Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Лядова В.Л. и Дубова Ю.А. при секретаре судебного заседания Орловой Е.В. в открытом судебном заседании рассмотрел административное дело N 2а-46/2022 по кассационной жалобе представителя административного ответчика Румянцева Сергея Васильевича на решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 31 марта 2022 года и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 10 июня 2022 года по административному иску "звание" Мандрыко Дмитрия Алексеевича об оспаривании действий начальника федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования " "данные изъяты"" (далее - военное училище), связанных с выплатой денежного довольствия.
Заслушав доклад судьи Дубова Ю.А, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, суд
установил:
решением Краснодарского гарнизонного военного суда от 31 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Южного окружного военного суда от 10 июня 2022 года, административный иск Мандрыко удовлетворен.
Суд признал незаконными действия начальника военного училища, связанные с приостановлением с 1 января 2022 года выплаты Мандрыко оклада по воинскому званию "звание", обязал названное должностное лицо отменить изданный им приказ от 8 февраля 2022 года N 8 в части ее приостановления и возложил на административного ответчика обязанность возобновить производство выплаты этого оклада с учетом присвоенного воинского звания "звание".
В кассационной жалобе, поданной 24 июля 2022 года, представитель административного ответчика, считая обжалованные судебные акты незаконными, просит их отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца.
В обоснование автор жалобы, ссылаясь на обстоятельства дела, утверждает, что приказ начальника военного училища от 8 февраля 2022 года N 22 о приостановлении выплаты административному истцу оклада по воинскому званию "звание" издан в соответствии с письмом "данные изъяты" Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ от 20 декабря 2019 года, в котором указано на отсутствие законных оснований для присвоения воинских званий сержантов и старшин, а также выплаты окладов по этим воинским званиям курсантам военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования.
Обращает внимание на то, что указанное разъяснение Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ основано на позиции Верховного Суда РФ, изложенной в решении от 11 марта 2019 года по вопросу выплаты курсантам денежного довольствия по воинским должностям курсантов.
Представитель административного ответчика отмечает при этом, что в штате военного училища, утвержденном начальником Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, отсутствуют воинские должности, соответствующие воинскому званию "звание", на которые могут назначаться курсанты.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если это привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а также в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 310 КАС РФ.
Согласно ч. 2 и ч. 3 ст. 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Суды установили, что приказами Министра обороны РФ от 31 июля 2019 года и начальника военного училища от 1 августа 2019 года N 152, Мандрыко зачислен курсантом на первый курс в военное училище по военной специальности " "данные изъяты"", ему присвоено воинское звание "звание".
Приказом начальника военного училища от 20 февраля 2020 года N 11 Мандрыко освобожден от воинской должности курсанта, назначен "данные изъяты" военного училища и ему присвоено воинское звание "звание".
С 12 октября 2020 года административный истец заключил контракт о прохождении военной службы на время обучения и 5 лет военной службы после окончания военного училища.
Приказом начальника военного училища от 13 мая 2021 года N 27 Мандрыко присвоено очередное воинское звание "звание".
Приказом начальника военного училища от 8 февраля 2022 года Мандрыко с 1 января 2022 года приостановлена выплата оклада по воинскому званию "звание" и установлена выплата оклада, соответствующего воинскому званию "звание".
Признавая оспоренные действия воинского должностного лица неправомерными и удовлетворяя требования административного истца о возложении на должностное лицо обязанность произвести выплату оклада по воинскому званию "звание", суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что административному истцу в установленном порядке присвоено соответствующее воинское звание.
Однако констатируемый судебными инстанциями факт присвоения воинского звания "звание" должностным лицом, имеющим для этого полномочия, материалами дела не подтвержден. Напротив, представителем должностного лица, которым издан приказ о присвоении Мандрыке воинского звания "звание", в рамках спора по настоящему делу отрицается право того на получение оклада по данному воинскому званию. При этом начальник училища приказом от 8 февраля 2022 года N 22, законность которого явилось предметом спора, этим своим приказом нивелировал правовые последствия приказа, изданного им же о присвоении воинского звания "звание".
При этом указанные выводы суды сделали без учета всех обстоятельств, имеющих значение для дела, и отдельных норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Так, согласно ч. 6 и ч. 8 ст. 81 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что в федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении, в частности федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны, к числу обучающихся относятся адъюнкты, аспиранты, слушатели, курсанты и студенты. Курсантами являются военнослужащие, не имеющие воинских званий офицеров, и сотрудники из числа лиц рядового состава и младшего начальствующего состава.
