Кассационный военный суд в составе: председательствующего Бабошкина П.И., судей Дубова Ю.А. и Лядова В.Л., при секретаре судебного заседания Семенец М.К. рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Ерофеева М.Г. на решение 235 гарнизонного военного суда от 2 марта 2022 года по административному делу N 2а-25/2022 и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 23 июня 2022 года, принятые по административному исковому заявлению "данные изъяты" Ерофеева Марка Геннадьевича об оспаривании действий должностных лиц Управления "данные изъяты", в котором предусмотрена военная служба (далее именуется Управление), связанных с увольнением с военной службы и отказом в направлении на профессиональную переподготовку.
Заслушав доклад председательствующего, изложившего содержание обжалованных судебных актов, включая обстоятельства дела как они установлены судебными инстанциями, а также доводы кассационной жалобы, выслушав выступление представителя административных соответчиков Стоянова И.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, и позицию по административному делу прокурора Арешкина В.В, полагавшего обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению,
УСТАНОВИЛ:
названным выше решением 235 гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением 2-го Западного окружного военного суда, отказано в удовлетворении требований административного искового заявления Ерофеева М.Г, который просил признать незаконным отказ начальника Управления направить его на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей, а также изданный указанным воинским должностным лицом приказ от 18 ноября 2021 года N 49-лс об увольнении его с военной службы в запас в связи с истечением срока соответствующего контракта.
В порядке восстановления прав, которые он полагал нарушенными, Ерофеев М.Г. заявил требования о возложении на административного ответчика обязанности оспоренный приказ отменить, восстановить его на военной службе в прежней воинской должности с обеспечением ему реализовать право на прохождение профессиональной переподготовки по выбранной им гражданской специальности без взимания платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия.
В поданной 8 июля 2022 года кассационной жалобе административный истец с приведением доводов, идентичных либо полностью тождественных существу и содержанию апелляционной жалобы, просит состоявшиеся судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального права при несоответствии выводов судебных инстанций обстоятельствам дела, и принять новое решение об удовлетворении в полном объёме требований его административного искового заявления.
В обоснование в жалобе приведён самостоятельный анализ применённых судом норм материального права, включая положения пункта 4 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих"), регламентирующего основания прохождения профессиональной переподготовки, а также пунктов 3, 8 и 9 Порядка и условий реализации военнослужащими органов государственной охраны, проходящими военную службу по контракту, права на прохождение профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей, утверждённого приказом "данные изъяты" от 22 марта 2018 года (далее - Порядок), по итогам чего приходит к выводам о неправомерности оспоренных им действий и решений как исключивших возможность прохождения профессиональной переподготовки, право на которую, по мнению административного истца, возникло ввиду своевременной подачи им рапорта по установленной форме при достижении необходимой продолжительности срока военной службы.
Доводы о незаконности приказа об увольнении с военной службы Ерофеев М.Г. связывает с тем, что профессиональную переподготовку по избранной специальности он до издания этого приказа не прошёл.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.
Согласно частям 2-3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено в качестве юридически значимых обстоятельств по делу и подтверждается его материалами, что на основании контракта, заключённого сроком на пять лет, Ерофеев М.Г. проходил военную службу в Управлении, занимая воинскую должность "данные изъяты" согласно имеющейся у него гражданской специальности по направлению "данные изъяты".
Срок заключённого с Ерофеевым М.Г. контракта истекал 6 декабря 2021 года, в связи с чем он 2 августа 2021 года подал по команде рапорт об увольнении из рядов Вооружённых Сил Российской Федерации по истечении срока контракта (л.д. 58). 10 августа 2021 года он обратился к командованию с рапортом о направлении в связи с предстоящим истечением срока военной службы для прохождения профессиональной переподготовки продолжительностью не менее 250 часов по программе первоначальной переподготовки "данные изъяты", а 31 августа 2021 года им же подан рапорт о направлении для прохождения дополнительной программы профессиональной переподготовки такой же продолжительности в "данные изъяты" (л.д. 56-57).
Выслуга лет Ерофеева М.Г. на дату подачи второго из указанных рапортов составила 4 года 8 месяцев 25 дней (л.д. 60)
В прохождении профессиональной переподготовки Ерофееву М.Г. отказано со ссылкой на отсутствие к тому оснований.
