Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сапрыгиной Л.Ю, судей Ладейщиковой М.В, Зариповой Ю.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N17 по Челябинской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 16 марта 2022 года по административному делу N2а-3943/2021 по административному иску Рабина Павла Беньяминовича к Управлению Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее - УФНС России по Челябинской области), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N17 по Челябинской области (далее - Инспекция) о признании незаконными решения и уведомления, возложении обязанности по перерасчету земельного налога.
Заслушав доклад судьи Ладейщиковой М.В, объяснения представителя Инспекции и УФНС России по Челябинской области - Волегова В.И, поддержавшего доводы кассационной жалобы; представителя Рабина П.Б. - Смирновой О.В, просившей оставить апелляционное определение без изменения, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Инспекцией сформировано налоговое уведомление от 03 августа 2020 года, которым налогоплательщику Рабину П.Б. предложено в установленный срок уплатить земельный налог за 2019 год в размере 251 850 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расчет налога произведен по налоговой ставке 0, 30% с повышающим коэффициентом 4.
На основании решения УФНС России по Челябинской области от 09 февраля 2021 года отказано в удовлетворении жалобы Рабина П.Б. о неправомерном применении повышающего коэффициента 4 при расчете земельного налога в отношении принадлежащего ему земельного участка с видом разрешенного использования "под малоэтажное жилищное строительство", поскольку положениями Классификатора видов разрешенного использования земельных участков спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования "малоэтажная многоквартирная застройка", что предусматривает применение повышающего коэффициента при расчете земельного налога, установленного пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Рабин П.Б. обратился с уточненным в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением о признании незаконными решения УФНС России по Челябинской области от 09 февраля 2021 года, действий Инспекции по направлению налогового уведомления от 03 августа 2020 года и начислению земельного налога в размере 251 850 рублей, возложении обязанности на Инспекцию произвести перерасчет земельного налога без применения повышающего коэффициента.
Обосновывая заявленные требования, административный истец указал, что вид разрешенного использования "малоэтажная многоквартирная жилая застройка" в отношении принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного в районе пруда "Пресная плотина" в Ленинском районе города Магнитогорска, на основании приказа Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 года не применяется. В данном случае, необходимо руководствоваться Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, по которому спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования "жилая застройка", что исключает применение при расчете земельного налога повышающего коэффициента 4.
Решением Курчатовского районного суда города Челябинска от 22 сентября 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 16 марта 2022 года решение суда от 22 сентября 2021 года отменено с принятием нового решения.
Признано незаконным решение УФНС России по Челябинской области N16-07/000825@ от 09 февраля 2021 года, действия Инспекции по направлению налогового уведомления N25268547 от 03 августа 2020 года и начислению земельного налога в размере 251 850 рублей.
На Инспекцию возложена обязанность произвести перерасчет земельного налога за 2019 год в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты" общей площадью 101 501, 53 кв.м, в соответствии с действующим законодательством.
В поданной 20 июня 2022 года кассационной жалобе Инспекция, просит апелляционное определение отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на приказ Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 года, которым вид разрешенного использования "малоэтажная жилая застройка" соответствует виду разрешенного использования "малоэтажная многоквартирная жилая застройка", а также площадь земельного участка Рабина П.Б, превышающую в несколько раз максимальную площадь земельного участка для индивидуального жилищного строительства, полагает не соответствующим фактическим обстоятельствам дела вывод суда апелляционной инстанции о том, что спорный земельный участок предназначен для индивидуального жилищного строительства.
Все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущены.
Как установлено судами, с 2012 года Рабин П.Б. является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 101 501, 53 кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты"
На момент приобретения указанный земельный участок относился к категории земель: земли населенных пунктов, имел разрешенное использование: малоэтажная жилая застройка.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции при проверке правильности выставленного к уплате земельного налога за 2019 год и обоснованности применения пункта 15 статьи 396 НК РФ, исходя из того, что земельный участок административного истца в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования, утвержденным приказом Минэкономразвития от 01 сентября 2014 года N540 (далее - Классификатор) имеет вид разрешенного использования: малоэтажная многоквартирная жилая застройка, пришел к выводу о правомерности применения Инспекцией повышающего коэффициента 4 при расчете земельного налога.