В соответствии с п. 1 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, зачисленные в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, назначаются на воинские должности курсантов, слушателей или иные воинские должности в порядке, определенном этим законом, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В свою очередь п. 7 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237, определено, что гражданин, зачисленный в военно-учебное заведение, назначается на воинскую должность курсанта, слушателя или иную воинскую должность, предусмотренную для военнослужащих, обучающихся в указанном учебном заведении, в соответствии с присвоенным ему воинским званием.
Из приведенных правовых норм следует, что граждане, зачисленные в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, являющиеся военнослужащими, не имеющими воинских званий офицеров, проходят военную службу в период обучения, как правило, на воинских должностях курсантов, что независит от возложения на них дополнительных обязанностей, связанных с организацией обучения, в том числе по исполнению функций командира отделения курсантов и других.
Федеральный закон "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", в частности ст. 1, устанавливает денежное довольствие военнослужащих и отдельные выплаты военнослужащим, которое выплачивается с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
Согласно ч. 2, ч. 5 ст. 2 данного Федерального закона денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию) и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (дополнительные выплаты). Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 5 декабря 2011 года N 992 (приложение N 3) установило оклады денежного содержания военнослужащих Вооруженных Сил РФ, проходящих военную службу по контракту, в частности размер оклада по воинскому званию "звание" - 6500 рублей, а по воинскому званию "звание" - 5000 рублей. Также установлен должностной оклад по воинской должности "звание" в размере - 7000 рублей.
Приказом Министра обороны РФ от 30 мая 2022 года "данные изъяты", установлено, что к переменному составу образовательной организации относятся военнослужащие, обучающиеся в образовательной организации и не имеющие воинских званий офицеров (курсанты). "данные изъяты"
Приведенные правовые акты указывают на то, что курсантам военных образовательных организаций высшего образования в период обучения денежное довольствие устанавливается исходя из занимаемой воинской должности курсанта и присвоенного воинского звания, которое должно определяться штатом и табелем к штату военно-учебного заведения.
При разрешении административного спора суды упомянутые штат военно-учебного заведения и табель к штату не истребовали и не исследовали, несмотря на выраженное представителем административного ответчика утверждение о том, что в штате "данные изъяты" военного училища, утвержденном начальником Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, отсутствуют воинские должности, при назначение на которые курсантов, имеющих воинские звания "звание", может быть присвоено более высокое воинское звание, в том числе "звание".
Между тем данное утверждение согласуется с имеющимся в материалах дела письмом "звание" Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ от 20 декабря 2019 года, которое содержит разъяснение на обращение должностного лица по вопросам законности присвоения вышеупомянутой категории военнослужащих воинских званий сержантов и старшин, а также выплаты этой категории военнослужащих оклада по воинскому званию, которое судами также оставлено без внимания.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции не убедились в законности и обоснованности спорной выплаты той категории военнослужащих, к которой относится административный истец, однако возложили на должностное лицо обязанность по ее производству последнему, а поэтому неправильно применили нормы материального права (не применили нормы права, подлежащие применению) и сделали выводы, которые не соответствуют обстоятельствам дела, что могло привести к принятию неправильного судебного акта. Данные обстоятельства в соответствии с ч. 2 ст. 328 КАС РФ являются основанием для отмены обжалованных судебных актов.
В силу положений п. 2 ч. 1 ст. 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу, вправе отменить судебный акт первой и апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, содержащимися в п. 15 постановления от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" рассмотрение дел по правилам главы 22 КАС РФ осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда.
Вышеприведенные обстоятельства в целом указывают на то, что административное дело рассмотрено в первой и апелляционной инстанциях без соблюдения данного принципа как он декларирован в нормах ст. 6 и ст. 14 КАС РФ, что является препятствием принятию нового судебного акта по итогам судебного разбирательства в суде кассационной инстанции.
Таким образом, обжалуемые решение и апелляционное определение подлежат отмене ввиду допущенных при их принятии судами нарушений норм материального и процессуального права, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении судебным инстанциям надлежит учесть изложенное выше, установить юридически значимые обстоятельства и с их учетом разрешить возникшие спорные правоотношения исходя из норм закона, подлежащего применению.
Оснований для указания на необходимость такого рассмотрения в ином составе судей из материалов административного дела не усматривается.
Кассационный военный суд, руководствуясь ст. 327, 329 и 330 КАС РФ, определил:
решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 31 марта 2022 года и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 10 июня 2022 года по административному иску Мандрыко Дмитрия Алексеевича отменить и дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в установленный ч. 2 ст. 318 того же кодекса срок.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 20 сентября 2022 года.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи В.Л. Лядов
Ю.А. Дубов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.