В ходе проведённой с ним командованием 16 ноября 2021 года беседы с Ерофеев М.Г. подтвердил намерение прекратить военно-служебные отношения по истечении контракта о прохождении военной службы, и на основании приказа начальника Управления от 18 ноября 2021 года N 49-лс он уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе), и исключён из списков личного состава воинской части с 6 декабря 2021 года.
Разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций, вопреки доводам кассационной жалобы, верно применили нормы материального права и правильно их истолковали. По итогам не вызывающего сомнений в своей полноте и всесторонности анализа представленных в материалы дела доказательств в соответствии с правилами статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные инстанции пришли к мотивированным выводам о том, что оспоренными действиями и решениями административных ответчиков не допущено нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, оснований для их восстановления в судебном порядке не имеется.
В соответствии с пунктом 4 статьи 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет пять лет и более (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования), в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями имеют право пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия в порядке и на условиях, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти и федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), продолжительностью до четырех месяцев. В случае увольнения указанных военнослужащих с военной службы в период обучения они имеют право на завершение учебы бесплатно.
В "данные изъяты" соответствующие порядок и условия определены согласно упомянутому выше приказу от 22 марта 2018 года N 195, регистрация которого в Минюсте России состоялась 13 апреля, а официальное опубликование - 16 апреля 2018 года.
Как отмечено в пункте 3 Порядка, военнослужащие имеют право пройти профессиональную переподготовку при условии общей продолжительности военной службы в календарном исчислении пять лет и более (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования), а в его пункте 8 определено, что рапорты по команде должностным лицам подразделений органов государственной охраны, имеющим право издания приказов по личному составу, подают изъявившие желание пройти профессиональную переподготовку военнослужащие органов государственной охраны, имеющие на дату подачи рапорта общую продолжительность военной службы в календарном исчислении пять лет и более (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования).
При этом срок подачи военнослужащим соответствующего рапорта установлен в пункте 9 Порядка с учётом сроков, обеспечивающих их направление на профессиональную переподготовку до момента истечения срока военной службы. Для той категории военнослужащих, к которым относится административный истец, данный срок определён в три месяца.
Из системного толкования вышеприведённых положений законодательства следует правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, согласно которым начальник Управления правомерно отказал в направлении на профессиональную переподготовку Ерофееву М.Г, который на дату подачи рапортов от 10 и от 31 августа 2021 года имел общую продолжительность военной службы в календарном исчислении менее пяти лет, то есть не соответствовал установленным в законе условиям для реализации права на такую переподготовку.
В силу требований подпункта "б" пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и подпункта "б" пункта 3 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, военнослужащий по истечении срока контракта подлежит увольнению с военной службы, а согласно нормам пункта 11 статьи 38 названного Федерального закона, пункта 4 статьи 3 и пункта 24 статьи 34 указанного Положения он должен быть исключён из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона и настоящим Положением.
Заявление военнослужащего о наличии намерений пройти профессиональную переподготовку к таким случаям не отнесено и у командования отсутствовали основания для невыполнения названных предписаний законодательных актов, из чего следует правильность содержащихся в судебных актах гарнизонного и окружного военных судов выводов о законности оспоренного Ерофеевым М.Г. приказа начальника Управления, со стороны которого выполнены обязанности по предоставлению военнослужащему установленных гарантий.
То есть, суды верно определили правоотношения сторон, правильно применив и надлежащим образом истолковав применимые в регулировании возникшего спора нормы материального права, которые с достаточной полнотой и приведением необходимого юридического обоснования изложены в судебном решении и апелляционном определении.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Указания на наличие подобных оснований доводы кассационной жалобы не содержат.
Таким образом, принятые 235 гарнизонным военным судом и 2-м Западным окружным военным судом судебные акты сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке. Позиция административного истца и доводы в её обоснование получили надлежащую оценку со стороны судебных инстанций, отвергнуты ими правомерно и с приведением убедительных мотивов.
Оснований к безусловной отмене обжалованных судебных актов согласно нормативным положениям части 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не выявлено.
Руководствуясь статьями 327, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
решение 235 гарнизонного военного суда от 2 марта 2022 года и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 23 июня 2022 года, принятые по административному исковому заявлению Ерофеева Марка Геннадьевича, оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации путём подачи кассационной жалобы в установленный частью 2 статьи 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объёме 22 сентября 2022 года.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи Ю.А. Дубов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.