Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю., рассмотрев жалобу начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкого автономному округу в Надымском районе "данные изъяты". на вступившие в законную силу постановление судьи Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 января 2022 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МОУ "Гимназия г. Надыма" Коробец Валентины Анатольевны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 января 2022 года, оставленным без изменения решением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 марта 2022 года, директор МОУ "Гимназия г. Надыма" Коробец В.А. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкого автономному округу в Надымском районе "данные изъяты". ставит вопрос об отмене судебных актов и переквалификации вменяемого деяния, приводя доводы о незаконности.
Директор МОУ "Гимназия г. Надыма" Коробец В.А, уведомленная в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче указанной жалобы, представила возражения на жалобу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на должностных лиц от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 с. 6.3 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N52-ФЗ) под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона N52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п.2 ст. 50 настоящего Федерального закона (ч. 1, 3 ст. 29 Федерального закона N 52-ФЗ).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" коронавирусная инфекция (2019-nCoV) относится к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих.
Постановлением Губернатора ЯНАО от 16 марта 2020 года N 29-ПГ "О введении режима повышенной готовности" в связи с угрозой распространения в Ямало-Ненецком автономном округе новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" постановлено ввести на территории Ямало-Ненецкого автономного округа режим повышенной готовности.
Согласно п. 2.3 СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 г. N 16 (далее - СП 3.1/2.4.3598-20) в организации должны проводиться противоэпидемические мероприятия, включающие: уборку всех помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств и очисткой вентиляционных решеток (далее - генеральная уборка) непосредственно перед началом функционирования организации; обеспечение условий для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков при входе в организацию, помещения для приема пищи, санитарные узлы и туалетные комнаты; ежедневную влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств с обработкой всех контактных поверхностей; генеральную уборку не реже одного раза в неделю; обеспечение постоянного наличия в санитарных узлах для детей и сотрудников мыла, а также кожных антисептиков для обработки рук; регулярное обеззараживание воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха и проветривание помещений в соответствии с графиком учебного, тренировочного, иных организационных процессов и режима работы организаций.
Для проведения дезинфекции должны использоваться дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях, в соответствии с инструкцией по их применению (п. 2.5 СП 3.1/2.4.3598-20), что также предусмотрено п. 2.11.6 СП 2.4.3648-20.
Материалами дела установлено, что в ходе надзорных мероприятий, проведенных Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЯНАО в период с 06 декабря по 17 декабря 2021 г. в отношении МБУ "Гимназия г. Надыма" по адресу: ЯНАО, г. Надым, набережная имени Оруджева С.А, 13-2, директором которого является Коробец В.А, выявлены нарушения вышеуказанного законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося в нарушении действующих санитарных правил, невыполнении противоэпидемических мероприятий, при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих (новой коронавирусной инфекции (COVID-19)), а именно: в нарушение п. 2.3 СП 3.1/2.4.3598-20, в служебном туалете на 2 этаже отсутствовал кожный антисептик для обработки рук, отсутствовало оборудование для регулярного обеззараживания воздуха в помещении спортивного зала; в нарушение п. 2.11.6 СП 2.4.3648-20 в исследованной пробе дезинфицирующего раствора "Део хлор", отобранной 07 декабря 2021 года в санитарной комнате МОУ "Гимназия г. Надыма", процентное содержание активного хлора составило 0, 085% (протокол испытаний от 14.12.2021 N 12753), что не соответствует требованиям к инструкции по применению дезинфицирующего средства для обработки санитарно-технического оборудования в помещениях (по инструкции необходимо использовать раствор с содержанием активного хлора 0, 03%) и не позволяет качественно произвести обработку санитарно-технического оборудования с применением дезинфицирующего средства).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Коробец В.А. протокола об административном правонарушении от 23 декабря 2021 года N308, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Привлекая Коробец В.А. к административной ответственности мировой судья переквалифицировал её действия с ч. 2 ст. 6.3 на ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив административный штраф в размере санкции указанной нормы. Судья суда округа оставил постановление судьи городского суда без изменения.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 названного кодекса.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 г. N 417 (далее - Правила).
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии МОУ "Гимназия г. Надыма" Коробец В.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В то же время, на момент рассмотрения настоящей жалобы на вступившие в законную силу постановление, решение по делу об административном правонарушении Постановление Губернатора ЯНАО от 16 марта 2020 года N 29-ПГ "О введении режима повышенной готовности" утратило силу с 11 июля 2022 года в связи с изданием связи с изданием постановления Губернатора ЯНАО от 11.07.2022 N 106-ПГ.
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Вместе с тем вынесенное по настоящему делу постановление судьи исполнено, наложенный административный штраф должностным лицом Коробец В.А. уплачен, что подтверждено чеком по операции Сбербанк Онлайн от 01 апреля 2022 года (л.д.113).
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу только в случае, если постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Порядок рассмотрения жалоб на вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов установлен ст. ст. 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Согласно ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Эта норма корреспондирует требованиям ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции Российской Федерации, из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Принимая во внимание изложенное, возможность отмены вступивших в законную силу судебных актов по доводам жалобы должностного лица исключена, поскольку это повлекло бы ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты отменены быть не могут.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 января 2022 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МОУ "Гимназия г. Надыма" Коробец Валентины Анатольевны оставить без изменения, жалобу начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкого автономному округу в Надымском районе "данные изъяты" - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.