Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Ладейщиковой М.В, Зариповой Ю.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Сургута Ханты - Мансийского автономного округа - Югры (далее - администрация города Сургута) на решение Сургутского городского суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 12 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01 марта 2022 года по административному делу N2а-9471/2021 по административному иску "данные изъяты" Елены Анатольевны о признании незаконным бездействия администрации города Сургута, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Ладейщиковой М.В, объяснения представителя администрации города Сургута - Хачукова А.М, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
"данные изъяты" Е.А. (в настоящее время после смены фамилии - Понькина) обратилась в суд с уточненными в ходе рассмотрения дела административными исковыми требованиями о признании незаконным бездействия администрации города Сургута по обслуживанию дорог и проездов, расположенных на территории бывшего потребительского садоводческого кооператива N26 "Виктория" (далее - ПСК "Виктория", кооператив) в черте города Сургута, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, указав, что администрация города Сургута не следит за состоянием дорог и проездов, расположенных на территории ПСК "Виктория", исключенного 06 августа 2018 года из ЕГРЮЛ в связи с ликвидацией, дороги находятся в плохом состоянии, затруднен проезд специальных служб, чем нарушены ее права, собственника земельного участка, расположенного в бывшем кооперативе.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01 июня 2021 года, административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 04 августа 2021 года решение суда от 01 декабря 2020 года и апелляционное определение от 01 июня 2021 года отменены, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01 марта 2022 года, признано незаконным бездействие администрации города Сургута, выразившееся в неосуществлении дорожной деятельности по смыслу пункта 6 статьи 3, части 3 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на территории бывшего ПСК N26 "Виктория", расположенного по адресу: "данные изъяты", возложена обязанность на администрацию города Сургута устранить допущенное нарушение.
В поданной 12 июля 2022 года кассационной жалобе администрация города Сургута просит решение суда от 21 октября 2021 года и апелляционное определение от 01 марта 2022 года отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, ссылаясь на передачу в долевую собственность собственников садовых или огородных земельных участков имущества общего пользования при ликвидации садоводческого или огороднического товарищества и добровольность оказания государственной или муниципальной поддержки садоводства и огородничества органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Кроме того, заявитель жалобы указывает, что имущество общего пользования может быть передано в собственность муниципального образования только при принятии такого решения общим собранием членов товарищества, возможности нахождения такого имущества в муниципальной собственности, наличии согласия собственников имущества на такую передачу, в случае если возникло право общей долевой собственности, однако соответствующих заявлений от участников общей долевой собственности на имущество ПСК "Виктория" не поступало. Внутренние проезды на территории садовых и огородных товариществах являются общедолевой собственностью членов товарищества, дорогами не являются и отнесены к дорогам общего пользования местного значения, в связи с чем оснований для содержания данных проездов у администрации города Сургута отсутствуют.
Административным истцом направлено заявление с просьбой о проведении судебного заседания без своего участия.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно.
При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему административному делу не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением Исполнительного комитета Сургутсткого городского Совета народных депутатов от 21 октября 1985 года N238 "О создании садоводческого товарищества" садоводческое товарищество N26 "Виктория" создано при тресте "Сургутспецжилстрой" в количестве 520 человек.
Решениями Исполнительного комитета Сургутсткого городского Совета народных депутатов от 01 ноября 1985 года N257, 21 сентября 1989 года N310, 20 сентября 1990 года N330, 19 сентября 1991 года N612 садоводческому товариществу N26 "Виктория" были выделены земельные участки различных площадей для расширения товарищества.
Приказом комитета по экономике и прогнозированию администрации города Сургута от 26 марта 1998 года произведена перерегистрация субъекта предпринимательской деятельности Потребительского садоводческого кооператива N26 "Виктория".
25 июля 2014 года за "данные изъяты" Е.А. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: садоводство, общей площадью 498 кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты"
На основании определения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 июня 2018 года в отношении ПСК "Виктория" завершено конкурсное производство, 06 августа 2018 года внесена запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица.
