Кассационный военный суд в составе: председательствующего Богдашова Д.А., судей Авдонкина В.С. и Красношапки В.Б., при секретаре Платошечкиной Ю.С. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-21/2022 по кассационной жалобе административного истца Санадирадзе Левани Автандиловича на решение Буденновского гарнизонного военного суда от 17 ноября 2021 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 25 февраля 2022 г., принятые по административному иску бывшего военнослужащего войсковой части N "звание" Санадирадзе Л.А. об оспаривании действий командира названной воинской части, связанных с исключением из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Красношапки В.Б, изложившего обстоятельства административного дела, содержание принятых по делу судебных актов, доводы кассационной жалобы и суть поступивших письменных возражений на нее, заключение военного прокурора Шамсутдинова А.А, предложившего судебные акты оставить без изменения, кассационный военный суд
установил:
решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением окружного военного суда, отказано в удовлетворении административного иска Санадирадзе Л.А. с требованиями о признании незаконным приказа командира войсковой части N от 3 августа 2019 г. N 184 об исключении из списков личного состава воинской части, а также о восстановлении в списках личного состава воинской части и обеспечении положенными видами довольствия.
В кассационной жалобе, поданной 18 июля 2022 г, административный истец, выражая несогласие с судебными постановлениями и полагая, что они приняты с нарушением норм процессуального права, просит об их отмене и удовлетворении требований административного иска.
В обоснование этого приводит доводы, аналогичные тем, которые ранее уже были предметом рассмотрения судебных инстанций. Их суть сводится к тому, что он неправомерно исключен из списков личного состава воинской части до обеспечения его жилым помещением.
В письменных возражениях помощник военного прокурора Буденовского гарнизона Параскевов А.Ф, опровергая доводы кассационной жалобы, просит обжалованные судебные акты оставить без изменения.
Препятствий для рассмотрения данного административного дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела в пределах доводов кассационной жалобы и письменных возражений, суд приходит к нижеследующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации) определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено в качестве юридически значимых обстоятельств по административному делу и подтверждается его материалами, что Санадирадзе Л.А, проходивший военную службу по контракту с 28 июля 2008 г, уволен с военной службы в отставку в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе 24 сентября 2018 г.
Приказом командира войсковой части N от 3 августа 2019 г. N 184 административный истец исключен из списков личного состава воинской части 5 сентября 2019 г, о чем ему стало известно на следующий день.
25 октября 2021 г. Санадирадзе Л.А. обратился в гарнизонный военный суд с административным иском об оспаривании законности указанного приказа воинского должностного лица по мотиву необеспечения его жилищной субсидией на момент прекращения военно-служебных отношений.
В соответствии с частью первой статьи 218 КАС Российской Федерации право граждан на обращение в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти и должностного лица возникает в том случае, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено частями 1 и 1.1 статьи 219 КАС Российской Федерации, гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц и государственных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов.
Административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
В силу части 1 статьи 62 КАС Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Указанные обязанности сторон при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного или муниципального служащего конкретизированы в статье 226 КАС Российской Федерации.
Согласно части 11 указанной статьи обязанность доказывания обстоятельств, касающихся факта нарушения прав и соблюдения срока обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 18 июля 2017 г. N 1563-О, установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, а также момента начала их исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан.
При изложенных обстоятельствах суды, правильно применив положения статей 218, 219 КАС Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу о том, что начало течения срока обращения Санадирадзе Л.А. в суд с требованиями о признании незаконным приказа об исключении его из списков личного состава воинской части, следует исчислять с даты ознакомления с данным приказом - 6 сентября 2019 г.
Указанные выводы судов подтверждаются перечисленными в судебных актах доказательствами, исследованными судом первой инстанции с соблюдением требований статей 14, 62, и 226 КАС Российской Федерации, а приведенная в обжалуемом судебном акте оценка этих доказательств, с которой согласился и суд апелляционной инстанции, отвечает положениям статьи 84 того же Кодекса, то есть установленные судами обстоятельства материалам дела соответствуют.
Согласно части 8 статьи 219 КАС Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд, является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Материалами дела подтверждается, что административный истец обратился за судебной защитой 25 октября 2021 г, то есть спустя два года с того момента, когда узнал о предполагаемом нарушении своих прав.
Поскольку Санадирадзе Л.А. не представил данных, свидетельствующих об уважительности причин пропуска им названного срока, суды правомерно со ссылкой на части 6-8 статьи 219 КАС Российской Федерации отказали в удовлетворении требований административного иска.
Каких-либо обстоятельств, которые опровергают указанные выводы судов, в материалах дела не содержится, а в кассационной жалобе не приводится.
Доводы кассационной жалобы о наличии оснований для признания оспоренного приказа командования незаконным по существу отклоняются, поскольку пропуск срока для обжалования является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска и не требует исследования фактических обстоятельств дела.
Таким образом, принятые гарнизонным военным судом и окружным военным судом судебные акты сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям части 3 статьи 328 КАС Российской Федерации не выявлено.
Руководствуясь статьями 177, 327, пунктом 1 части 1 статьи 329 и 330 КАС Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
решение Буденновского гарнизонного военного суда от 17 ноября 2021 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 25 февраля 2022 г, принятые по административному исковому заявлению Санадирадзе Левани Автандиловича, оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке и срок, установленные главой 35 КАС Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 16 сентября 2022 г.
Председательствующий: Д.А. Богдашов
Судьи: В.С. Авдонкин
В.Б. Красношапка
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.