Судебная коллегия по административным делам областного суда с позицией районного суда не согласилась, указала на отсутствие оснований у налогового органа производить расчет земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" с учетом повышающего коэффициента 4, предусмотренного пунктом 15 статьи 396 НК РФ, поскольку государственная регистрация права собственности на спорный земельный участок произведена с видом разрешенного использования, предусматривающего индивидуальное жилищное строительство, в связи с чем отменила решение суда.
Поводов не согласиться с аргументированными выводами суда апелляционной инстанции, основанными на совокупности доказательств, которые оценены по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия кассационного суда не усматривает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Положениями статьи 396 НК РФ установлены особенности расчета земельного налога в отношении земельных участков, предназначенных для жилищного строительства.
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего три года с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости (абзац второй пункта 15).
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости (пункт 16).
Таким образом, условием для применения при исчислении земельного налога коэффициентов, предусмотренных пунктами 15 и 16 статьи 396 НК РФ, является вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий жилищное строительство либо индивидуальное жилищное строительство соответственно.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации Классификатора видов разрешенного использования земельных участков (24 декабря 2014 года), признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному Классификатору.
Вид разрешенного использования спорного земельного участка (малоэтажная жилая застройка) был установлен до введения в действие Классификатора, что следует из представленного свидетельства о государственной регистрации права собственности Рабина П.Б. от 13 сентября 2012 года.
Пунктом 4 статьи 85 НК РФ установлено, что органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Таким образом, сведения о видах разрешенного использования налоговые органы получают из органов Росреестра. В целях исчисления земельного налога инспекция обязана использовать сведения, полученные в установленном порядке от уполномоченного органа.
Следовательно, предусмотренный НК РФ порядок применения при расчете земельного налога повышающих коэффициентов, предусмотренных пунктом 15 статьи 396 НК РФ, не зависит от фактического использования земельного участка и устанавливается исходя из вида разрешенного использования, содержащегося в ЕГРН.
По состоянию на момент регистрации права собственности Рабина П.Б. на спорный земельный участок действовали Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N39, пунктом 1.2 которых было предусмотрено, что для определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов необходимо производить в разрезе следующих видов разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки (подпункт 1.2.2).
По смыслу указанных Методических рекомендаций вид разрешенного использования земельного участка: малоэтажная жилая застройка, включал в себя индивидуальное жилищное строительство.
Администрация города Магнитогорска в предоставленном ответе указала, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" в период с 2012 по 2019 годы был расположен в территориальной зоне Ж-4.
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N540 разрешенное использование земельного участка "для индивидуального жилищного строительства" допускает размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не более 20 метров и не выше 3 надземных этажей). Разрешенное использование "малоэтажная многоквартирная жилая застройка" допускает размещение малоэтажного многоквартирного жилого дома (многоквартирный дом, пригодный для постоянного проживания, высотой до 4 этажей, включая мансардный).
Положениями Свода правил по проектированию и строительству СП 30-102-99 "Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства", принятых постановлением Госстроя РФ от 30 декабря 1999 года N94, определено, что под малоэтажной жилой застройкой понимается застройка домами высотой до 3-х этажей включительно (пункт 5.1.1); жилые образования территорий малоэтажного жилищного строительства должны состоять, как правило, из жилых домов одноквартирных и блокированных (с приквартирными участками) (пункт 5.1.2).
Учитывая все приведенные положения, суд апелляционной инстанции, проверив характеристики видов разрешенного использования земельных участков "малоэтажная жилая застройка" и "малоэтажная многоквартирная жилая застройка", пришел к правильному выводу о том, что земельный участок, приобретенный Рабиным П.Б. в 2012 году, имеет вид разрешенного использования, предусматривающий индивидуальное жилищное строительство; параметры использования земельного участка с видом разрешенного использования "малоэтажная жилая застройка" не могут быть использованы для вида разрешенного использования "малоэтажная многоквартирная жилая застройка", в связи с чем оснований для расчета земельного налога с повышающим коэффициентом 4 у налогового органа не имелось.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судом апелляционной инстанции были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены апелляционного определения. Иное толкование автором кассационной жалобы положений законодательства, не свидетельствует о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального права.
Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены вышеуказанных судебных актов в кассационном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 16 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N17 по Челябинской области - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме принято 11 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.