Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Ладейщиковой М.В, Зариповой Ю.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Джабарова Адила Ильдара оглы на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Пермского краевого суда от 30 мая 2022 года по административному делу N2а-111/2022 по административному иску Джабарова Адила Ильдара оглы о признании незаконным решения призывной комиссии, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Ладейщиковой М.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
решением призывной комиссии Осинского городского округа Пермского края (далее - призывная комиссия), оформленным протоколом N4/У от 05 октября 2021 года, Джабаров Адил Ильдар оглы, родившийся "данные изъяты" года, в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе) признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислен в запас.
Не согласившись с указанным решением призывной комиссии, Джабаров А.И.оглы обратился в суд с административным исковым заявлением о признании его незаконным, возложении обязанности на призывную комиссию рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении его в запас, как не подлежащего призыву на военную службу по достижении им возраста 27 лет и выдаче военного билета.
Обосновывая заявленные требования, административный истец указал, что мероприятия по призыву на военную службу в период с 04 февраля по 24 июня 2021 года в отношении него не проводились, соответствующие повестки не направлялись, явиться в назначенные даты для отправки в часть не смог ввиду болезни, в связи с чем, полагает, что военную службу по призыву не прошел по независящим от него обстоятельствам.
Решением Осинского районного суда Пермского края 10 февраля 2022 года признано незаконным решение призывной комиссии от 05 октября 2021 года в отношении Джабарова А.И.оглы, возложена обязанность на военный комиссариат по Осинскому, Еловскому районам Пермского края выдать административному истцу военный билет.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 30 мая 2022 года решение суда от 10 февраля 2022 года отменено, административные исковые требования Джабарова А.И.оглы оставлены без удовлетворения.
В поданной 15 июля 2022 года кассационной жалобе Джабаров А.И.оглы просит апелляционное определение отменить, как постановленное с существенным нарушением норм материального права, ссылается на уважительную причину своей неявки по повестке военного комиссариата, документально подтвержденную, что ошибочно не принято судом апелляционной инстанции.
В суд кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.
От ФКУ "Военный комиссариат Пермского края" поступило заявление с просьбой о рассмотрении кассационной жалобы Джабарова А.И.оглы без участия своего представителя.
В удовлетворении ходатайства Джабарова А.И.оглы о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференц - связи отказано.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему административному делу не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в 2020 году Джабаров А.И.оглы, родившийся "данные изъяты" года, получил гражданство "данные изъяты".
04 февраля 2021 года Джабаров А.И.оглы поставлен на воинский учет в военном комиссариате Осинского и Еловского районов Пермского края, признан годным к военной службе с категорией годности "А".
Проведенным весной 2021 года медицинским освидетельствованием Джабаров А.И.оглы признан годным к военной службе, решением призывной комиссии от 05 апреля 2021 года призван на военную службу.
Джабарову А.И.оглы вручены повестки для отправки в войска на 25 апреля и 01 июня 2021 года, по которым административный истец на призывной пункт не явился.
Согласно представленной в материалы дела медицинской документации, 24 апреля 2021 года Джабаров А.И.оглы вызывал бригаду скорой медицинской помощи, 26 апреля 2021 года явился на прием к терапевту в Осинскую ЦРБ, поставлен диагноз: "данные изъяты", установлена временная нетрудоспособность с 26 по 29 апреля 2021 года.
Кроме того, Джабаров А.И.оглы посещал врача 03 июня 2021 года, установлен диагноз: "данные изъяты", предыдущая временная нетрудоспособность с 31 мая по 03 июня 2021 года, установлена временная нетрудоспособность с 04 мая по 07 июня 2021 года.
25 июня 2021 года административный истец снят с воинского учета по достижении 27 лет.
05 октября 2021 года призывной комиссией принято оспариваемое решение.
Разрешая заявленный спор по существу, суд первой инстанции, признав неявку административного истца для отправки в войска по уважительным причинам ввиду нахождения на амбулаторном лечении в связи с заболеванием, повлекшим утрату трудоспособности, пришел к выводу о том, что Джабаров А.И.оглы не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него объективным причинам, в связи с чем признал незаконным решение призывной комиссии, отклонив доводы административного ответчика о неизвещении Джабаровым А.И.оглы военного комиссариата о причинах своей неявки и предоставлении всех медицинских документов после окончании призывной компании.
Судебная коллегия по административным делам краевого суда, отменяя решение суда первой инстанции, установила, что Джабаров А.И.оглы, получив повестки о явке в военный комиссариат на 25 апреля и 01 июня 2021 года, в которых разъяснена обязанность явиться в военный комиссариат немедленно, без дополнительного вызова по окончании действия уважительной причины, не явился в военный комиссариат; заключением врачебной комиссии признан годным к военной службе; состоял на воинском учете и подлежал призыву на военную службу, в связи с чем пришла к заключению о правомерности вынесенного призывной комиссией решения о признании административного истца лицом не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований.
Позиция суда апелляционной инстанции соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам дела, учтены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, выводы должным образом мотивированы.
Исходя из пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет административное исковое заявление об оспаривании решения органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует нормативным правовым актам.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (часть 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Закон о воинской обязанности и военной службе.
Формой реализации указанной выше конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22 Закона о воинской обязанности и военной службе), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24 Закона о воинской обязанности и военной службе).
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 Закона о воинской обязанности и военной службе, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе).
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N663 (далее - Положение о призыве).
Пунктом 34 Положения о призыве предусмотрено, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Закона о воинской обязанности и военной службе, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Таким образом, условием для признания гражданина, состоящего на воинском учете и достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву, при отсутствии на то законных оснований, является наличие в документах воинского учета данных о непрохождении им военной службы без законных на то оснований после 01 января 2014 года.
Положениями пункта 2 статьи 7 Закона о воинской обязанности и военной службе закреплено, что заболевание с утратой трудоспособности, вследствие чего гражданин не явился по повестке военного комиссариата, является уважительной причиной (абзац второй).
Приложением N30 к Инструкции, утвержденной приказом Минстра обороны РФ от 02 октября 2007 года N400 (утратившей силу с 01 января 2022 года) предусмотрено, что по окончании действия уважительной причины для неявки по повестке гражданин обязан незамедлительно без дополнительного вызова явиться в военный комиссариат муниципального образования.
Принимая во внимание приведенные нормы закона и установленные судом фактические обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что Джабаров А.И.оглы свою обязанность явиться в военный комиссариат по окончании действия уважительных причин (заболеваний) не исполнил, в связи с чем обоснованно признан непрошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Доводы кассационной жалобы о наличии у административного истца уважительных причин неявки в военный комиссариат по повесткам сводятся к субъективной переоценке исследованных судом апелляционной инстанции доказательств, в то же время, переоценка установленных по делу обстоятельств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, который не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, неустановленные либо отвергнутые судом первой или апелляционной инстанции.
Данных, что при рассмотрении административного дела суд апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены или изменения судебного акта, материалы дела не содержат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Пермского краевого суда от 30 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Джабарова Адила Ильдара оглы - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме принято 26 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.