Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сапрыгиной Л.Ю, судей Ладейщиковой М.В, Зариповой Ю.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тюменской области (далее - Управление Росреестра по Тюменской области, Управление) на решение Центрального районного суда города Тюмени от 22 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 16 марта 2022 года по административному делу N2а-6848/2021 по административному иску Гафурова Абдуллы Абдулжалиловича о признании незаконной государственной регистрации права собственности на земельный участок, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Ладейщиковой М.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Гафуров А.А. обратился в суд с административными исковыми требованиями о признании незаконной государственной регистрации права собственности Сырьева Дмитрия Геннадьевича на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" с адресным описанием: "данные изъяты", с записью в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) от 19 октября 2020 года за номером "данные изъяты"; возложении обязанности на Управление Росреестра по Тюменской области устранить допущенное нарушение прав.
Обосновывая заявленные требования, административный истец указывает на проведение государственной регистрации права собственности на основании документов, содержащих недостоверные сведения, поскольку отсутствовала подпись от его имени в договоре купли-продажи от 07 октября 2020 года и имелись различия в адресах его регистрации по месту жительства в договоре на приобретение земельного участка и договоре от 07 октября 2020 года.
Решением Центрального районного суда города Тюмени от 25 января 2021 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 31 мая 2021 года решение суда от 25 января 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Центрального районного суда города Тюмени от 22 ноября 2021 года признаны незаконными действия по государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" с адресным описанием: "данные изъяты"
Возложена обязанность на Управление Росреестра России по Тюменской области повторно рассмотреть заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 07 октября 2020 года NМFС-0063/2020-89124-1 и N МFС-0063/2020-89124-2.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 16 марта 2022 года решение суда от 22 ноября 2021 года изменено, исключено из резолютивной части указание о возложении обязанности на Управление о повторном рассмотрении заявлений, в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В направленной 06 июня 2022 года кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит постановленные решение суда от 22 ноября 2021 года и апелляционное определение от 16 марта 2022 года отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, указывая, что при проведении правовой экспертизы документов представленные договор купли-продажи и передаточный акт от 07 октября 2020 года соответствовали требованиям закона, в том числе, содержали подписи сторон, в связи с чем выводы судом нижестоящих инстанций об отсутствии в договоре купли-продажи подписи от имени Гафурова А.А. не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу такие нарушения судами нижестоящих инстанций допущены.
Таким образом, решение о государственной регистрации, приостановлении государственной регистрации или отказе в государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором прав самостоятельно по результатам правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов.
Как установлено судами, 07 октября 2020 года в Управление Росреестра по Тюменской области обратились Гафуров А.А. и Сырьев Д.Г. с заявлениями о государственной регистрации прав в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", приложив договор купли-продажи земельного участка и передаточный акт от 07 октября 2020 года.
Представленный договор купли-продажи земельного участка заключен между Гафуровым А.А. (продавец) и Сырьевым Д.Г. (покупатель), по которому продавец передает в собственность покупателя земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" по цене 4 250 000 рублей.
После текста договора в графе "Продавец" имеется рукописная запись "Гафуров Абдулла Абдулжалилович".
19 октября 2020 года в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" внесена запись в ЕГРН о праве собственности Сырьева Д.Г. и погашена запись о праве собственности Гафурова А.А.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, исходя из того, что подпись в договоре купли-продажи недвижимости является обязательным реквизитом, в представленном в Управление Росреестра по Тюменской области договоре купли-продажи от 07 октября 2020 года данный реквизит отсутствовал, пришел к выводу о несоблюдении формы документа, представленного для государственной регистрации прав, административному ответчику надлежало приостановить государственную регистрацию, однако этого сделано не было, в связи с чем действия по государственной регистрации перехода прав не основаны на законе.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам областного суда позицию суда первой инстанции поддержала.
Однако с доводами судов нижестоящих инстанций согласиться нельзя, так как они основаны на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В силу пункта 1 статьи 14 Закона N218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
На основании подпункта 1 пункта 4 статьи 29 Закона N218-ФЗ государственный регистратор принимает решение о государственной регистрации прав по результатам правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов при отсутствии предусмотренных законом о регистрации оснований для отказа в государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственной регистрации прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (пункт 1 статьи 21 Федерального закона N218-ФЗ).
В статье 26 Федерального закона N218-ФЗ приведен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, в частности, согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 26 названного закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Суды, делая вывод на основании пункта 1 статьи 26 Федерального закона N218-ФЗ о необходимости приостановления государственной регистрации прав в связи с отсутствием в договоре купли-продажи от 07 октября 2020 года подписи от имени Гафурова А.А. (продавца), то есть несоответствия формы документа требованиям законодательства Российской Федерации, и, соответственно, о неправомерности действий административного ответчика по государственной регистрации перехода права собственности на спорное имущество, не учли следующее.
Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами (пункт 1 статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу пункта 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа (в том числе электронного), подписанного сторонами, или обмена письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными в соответствии с правилами абзаца второго пункта 1 статьи 160 настоящего Кодекса.
В силу статьи 550 Гражданского кодекса Российской Федерации договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 432 ГК РФ).
В представленном на регистрацию договоре купли-продажи от 07 октября 2020 года в разделе "Подписи сторон" в графе "продавец" внесены полные фамилия, имя и отчество Гафурова А.А, но без проставления личной подписи в виде уникальной совокупности символов, написанных от руки, с применением определенных оформительных приемов.
Однако, действующее законодательство не запрещает вместо личной подписи проставить фамилию и имя для подтверждения факта подписания документа, что имело место в настоящем случае, то есть рукописный текст с данными Гафурова А.А. в договоре фактически представлял собой подпись документа.
Обязательность для каждого гражданина, помимо своих фамилии, имени и отчества, придумывать уникальную личную подпись законом не установлена, то есть такая подпись у конкретного лица может вообще отсутствовать.
На основе вышеизложенного, представленный на регистрацию договор купли-продажи был составлен в виде одного документа, подписанного сторонами, недействительным на момент предъявления признан не был, в связи с чем у Управления отсутствовали основания для приостановления регистрации прав.
Принимая во внимание, что допущенная судом первой и апелляционной инстанции нарушения ошибка в применении норм материального права повлекла за собой принятие неправильных судебных актов, судебная коллегия в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает необходимым отменить обжалуемые судебные постановления и принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Тюмени от 22 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 16 марта 2022 года отменить.
Принять новое решение по делу об отказе Гафурову Абдулле Абдулжалиловичу в удовлетворении административного иска.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме принято 05 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.