Ответом администрации города Сургута от 16 сентября 2020 года отказано в удовлетворении заявления "данные изъяты" Е.А. о содержании и ремонте дорог и проездов на территории ПСК "Виктория" с указанием на обязанность по обслуживанию данных объектов членами ПСК "Виктория".
Суды обеих инстанций, разрешая заявленный спор по существу, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в дело доказательства, исходя из расположения земель бывшего ПСК "Виктория" в границах муниципального образования городской округ город Сургут; отсутствия сведений о предоставлении земельного участка общего назначения в собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных на территории бывшего кооператива; ликвидации кооператива без осуществления правопреемства или создания иного садового товарищества, пришли к выводу о том, что дорожную деятельность на территории бывшего ПСК "Виктория" должна осуществлять администрация города Сургута, в связи с чем удовлетворили административные исковые требования.
Позиция судебных инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам дела, судами учтены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, выводы судов должным образом мотивированы.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29 июля 2017 года N217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N217-ФЗ) ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участках может осуществляться гражданами без создания товарищества (пункт 1).
Граждане, осуществляющие ведение садоводства или огородничества без создания товарищества, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе самостоятельно взаимодействуют с органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными организациями, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 3).
Исходя из пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об организации местного самоуправления) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в частности дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N257-ФЗ) к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (пункт 3).
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа (пункт 11).
Подлежат отклонению доводы кассационной жалобы о том, что проезды на территории бывшего ПСК "Виктория" не относятся к автомобильным дорогам в понятии, установленном пунктом 1 статьи 3 Закона N257-ФЗ, на основании следующего.
Нормативные документы, действовавшие в период выделения земли садовому товариществу N26 "Виктория" (1980-е, начало 1990-х годов), предполагали наличие проездов на территории, использующейся для организации садоводческих объединений.
Так, согласно пункту 2.7 "МВСН 43-85. Застройка территорий садоводческих товариществ, здания и сооружения. Нормы проектирования" (утверждены Приказом Госгражданстроя СССР от 11 декабря 1985 года N404), утративших силу с 01 января 1998 года, подъезды, соединяющие территорию садоводческого товарищества с дорогами общего пользования, а также проезды на территории садоводческого товарищества должны иметь покрытие низшего типа из грунтов, улучшенных различными местными материалами, согласно требованиям СНиП II-Д.5-72 (с 01 января 1987 года СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги", утвержденные постановлением Госстроя СССР от 17 декабря 1985 года N233).
Как следует из представленной в материалы дела карты-схемы на территории бывшего ПСК "Виктория" обустроены многочисленные проезды, имеющие названия: "улица Северная", "улица Цветочная", "улица Яблоневая" и т.д.
Таким образом, исходя из того, что автомобильная дорога общего пользования местного значения - это автомобильная дорога в границах населенных пунктов поселения либо муниципального района, либо городского округа, не отнесенная к автодорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частным автодорогам, дороги на территории ликвидированного ПСК "Виктория" не включены в перечень дорог федерального или регионального значения, не являются частной собственностью, фактически соединяют территорию бывшего кооператива с иными объектами улично-дорожной сети, используются не только собственниками земельных участков в кооперативе, но и иными лицами, включая сотрудников экстренных служб (скорая помощь, полиция, противопожарные службы и т.д.), в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона N257-ФЗ, проезды на территории бывшего кооператива являются дорогами общего пользования и в силу буквального толкования положений Закона N257-ФЗ находятся в собственности муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, что предполагает обязанность администрации города Сургута осуществлять дорожную деятельность на территории бывшего ПСК "Виктория".
Оснований не согласиться с выводами судов кассационная коллегия не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела судами установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
В целом доводы заявителя жалобы повторяют доводы, приводимые администрацией города Сургута при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана соответствующая оценка, и по существу основаны на несогласии с данной судами оценкой установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательства, направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Несогласие автора жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не свидетельствует о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке и не является основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установилоснований для изменения или отмены обжалуемых решения суда и апелляционного определения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сургутского городского суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 12 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Сургута Ханты - Мансийского автономного округа - Югры без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме принято 25 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.