15 Правил предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 217, пришел к выводу о том, что по общему правилу увольнение со службы служит основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Приняв во внимание факт увольнения Якунина И.А. в 2016 г. и наличие заключенного после увольнения дополнительного соглашения от 15 января 2018 г, определившего срок использования служебного жилого помещения событием, которое не наступило, и возможность его наступления не утрачена, суд посчитал иск преждевременным и не подлежащим удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, в том числе, о правомочиях ГУ МЧС России по Воронежской области как правопреемника ФГКУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по Воронежской области" по предоставлению жилых помещений в пользование, и не нашел оснований для признания дополнительного соглашения к договору найма служебного жилого помещения ничтожным.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции принял во внимание осведомленность жилищной комиссии на момент заключения дополнительного соглашения о том, что соглашение заключается с уволенным работником в связи с отсутствием у него жилого помещения для постоянного проживания.
Оснований ставить под сомнение выводы судов первой и апелляционной инстанций не усматривается, поскольку они сделаны по итогам оценки материалов дела при всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения.
В соответствии со статьей 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Частью 1 статьи 102 ЖК РФ установлено, что договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим кодексом основаниям.
Как указано в части 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
В соответствии с частью 3 статьи 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной инспекции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 данного закона).
Пунктом 4 статьи 8 указанного федерального закона предусмотрено, что категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 217 утверждены Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.
Пунктом 15 Правил установлено, что истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.
По делу бесспорно установлено, что на основании дополнительного соглашения к договору найма служебного жилого помещения срок использования данного помещения Якуниным И.А, который уволен на момент заключения соглашения, продлен и обозначен моментом получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы, в том числе, в части недействительности условия дополнительного соглашения о продлении срока использования служебного жилья, проверялись судом апелляционной инстанции и обоснованно отвергнуты по мотивам, изложенным в апелляционном определении.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
С учетом изложенного, судебная коллегия суда кассационной инстанции приходит к выводу, что доводы заявителя кассационной жалобы по настоящему делу не подтверждают нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 13 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 22 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ МЧС России по Воронежской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.